Строитель канала Москва-Волга Е.А. Ставицкий

139

Долгопрудненский историко-художественный музей постоянно пополняется интереснейшими экспонатами. Одним из них стал личный листок учета кадров из Управления канала Москва-Волга.

На первый взгляд было непонятно, что за персона зафиксирована в этом документе — часть фамилии была заклеена фотографией. Детальное изучение личного листка выявило, что Ефим Адольфович был награждён Орденом Ленина за строительство канала Москва-Волга, что значительно ускорило выявление его фамилии. В Постановлении ЦИК СНК СССР о награждении работников строительства канала Москва-Волга и заводов-поставщиков от 14 июля 1937 года присутствуют всего 42 человека, среди которых которых персона под номером 37 совпадает инициалами и последней частью фамилии с указанными в личном листке. Им оказался Ставицкий Ефим Адольфович.

Дальнейшие поиски дали хорошие результаты. Были выявлены газеты 1930-х годов со статьёй о Ставицком и даже статья его авторства. Обе статьи приведены полностью. Если в первой из них перечислено множество биографических фактов (в том числе немного скорректированных), то во второй сам Ставицкий рассказывает о своей работе.

Собрав воедино незначительный факты из нескольких других источников, удалось хотя бы пунктирно восстановить жизнь Ефима Адольфовича, весьма не рядового человека.


Монтажник Ставицкий[1]

Статья из газеты «Москва-Волгострой» № 47, 13 мая 1936г.
Автор — Дм. СОНИЧЕВ.

Ставицкий Ефим Адольфович, около 1936 года. из газеты «Москва-Волгострой» № 47, 13 мая 1936г.
Ставицкий Ефим Адольфович, около 1936 года. из газеты «Москва-Волгострой» № 47, 13 мая 1936г.

СТАВИЦКИЙ Ефим Адольфович, член ВКП(б), стахановец-монтажник, старший прораб полстанции при насосной станции № 182 (район Темпы). Руководил электромонтажом большинства законченных сооружений строительства (Перервинский узел, Яхромская 100-киловольтная подстанция, Икшинская и Дмитровская подстанции и др.). Все подстанции смонтированы в рекордно короткие строки.

Немного из биографии. Ефим Адольфович родился в 1900 году на Украине, в бедной крестьянской семье.

16-летним парнишкой уходит Ефим из деревни в город на заработки. Крестьянский сын поступает в ученики в частную слесарно-механическую мастерскую.

Нелегко дается ученье у хозяйчика. Сколько пинков и колотушек, сколько незаслуженных насмешек и оскорблений принял он от злых на свою каторжную жизнь мастеров. Но некуда било деваться, приходилось терпеть и молча сносить все издевательства.

Проходит два года «учения». Освоив тяжелую науку квалифицированного монтера, молодой Ставицкий бросает своего хозяйчика и поступает на завод «Руссуд» в г. Николаеве.

***

В 1920-1922 годах Ефим Ставицкий в рядах Красной армии. С Сивашской дивизией он участвует в разгроме врангелевских полчищ. Демобилизовавшись, направляется в Москву, и здесь поступает на строительство электростанции Трехгорного завода.

В 1925 году тов. Ставицкий вступает в ряды коммунистической партии. Производственная и общественная работа захватывает все его существо. Он целыми сутками проводит на заводе, вникая в таинства электротехники, просиживая часами в технической библиотеке. В голове его роятся десятки рационализаторских предположений, и Ефим Адольфович с жаром и страстностью берется за изобретательство.

8 лет проработал тов. Ставицкий на Трехгорном заводе. За это время он имел 12 премированных рацпредложений и одни патент Комитета по изобретательству при СТО за изобретение по электролифтам.

А в 1929 году партийная организация завода направляет коммуниста-изобретателя Ефима Адольфовича Ставицкого на учебу, в электро-машиностроительный институт.

***

Прошло 4 года. Ефим Адольфович с дипломом инженера-электрика поступает на строительство канала Москва-Волга. Впереди — большая производственная работа, здесь есть где развернуться, здесь можно показать свои организаторские способности коммуниста-инженера.

Рядовым инженером-электриком начинает свой большой производственный путь Ефим Адольфович Ставицкий на грандиозной стройке канала.

