Шкатулка «К гражданам России», Н.И. Шишаков, Мстёра

40

Шкатулка «К гражданам России»
Автор: Н.И. Шишаков
Период создания: 1968 г.
Материал, техника: папье-маше, яичная темпера, лак, роспись
Размер: 4,4х18,6х16,7 см
Место создания: Мстёра

Шишаков Николай Иванович

Родился во Мстере в 1925 г. В 1944—1947 гг. учился в Мстерской профтехшколе, миниатюрной живописью занимался у И. А. Фомичева. В 1951 г. окончил Ивановское художественное училище. В 1951—1954 гг. преподавал миниатюрную живопись в Мстерской профтехшколе. С 1954 г. — художник мстерской артели и фабрики «Пролетарское искусство». В 1957 г. на выставке, посвященной Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве, награжден дипломом первой степени и золотой медалью. С 1962 г. — член Союза художников СССР. Народный художник РСФСР. Лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина.

Мстёрская миниатюра

Народный промысел, вид русского народного творчества, возникший в посёлке Мстёра Владимирской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше.

Последовательность приемов живописи аналогична иконописи. Сначала рисунок с помощью «припороха» переносится с кальки на крышку коробки. Затем производится «роскрышь» — нанесение композиции. После этого начинается детальная длительная «роспись». За ними следуют «плави» — приведение цвета к единству. Заканчивает письмо «бликовка» белилами либо творёным золотом. Готовая вещь покрывается шестью слоями прозрачного лака, сушится в печи и полируется.

Мстерская миниатюра восприняла художественные традиции древнерусской живописи и народного творчества. Темами для нее служат фольклор, история, современность. Композиция миниатюр условна (ярусность построения, разномасштабность фигур, объединение разновременных событий). Живопись отличается стилизацией в трактовке форм, ярким декоративным колоритом. Местом действия персонажей миниатюр чаще всего является тщательно разработанный пейзаж или ансамбль «русских палат».

Живопись имеет отвлечённый характер своеобразного панно. Характерная особенность Мстёрской живописи — ковровая декоративность, разнообразность и утонченность колористических оттенков с единством общего тона композиции. Цветовая гамма — голубовато-серебристая, охристо-желтая и красная. В изделиях сочетаются растительные и геометрические узоры.

Мастера Мстёры работали в разных стилистиках: традиционной старообрядческой иконописи, голландской пейзажной, русской лубочной, активно использовались персидские орнаменты. Художники намеренно избегали черного тона, поэтому предметы из Мстёры имели праздничный вид.

В тематике преобладают русские сказки, бытовые сюжеты, исторические и архитектурные памятники.

Краткая история Мстёрской миниатюрной живописи

Предысторией промысла были предметы из дерева, расписанные темперой и покрытые лаком: коробочки с орнаментом, лотки, кубышки. В XIV веке Мстёра наряду с Палехом и Холуем являлась одним из центров русской иконописи. К середине XVIII века появились так называемые «мелочные письма» — иконы с миниатюрными сценами и множеством деталей. В начале XX века с появлением хромолитографий в промысле наступил кризис. А после революции отпала необходимость в иконах.

Изготовление лакированных шкатулок с миниатюрной росписью возникло в 1930-е годы после Первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки. Первоначально бывшие иконописцы объединились в 1923 году в «Артель древнерусской живописи». В 1931 году образовалась артель «Пролетарское искусство», впоследствии ставшая фабрикой. Именно после выставки принято решение изготавливать коробочки из папье-маше. Живопись выполнялась темперными красками, приготовленными на основе яично-желтковой эмульсии. К 1950-м годам сложились основные особенности стиля. Яркими представителями мстерской лаковой миниатюры являются: А. И. Брягин, В. Ф. Галышев, А. Ф. Котягин, Н. П. Клыков, И. Н. Морозов, П. И. Сосин, И. А. Серебряков, И. И. Тюлин, И. А. Фомичёв и Н. И. Шишаков.

В 1960-1970-е гг. мстерское искусство переживает творческий подъем. Художники вновь с обостренным интересом обращаются к традициям древнерусской живописи. Используя фольклорные сюжеты, мастера создают не просто иллюстрации к сказке, песне, былине, а самостоятельные композиции. Они чаще обращаются к героико-революционной тематике. По-новому (в единой композиции, а не отдельными клеймами) используется прием объединения нескольких эпизодов, более стилизованный пейзаж, живопись более плоскостна и декоративна.

Свыше 100 живописцев составляют творческое ядро современного объединения “Центр традиционной мстерской миниатюры”. Художники нового поколения неизменно сохраняют верность традициям, проявляя при этом собственную творческую индивидуальность.