В журнале «Московские епархиальные ведомости» №4 за 2019 год (стр. 122-125) в рубрике «Церковная история» было опубликована статья научного сотрудника Долгопрудненского историко-художественного музея И.В. Кувыркова «Успенский храм в Химках», вкратце рассказывающая об истории храма в селе Успенское-Трахонеево, входящем на сегодняшний день в городскую черту города Химки.
Помимо уже широко известных фактов в статье приводится и ранее нигде не публиковавшаяся информация, касающаяся трагических судеб послереволюционных настоятелей храма.
В работе над статьёй принимал участие сегодняшний настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Трахонеево о. Сергий Кунегин.
Храм Успения Пресвятой Богородицы города Химки в квартале Трахонеево расположен на самом краю Химкинского городского округа, на высоком правом берегу Клязьмы.
Первое известное упоминание о Трахонееве, а точнее Козодавлеве, как называлось село раньше, найдено в духовной грамоте князя Ивана Юрьевича Патрикеева (1419-1499), составленной не позднее 5 февраля 1499 г.: «А сел своих даю сыну своему Василью: … да ему ж даю у Москвы, на Клязме, село Козодавле, и с деревнями, со всем тем, как было за мною». Таким образом, на сегодняшний день возраст храма Успения Пресвятой Богородицы уже перевалил за полтысячи лет. Немногие церкви химкинской земли могут гордиться столь почтенным возрастом.
После опалы князя Ивана Патрикеева село Козодавлево с окрестностями перешло в царскую казну, а в середине XVI в. было пожаловано боярину Василию Юрьевичу Траханиотову, внуку Юрия Мануйловича Траханиотова, прибывшего в Московию в свите Софии Палеолог, ставшей женой Ивана III. Так Козодавлево, Успенское тож, стало центром подмосковной вотчины Траханиотовых почти на 250 лет.
Во времена Траханиотовых храм Успения Пресвятой Богородицы оставался деревянным и содержался в основном на средства владельцев вотчины по причине малолюдности и бедности прихода. «За Иваном да за Микифором Васильевичи Троханиотовыми старое отца их вотчина: село Козодавлево на реке Клязме, а в нем церковь Успение Пречистые Богородицы, древяна, клецки» — таким было первое описание Успенского храма. Термин «древяна клецки» означает, что деревянная церковь была построена клетью — простым прямоугольным срубом из бревен, так же, как строились жилища простых людей.
В 1764-1766 гг. стараниями Николая Ивановича Траханиотова, надворного советника, при селе построили новое здание церкви из соснового бруса, рубленного «в лапу».
В 1797 г. село Трахонеево было продано генерал-поручику Петру Сергеевичу Свиньину и гвардии штабс-капитану Евграфу Лаврову. Вскоре бывшая вотчина Траханиотовых была разделена между наследниками Свиньина и Лаврова. Свиньиным отошла соседняя деревня Ивакино, а за Лавровыми осталось Козодавлево, которое стало называться Успенское-Трахонеево.
Смена владельцев не принесла существенных изменений в жизни храма. Причт по причине бедности вынужден был обращаться за помощью к владельцам имения, вплоть до дров на отопление домов.
В соседнем Ивакино в 1835 г. Свиньиными была отстроена новая каменная церковь, а по решению Московской духовной консистории храм в Трахонеево должен был остаться кладбищенским. Однако трахонеевский причт воспротивился переселению к новому месту служения. Так ивакинская каменная церковь не стала приходской, а старая деревянная трахонеевская ветшала от года к году.
Значительные изменения в жизни храма начались во второй половине XIX в., когда земли дворянства стали выкупаться купечеством. Большое старое поместье стало делиться между различными хозяевами. Новые владельцы приобретали от нескольких единиц до сотен десятин.