Монтаж 2-й очереди Татищевской, Запрудненской, 2-ой очереди Икшинской и Дмитровской — 35-киловольтных станций проходит под его непосредственным руководством. Без квалифицированных кадров, находу обучая людей, Ефим Адольфович успешно справляется с возложенными на него задачами. Все монтажные работы заканчиваются точно в срок.

На очереди — 100-киловольтная (Яхромская) подстанция. Это был большой экзамен для молодого коллектива монтажников и серьезным шагом в жизни молодого коммуниста-инженера тов. Ставицкого. 100-киловольтная подстанция в Яхроме требовала большого напряжения, нужен был производственный опыт, а этого опыта не было ни у кого. Не было его и у руководителя монтажом.

Но инженер Ставицкий был в первую очередь, коммунистом. Он не испугался трудностей. С большевистской страстностью, с желанием во что бы то ни стало победить берется Ефим Адольфович за монтажные работы на Яхроме. Он изучает людей, подолгу беседует с каждым из них, создает крепко сплоченный коллектив. И люди решают успех. Монтаж Яхромской подстанции заканчивается в точно назначенный срок.

В 1935 году Ефим Адольфовича назначают старшим прорабом по электромонтажу Перервинского узла сооружения. Сроки монтажных работ были жесткими. В три месяца нужно было закончить монтаж Перервинского шлюза № 10, плотины № 39 и 6-киловольтной подстанции при шлюзе. Строители запоздали и, чтобы не сорвать осенью пропуск судов, нужно было проделать героическую работу.

И эту героическую работу маленький коллектив монтажников выполнил с честью. Монтажные работы были закончены досрочно на три недели.

В декабре 1935 года Ефим Адольфович получил отпуск и большую производственно-техническую командировку. Он побывал на Свирьстрое, Невдубстрое, Волховстрое и на целом ряде ленинградских подстанций. Результаты полученных наблюдений он тщательно суммировал, готовясь применить их в своей дальнейшей работе.

***

Сейчас Ефим Адольфович Ставицкий — старший прораб электромонтажных работ в районе Темпы. Под его руководством строится постоянная стокиловольтная подсекция № 182-а.

6 февраля 1936 года, на том месте, где сегодня близятся к концу работы но монтажу, не было еще ничего напоминающего строительную площадку. Не были выкорчеваны даже пни. Строительные работы запоздали на два месяца.

А сроки были жесткие. В мае подстанция должна быть закончена.

Опять аварийная работа. Ждать некогда. Нужно нажимать.

С 20 февраля работы развернулись полным ходом, а до этого целых две недели пришлось согласовывать разные вопросы. Договариваться о помещениях, требовать проекты.

В марте провели всю подготовительную работу, а с первых чисел апреля взялись за монтаж. Люди работали непрерывно. Работали хорошо потому, что чувствовали большую заботу о них со стороны командиров производства. Монтажники-каналоармейцы живут в отдельном помещении, все имеют постельные принадлежности, в бараках чистота и порядок. Среди монтажников большое количество работающих по-стахановски.

Вот несколько цифр, характеризующих высокие темпы работ по монтажу.

Если на Яхромской стокиловольтной подстанции фаза трансформатора сгружалась за двое с половиною суток, то здесь ее сгружают за пять часов. Монтаж фазы на Яхроме продолжался восемь дней, — здесь тридцать шесть часов. Регулировка масляных выключателей на Яхроме — семнадцать-восемнадцать дней, здесь четыре пять дней. Эти цифры говорят сами за себя, говорят ярко и убедительно.

20-25 мая монтаж подстанции будет закончен…

***

Ефим Адольфович Ставицкий рассказывает:

— Я чертовски здорово вырос здесь на канале! Пришел я сюда прямо со школьной скамьи. До этого мне никогда и видеть не приходилось стокиловольтных подстанций, а об автоматике шлюзов я не имел даже никакого представления. Здесь я не только со всем этим ознакомился, но я руководил этими сложными работами, неся за них большую ответственность перед руководством строительства.

Инженер-коммунист тов. СТАВИЦКИЙ стал самым опытным инженером в коллективе монтажников электро-механического сектора. В 1934 году он награжден значком «Ударника МВС».


