Долгопрудненский историко-художественный музея пополнил свою коллекцию электронных изображений, получив из Центрального государственного архива Московской области скан фотографии, связанной со строительством канала Москва-Волга. А если точнее — с Хлебниковским районом строительства, который почти полностью располагался на территории современного Долгопрудного.
Давайте внимательно рассмотрим изображение и восстановим историю строительства Хлебниковского железнодорожного моста через канал.
На фото зафиксирован момент сборки фермы железнодорожного моста через канал на перегоне между Водниками и Хлебниково. Судя по отбрасываемым теням, направление съёмки на север — от Водников в сторону Хлебниково. Хотя фото находится в «фото-обзоре» за февраль 1935 года, есть некоторые сомнения, что датировка фото соответствует датировке «фото-обзора», так как на изображении практически отсутствует снег.
К тому же на фото в мартовском номере 1935 года журнала «Москваволгострой», который чрезвычайно оперативно сообщал о событиях на строительстве канала, никаких металлических ферм не наблюдается:
Вот как вспоминал строительство Хлебниковского моста бывший заключённый Дмитлага Леонид Иннокентьевич Гайдукевич:
«Судьба каторжан канала, кроме неблагоприятных условий содержания, скудного кормления, обременялась тяжелыми каторжными работами. Ведь строительной техники фактически не было. Вся техника состояла главным образом из лопат, тачек да мозолистых рук каторжан. Чтобы построить в Хлебниково мост через канал, сначала надо было забить в грунт многочисленные деревянные сваи под опоры — быки, на которых потом будут покоиться металлические конструкции моста. Для этого вокруг каждой сваи возводились переносные леса — подмостки. На них располагались по восемь каторжан и многопудовой бабой, вместо копра, по команде раз-два ухнем вручную забивали сваи».
К октябрю 1935 года Хлебниковский железнодорожный мост был полностью смонтирован, но движение по Савёловскому направлению осуществлялось ещё по старым путям, которые хорошо видны на заднем плане фотографии октябрьского номера 1935 года журнала «Москваволгострой» (направление съёмки — на восток):
В конце октября 1935 года по Хлебниковскому железнодорожному мосту через канал Москва-Волга началось движение. На переднем плане фотографии, опубликованной в газете «Москва-Волгострой» 1 ноября 1935 года можно разглядеть старые железнодорожные пути:
Как сообщали в газете «Ударник» (Дмитров) №200 в начале сентября 1935 года, для подходов к мосту была отсыпана насыпь высотой 13 метров, в которую было уложено около полумиллиона кубометров грунта, два быка для моста отлиты из более чем 6000 кубометров бетона, а вес металлических конструкций моста составил 361 тонну.
И ещё немного воспоминаний Л.И. Гайдукевича о строительстве этого моста:
«… от систематического недоедания я окончательно обессилил, еле-еле стоял на ногах при слабом дуновении ветра. Бригадир поставил меня на планировку земли при отсыпке насыпи у того самого Хлебниковского моста. Кое-как оформлял мне норму выработки. Проработав на планировке насыпи несколько дней, у меня начались сильные боли в животе. Для успокоения боли, я присел в небольшой ямке. А стрелок боевого оцепления, стоявший на откосе железной дороги, открыл по мне стрельбу. На мое счастье пули просвистели справа и слева совсем рядом со мной».
Напомним, что в фондах Долгопрудненского музея хранится очень редкая открытка, напечатанная тиражом всего 500 экземпляров — «Москваволгострой. Мост через канал при пересечении Савеловской ж. д. у ст. Хлебниково» издания культурно-воспитательного отдела Дмитлага и фотослужбы Москваволгостроя и отпечатанная в типографии Дмитлага НКВД. На этом фото под недавно построенным мостом уже прорыт канал.