Среди новых скромных владельцев земли при Успенском-Трахонеево была и Евлампия Гавриловна Шмелёва, овдовевшая купчиха, матушка будущего выдающегося русского писателя Ивана Сергеевича Шмелёва. Она приобрела землю примерно в 1893 г. и в теплое время года постоянно проживала в собственном загородном доме. Жизнь на даче в Трахонеево стало для Шмелёва знаковым и, возможно, определившим его дальнейшую писательскую стезю событием. Первый, еще юношеский рассказ «У мельницы» был навеян пребыванием Ивана Сереевича именно в Трахонеево-Успенском.
14 июля 1895 г. в новом, только что отстроенном каменном храме Успения Пресвятой Богородицы в селе Успенском-Трахонеево Иван Сергеевич, будучи студентом, венчался с Ольгой Александровной Охтерлони. «Наша свадьба, с помпой, в усадьбе матери, какой фейерверк был! На заре — в Москву, на тройке, 40 верст. Как восходило солнце!» — вспоминал много лет спустя Иван Сергеевич.
Возведение каменного здания для храма происходило с мая 1877 г. по июль 1892 г. Началу строительства способствовали священник Иоанн Иоаннов Кротков, диакон Иоанн Васильев Белорастов, дьяк Егор Васильев Успенский и церковный староста Василий Афанасьев Малинкин при активном участии купцов 1-й гильдии Константина Викторовича Осипова, местного помещика и банкира, и Николая Александровича Крестовникова, совладельца бумагопрядильной фабрики в соседней деревне Поляны. Помимо них посильную помощь в строительстве нового здания оказали и другие благотворители: купец 2-й гильдии Петр Николаевич Туманов, купчиха 1-й гильдии Евдокия Филипповна Чижова и статский советник Алексей Семенович Боголепов.
Автором проекта «каменной пристройки» к старому деревянному зданию церкви стал московский архитектор Андрей Николаевич Стратилатов. Кроме этого он спроектировал приделы: левый во имя Успения Пресвятой Богородицы и правый во имя святителя Николая, а также и трапезную. Автором колокольни стал другой московский архитектор — Василий Федорович Баранов.
За 15 лет возведения каменного здания сменился настоятель храма. Вместо переведенного в 1888 г. в Павловский Посад отца Иоанна Кроткова им стал священник Виктор Алексеевич Глаголев, известный своим учительством в церковно-приходских школах округи. Также сменился и церковный староста. Им стал московский мещанин Сергей Васильевич Любочкин, проживавший в соседней деревне. Оба они сделали немало полезных и добрых дел для Успенского храма и прихожан.
Отец Виктор Глаголев продолжал заниматься просвещением крестьянских детей. В 1889 г., благодаря его усилиям и финансовой помощи местного помещика К.В.Осипова, при храме была построена и открыта своя собственная церковно-приходская школа на 80 учеников, где отец Виктор продолжил преподавательскую деятельность.
Позже отец Виктор Глаголев, оставаясь священником в Трахонеево, стал благочинным 7-го округа Московского уезда, а в 1909 г. ушел из жизни, отдав более 20 лет служению в Успенской церкви на благо прихожан.
История служителей Успенской церкви в Трахонеево после революции 1917 г. трудна и трагична.
Незадолго до октябрьского переворота к служению приступил священник Димитрий Николаевич Саввинский. Он родился в 1875 г. в соседнем селе Чашниково, окончил Московскую духовную семинарию, служил в разных храмах в Московской губернии.
В 1914 г. он был назначен священником Успенской церкви. На его долю выпала тяжелейшая задача сохранения прихода в новых условиях. После декрета 1918 г. об отделении церкви от государства фактическое управление церковным имуществом перешло в руки местных депутатов. Стараниями священника в 1925 г. жители села Трахонеево, сельца Воскресёнки и деревень Клязьма, Свистуха, Терехово и Ивакино организовали «древле-православную» церковную общину и получили право безвозмездного пользования церковным имуществом. В 1927 г. отца Димитрия перевели служить в другое место, где и начались недобрые отношения с властью. В 1928 г. он был обвинен в антисоветской агитации и незаконном сборе средств среди населения и арестован. После чего был приговорен «к лишению права проживания в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе, Ростове-на-Дону и Владимирской губернии с прикреплением к определенному месту жительства», а фактически отправлен в ссылку в город Козлов (ныне Мичуринск) Тамбовской губернии. Дальнейшая его судьба неизвестна. Реабилитирован отец Димитрий был в 1993 г.