 

Из личного листка учёта кадров Управления канала Москва-Волга, заполненного 7 апреля 1938 года[2]

Родился в июле 1900 года в Одесской области (по другим сведениям – 5 августа 1900 года селе Доброе Баштанского района Николаевской области Украинской ССР[3] — приведено по административному делению советской эпохи), по национальности еврей.

Происхождение до революции – из зажиточных крестьян.

С 1914 по 1916 предприниматель механической мастерской.

Социальное положение после революции у родителей – крестьяне, у Ефима – рабочий.

В члены ВКП(б) принят в феврале 1925 года парторганизацией Трехгорного пивоваренного завода Хамовнического района Москвы с рабочим стажем электромонтером 7 лет. Партбилет № 0095553.

Член профсоюза с 1919 года.

Образование высшее – окончил Московский электромеханический институт, монтажный факультет по специальности монтаж и эксплоатация ЦЭС и п/станций (1929-1933), инженер-электрик.

Партийное образование – вечерняя совпартшкола I ступени при Трехгорном пивоваренном заводе.

Ставицкий Ефим Адольфович с Орденом Ленина, около 1938 года. Из фондов ДИХМ.
Ставицкий Ефим Адольфович с Орденом Ленина, около 1938 года. Из фондов ДИХМ.

В 1936 году Дмитровским райкомом партии был вынесен строгий выговор с предупреждением за сокрытие соцположения родителей до революции. По результатам проведения партчистки проверен, в партии оставлен.

Постановлением ЦИК СНК СССР о награждении работников строительства канала Москва-Волга и заводов-поставщиков от 14 июля 1937 года награждён Орденом Ленина. На момент публикации указа находился в должности начальника монтажных работ Центрального района.

Женат, имеет 2 сына.

Проживает г.Дмитров, ул.Валовая, 22, комн. 85 и 86, тел.375.


 

Первая большая победа монтажников Яхромского узла[4]

Статья из газеты «Москва-Волгострой» № 136, 7 ноября 1936г.
Автор — Е. СТАВИЦКИЙ Начальник монтажных работ Центрального района

XIX годовщину Великой пролетарской революции коллектив монтажников Яхромского узла Центрального района встречает большой производственной победой. Смонтирован первый агрегат советского пропеллерного насоса, один из двадцати агрегатов, которые будут установлены на пяти насосных станциях нашего строительства.

Эта победа далась не легко. Сегодня хочется рассказать о том, как развертывались шаг за шагом монтажные работы, хочется вспомнить о тех трудностях, которые нам пришлось преодолевать.

1 июня 1936 года. На сооружении насосной станции № 183 уложен первый кубометр бетона. Строительные работы запаздывают, монтажники уже начинают наступать строителям «на пятки». Нет фронта для монтажных работ.

Монтажники усиленно готовят оборудование. Полукустарная механическая мастерская работает на полный ход. Мы собираем все, что возможно. Каждая собранная деталь складывалась в кладовую.

20 августа. В этот день монтажники начали монтажные работы в нижней потерне. Условия для монтажа были исключительно трудные. Рядом с монтажниками работали строители: ставили опалубку, укладывали арматуру, производили бетонные работы. В таких условиях был начат монтаж.

В сентябре месяце монтажные работы развертываются. Бригады монтажников переходят на монтаж первого этажа монтажного блока. Встают новые трудности. Когда широко развернулись монтажные работы, блоки еще не были разопалублены. Работы приходилось вести в тесноте. Строители мешали нам, буквально, на каждом шагу.

Начинаем монтаж служебного коридора. Здесь проходили наши основные магистрали — магистрали технических нужд, масляные баки для масляного хозяйства и другое оборудование.

Мы не дожидались, когда будет получено все необходимое нам оборудование. Мы составляли графики монтажных работ из расчета того оборудования, которой мы уже имели, и организовали монтажные работы так, что проводку всего путепровода закончили в исключительно короткие сроки.

18 сентября на сооружение прибыла бригада московского завода «Борец». К этому времени мы приготовили бригаде все, что от нас зависело. Бригада завода «Борец» приступила к монтажу первого пропеллерного насоса.

Одновременно мы вели монтаж каркаса машинного вала насосной станции. Металлоконструкции каркаса весом в 205 тонн были подняты, установлены и смонтированы в рекордно-короткие сроки — в течение трех недель.

