«Русские горки» И.Г. Дмитриева

181

В фондах Долгопрудненского историко-художественного музея появился интересный документ, в очередной раз связанный со строительством канала Москва-Волга. Это автобиография Ивана Гавриловича Дмитриева, судьба которого сродни катанию на  «русских горках» — взлёт, падение, опять взлёт. Гимназист, милиционер, инженер, директор конторы, заключённый, инженер, орденоносец, начальник отдела, инженер-майор, начальник службы… Пересказать кратко жизненный путь  Ивана Гавриловича невозможно, проще прочесть его подробную автобиографию, увы, заканчивающуюся 1947 годом. Потому последние почти двадцать лет его жизни нам неизвестны.

Текст автобиографии приведён полностью, в квадратных скобках приведены уточнения и версии из других найденных документов. Также приведена краткая история Саратовского железнодорожного моста, в результате катастрофы на котором Иван Гаврилович оказался в Дмитлаге.


Автобиография[1]
Ивана Гавриловича Дмитриева

Дмитриев Иван Гаврилович. Из фондов ДИХМ.
Дмитриев Иван Гаврилович. Из фондов ДИХМ.

Родился в январе 1899 года [8 или 17 числа][2] в гор. Плоцке [Белорусская ССР, Полоцкая обл., г. Полоцк или Украинская ССР, Львовская обл., Львовский р-н, Плоки][3] в семье курьера Плоцкого Окружного Суда Гаврила Ксенофонтовича Дмитриева. Отец – крестьянин села Андреевского, Ямско-Слободской волости, Каширского уезда, Тульской губ. Попал в Польшу для отбывания воинской повинности. Отслужив в армии, женился на местной уроженке Анне Ильиничне Свиридовой и остался в Польше, устроившись на службу в Окружной суд.

В 1908 г. я поступил учиться в Гимназию. Начиная с 1912 г., после перехода в 4-ый класс, а начал заниматься репетированием учеников младших классов и, таким образом, помогать семье.

Осенью 1914 г. вся наша семья переехала на родину отца, где мы прожили около двух месяцев, а затем переселились в г.Каширу. За невозможностью найти работу в Кашире, отец летом 1915 г. уехал в г.Тулу, устроился кондуктором на городскую конную дорогу и перевез нас в Тулу. Я поступил учиться в 1-ую Тульскую Мужскую Гимназию. Учась в Гимназии занимался репетиторской деятельностью и помогал семье. Во время летних каникул 1917г. я работал станочником магазинной мастерской Тульского Оружейного Завода, на котором в то время работал мой отец.

Окончив в марте 1918г. гимназию, я поступил на работу в Тульскую Городскую Милицию в качестве милиционера. В городской Милиции я прослужил до ноября 1919г., занимая последовательно должности милиционера, ст. милиционера, Пом. Начальника Милиции района и Начальника Милиции района. В ноябре 1919г. я был переведен на работу в систему железнодорожной милиции, где работал до апреля 1920г. сначала в качестве Начальника Милиции Сызрано-Вяземской и Ряз-Уральской ж. д. линий по Тульской губернии, а затем Начальника Милиции Московско-Курской и Тула-Лихвинской ж. д. линий по той же губернии. В апреле 1920г. был переведен на работу в Главное Управление Милиции (Москва), получив назначение на должность Помощника Начальника Железнодорожного Отдела. В августе того же года был назначен Начальником Милиции Ряз-Уральской ж. д. (г.Саратов), где проработал только около двух м-цев, получив новое назначение Начальником Милиции Северо-Западных Объединенных жел. дор. И по совместительству Пом. Нач. войск обороны жел. дор. Петрограда при Ревтрударм 7 по ж. д. милиции. В декабре того же года я из Ленинграда был вновь переведен в Саратов на должность начальника Милиции Ряз-Уральской ж.д. Здесь я проработал до ликвидации жел. дор. Милиции в феврале 1922г., перейдя на работу в транспортные органы ВЧК/ОГПУ, в коих и работал на руководящих должностях до сентября 1928 г.

В сентябре 1928г. я был послан в составе первой партийной «1000» учиться во ВТУЗ. В феврале 1932г. я закончил Высшее Инженерно-Строительное Училище, получив квалификацию инженера-строителя по специальности металлические конструкции.

В том же месяце я был назначен Заместителем Директора Государственного Института по проектированию стальных конструкций и мостов (Гипростальмост) по технической части, а в мае был назначен директором Института.

В ноябре того же 1932г. был переброшен в системе того же Союзстальмоста на работу в Главную Контору монтажных работ в качестве Директора конторы. В июля 1933г. был назначен начальником строительства моста ч/р Волгу у г.Саратова с освобождением на это время от обязанностей Директора Главной Конторы монтажных работ.

В апреле м-це на строительстве произошла авария – рухнул один из пролетов моста, было много человеческих жертв. По делу об аварии 9 сент. 1934г. Верхсудом Р.С.Ф.С.Р. по ст.111 УК РСФСР [Бездействие власти, т. е. невыполнение должностным лицом действий, которые оно по обязанности своей службы должно было выполнить, при наличии признаков, предусмотренных ст.109, а равно халатное отношение к службе, т. е. небрежное или недобросовестное отношение к возложенным по службе обязанностям, повлекшее за собой волокиту, медленность в производстве дел и отчетности и иные упущения по службе, при наличии тех же признаков, – лишение свободы на срок до трех лет][4] я был осужден на 3 г. лишения свободы без поражения в правах. Наказание я отбывал в Дмитровском исправительно-трудовом лагере ГУЛАГа НКВД, работая по специальности на строительстве канала Москва-Волга. В августе 1936г. я был освобожден и остался работать на строительстве в качестве Пом. Начальника Отдела металломонтажа и начальника отделения металлоконструкций Управления Строительства.