Одним из послереволюционных настоятелей Успенской церкви стал Алексий Сергеевич Знаменский. Его служба в Трахонеево была недолгой, всего лишь с 1935 по 1936 год. Он родился в 1882 г. в Московском уезде, в 1905 г. окончил Вифанскую семинарю в Сергиевом Посаде. В 1908 г. был рукоположен в сан священника, в 1920 г. стал протоиереем. До службы в Трахонеево не единожды арестовывался, но всегда вскоре бывал отпущен. После службы в Трахонеево, в 1937 г., он был в очередной раз арестован и заключен в коломенскую тюрьму, обвиненный в критике колхозов и в даче денег взаймы прихожанам. В том же году отец Алексий был приговорен тройкой НКВД к десяти годам заключения и отправлен в БамЛаг на строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Вскоре после прибытия в Тайшет он заболел и скончался в лагерной больнице. В 2006 г. протоиерей Алексий Знаменский был причислен к Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Нельзя не упомянуть и о Петре Георгиевиче (Егоровиче) Успенском. Пусть он и не служил в Успенском храме, но он родился в 1877 г. в селе Трахонеево в семье приходского дьячка Егора Васильевича Успенского и первое знакомство церковью произошло без всякого сомнения в храме, где служил его отец. Петр Георгиевич закончил Московскую духовную семинарию и служил протоиереем в церкви Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище в Москве. В 1932 г. он был арестован и отправлен в Северный край в исправительно-трудовой лагерь. Освободившись из заключения в 1934 г. инвалидом 2-й группы, отец Петр продолжил служение в Москве в церкви Знамения Пресвятой Богородицы, не состоя в штате церкви. В 1938 г., обвиненный в нелегальных молениях на Дорогомиловском кладбище и тайных богослужениях на квартирах почитателей, Петр Георгиевич был арестован и помещен в Таганскую тюрьму. За контрреволюционную агитацию тройкой НКВД он был приговорен к расстрелу и убит в том же 1938 г. В 1989 г. отец Петр Успенский был реабилитирован.
Служение в храме было прекращено в 1938 г., а само здание долгие годы использовалось в качестве литейной мастерской комбината художественных работ города Химки, что нанесло чудовищный вред храму. Старинная деревянная часть храма была утрачена в начале 1970-х гг., разобранная из-за ветхости.
В августе 1996 г. было принято решение о передаче Успенского храма Русской Православной Церкви в праздник Успения Пресвятой Богородицы. А 28 августа 1997 г., спустя ровно год после возвращения церкви Московской епархии, прошла первая служба, во время которой вернулись храмовые иконы, сохраненные местными жителями: Успения Пресвятой Богородицы и Иверский образ Пресвятой Богородицы. И вновь мелодично зазвучали колокола, созывая прихожан со всей округи. Нещадная эксплуатация здания не по назначению и почти 60-летнее отсутствие истинного хозяина потребовало чрезвычайных усилий настоятелей и прихожан по восстановлению храма. В течение нескольких лет здание приводилось в порядок, однако реставрационные работы и обустройство территории продолжаются и сейчас.
Среди прихожан церкви, являющейся духовным православным центром округи, — жители новостройки ЖК «Город Набережных», заселяющегося «Загородного квартала» и прилегающих кварталов (Клязьма, Яковлево, Ивакино, Терехово, Свистуха), а также дачники и жители ЖК «Ивакино-Покровское».
Постановлением Правительства Московской области от 15.03.2002 г. №84/9 храм Успения Пресвятой Богородицы в Трахонеево отнесен к объектам культурного наследия регионального значения.