День 20 октября был для нас, монтажников, радостным днем. В 9 часов вечера была закончена установка первого пропеллерного насоса. К этому же времени был приготовлен мотор. Место на монтажной площадке заняла бригада Xарьковского электро-механического завода, которая приступила к установке мотора к первому пропеллерному насосу.

24 октября бригада Харьковского электро-механического завода закончила выверку вала.

Мы глубоко уверены в том, что первый пропеллерный насос будет работать безупречно, ибо мы каждую деталь, каждый винтик монтировали любовно, строго соблюдая технические правила.

Исключительно четко были организованы работы по монтажу электрической части. В течение короткого времени, всего в несколько месяцев, мы сумели провести огромные работы по зданию распредустройства. Сейчас здесь закончены все подготовительные работы к пуску всей электроаппаратуры, оборудования, автоматики. К опробованию первого пропеллерного агрегата здание распредустройства подготовлено безупречно.

Успех нашей работы решали люди. Коллектив монтажников Яхромского узла выдвинул из своей среды замечательных организаторов производства, беспредельно преданных своему делу, выдвинул опытных прорабов, высококвалифицированных инженеров — командиров производства.

На установке каркаса замечательным командиром производства проявил себя старший прораб по монтажу т. Фельдман. Подъем и установка каркаса под его руководством были закончены в точно установленные сроки. По зданию насосной станции исключительно умело и энергично выполнял все работы старший прораб т. Андрианов. Здесь под его руководством самоотверженно работали мастера тт. Литвинов, Стратанович и Беркович. Хорошо работала бригада каналоармейцев Клопова. Многие каналоармейцы этой бригады работали по-стахановски (Каналоармейцы — Клиндух, Кувшинов, Шадрин, Федюшкин, Зайцев и такелажник Семенов.) По электромонтажу всеми работами вдумчиво руководил старший прораб тов. Фрадкин. Здесь отлично работали прорабы по распредустройству тт. Соколов и Мас. Хорошо работали мастера: каналоармеец Пасхин, значкист МВС Бебешко и зав. механической мастерской Бюиц.

***

Самая трудная часть вашей работы закончена. Впереди — монтаж трех агрегатов нашей насосной станции. Но их монтаж пойдет уже легче, ибо установка первого агрегата явилась для всех нас большой производственной школой. Мы преодолели много трудностей, на-ходу учились, но свое социалистическое обязательство выполнили в срок.


 

По окончании строительства канала Москва-Волга Е.А. Ставицкий стал помощником главного инженера Управления эксплоатации канала Москва-Волга[5].

Ставицкий Ефим Адольфович после Великой Отечественной войны. Из личного дела офицера (ЦАМО).
Ставицкий Ефим Адольфович после Великой Отечественной войны. Из личного дела офицера (ЦАМО).

Участвовал в Великой Отечественной войне в военно-полевом строительстве 28 Армии, службу закончил в звании инженера-полковника.

Награды, полученные за участие в ВОВ:
Медаль «За оборону Москвы»
Медаль «За оборону Сталинграда»
Медаль «За оборону Кавказа»
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

Имел родного брата Анатолия (1906-1953)[6].

Персональный пенсионер Ефим Адольфович Ставицкий скончался в конце мая 1974 года[7].

Некролог, опубликованный в газете "Вечерняя Москва" № 119, 24 мая 1974г.
Некролог, опубликованный в газете «Вечерняя Москва» № 119, 24 мая 1974г.

Научный сотрудник Долгопрудненского историко-художественного музея И.Кувырков.


Источники:

[1] Газета «Москва-Волгострой» № 47, 13 мая 1936г.
[2] Личный листок по учету кадров Е.А. Ставицкого от 7 апреля 1938. Из фондов ДИХМ КП 8414.
[3] Сайт «Память народа» https://pamyat-naroda.ru/heroes/kld-card_uchet_officer9257097/
[4] Газета «Москва-Волгострой» № 136, 7 ноября 1936г.
[5] Газета «Москва-Волгострой» № 93 (спецвыпуск), 15 июля 1937г., С.50.
[6] Реестр мест (участков) захоронений на городских кладбищах города Москвы https://data.mos.ru/opendata/64023/map?objectId=2606368331&isDynamic=false&z=10&filter=global_id%3D2606368331
[7] Газета «Вечерняя Москва» № 119, 24 мая 1974г.