По окончании строительства в числе других строителей я был оставлен на эксплоатации канала Москва-Волга, поскольку эксплоатация канала была возложена на НКВД. С сентября 1937г. по февраль 1938г. я работал Начальником Отдела путевых сооружений Управления канала. В феврале 1938г. был назначен Пом. Главного Инженера Управления и Начальником службы пути. В ноябре 1939г., после передачи канала в ведение Совнаркома Союза ССР, я получил назначение Начальником и Гл. Инженером Управления пути. В августе 1942г., после реорганизации Управления в службы, получил назначение Начальником службы пути, в каковой должности состоял до призыва по мобилизации в армию [Красно-Пресненским РВК, г. Москва][5] в октябре 1941 года [20 числа][6]. С ноября 1941г. по январь 1942г. я был на курсах усовершенствования командного состава при Ленинградском Училище ВОСО им. Фрунзе. По окончании КУКС’а был отправлен для дальнейшего продолжения службы в жел. дор. Войска. С конца 1942г. по день окончания войны был непрерывно на фронте. Служил в составе войск Воронежского, Брянского, Калининского, 1-го Прибалтийского, Земляндской [Земландской] группы войск и 3-го Белорусского фронтов. Демобилизовался 29 июля 1946г. в должности Помощника Командира части, в звании инженер-майора. С 11 августа 1946г. поступил на службу в Управление канала Москва-Волга на занимаемую до войны должность Начальника службы пути.

С 1919г. по 1934г. я состоял членом ВКП(б). В партию вступил во время «партийной недели» в гор. Туле. За время пребывания в партии неоднократно избирался в состав бюро парторганизаций учреждений, коими руководил. Из партии выбыл ка осужденный судом (см. выше).

Отец мой – Гавриил Ксенофонтович Дмитриев умер в 1945г. в г.Туле, где проживал безвыездно с 1915г. Последние годы состоял на пенсии и работал в разных учреждениях. Мать – Анна Ильинична Дмитриева живет в Туле у дочери, а моей сестра – Вера Гавриловна Васюк (по мужу) и помогает ей по хозяйству. Сестра служит секретарем-машинисткой в одном из учреждений гор. Тулы. Брат – Павел Гаврилович Дмитриев после демобилизации из армии работает в одном из учреждений в г.Туле.

Жена моя – Мария Ивановна Дмитриева [1904-1987 (Москва, Ваганьковское кладбище)][7] занимается домашним хозяйством.

Дети живут со мною: сын Юрий, рожд. 1924г., кандидат ВКП(б), инвалид II гр. отечественной войны, демобилизован из армии в июне м-це 1946г., лечится от туберкулеза легких [умер в 1954г. в Москве, похоронен на Ваганьковское кладбище][8]; сын Владимир, рожд. 1930г., член ВЛКСМ, окончил в 1946г. Ремесленное училище, выпущен слесарем-сборщиком 5 разр., работает на одном из Московских заводов [умер в 1976г. в Москве, похоронен на Ваганьковское кладбище][9]; сын Михаил, рожд.1938г., учится в средней школе [умер в 2012г. в Москве, похоронен на Ваганьковское кладбище][10].

Дмитриев Иван Гаврилович. Из личного дела офицера (ЦАМО).
Дмитриев Иван Гаврилович. Из личного дела офицера (ЦАМО).

Имею награды:

  1. Орден «Трудовое Красное Знамя». Награжден в 1937г. постановлением ЦИК СССР «За исключительные успехи, достигнутые на строительстве канала Москва-Волга».
  2. Орден «Красная Звезда». Награжден в 1944г. приказом войскам 1-го Прибалтийского фронта «За образцовое выполнение заданий командования».
  3. Орден «Отечеств. война II ст.» Награжден в 1945г. приказом войскам 1-го Прибалтийского фронта «За образцовое выполнение заданий командования» [приказ № 154 от 07.02.1945, инженер-капитан 8 мостового железнодорожного батальона по технической части][11].
  4. Медаль «За победу над Германией» за участие в отечеств. войне.
  5. Медаль «За взятие Кенигсберга» за участие во взятии Кенигсберга.
  6. Знак «Отличный восстановитель» награжден в 1944г. приказом Народного Комиссара Путей Сообщения.

20 сентября 1947г.


 

Места прохождения И.Г. Дмитриевым военной службы в годы ВОВ[12]:

  • 10 железнодорожная бригада
  • 1 Прибалтийский фронт
  • 8 отдельный запасной эксплуатационный железнодорожный полк
  • 8 отдельный мостовой железнодорожный батальон
  • 4 отдельный железнодорожный полк
  • 29 железнодорожная бригада

Иван Гаврилович Дмитриев ушел из жизни в Москве в 1965 году и похоронен вместе с женой и сыновьями на Армянском участке Ваганьковского кладбища[13].


 

Трагедия моста имени Сталина

(по материалам саратовского краеведа Дениса Жабкина[14])

В 1930 году в Саратове начались строительные работы по возведению железнодорожного моста через Волгу. Строительство моста и сооружение огромных насыпей-подъездов к нему высотой до 28 метров стали одними из сложнейших технических работ в Советском Союзе.

К апрелю 1931 года на строительстве было занято более 1300 человек, как профессиональных специалистов или добровольцев, так и заключённых, – инженеров, прорабов и десятников, арматурщиков, бетонщиков, кессонщиков, каменотесов и камнебойцев, каменщиков, кузнецов и молотобойцев, столяров и плотников, конопатчиков, отгребщиков и других специалистов.

Мост строился долго и трудно. Поставленный перед строителями срок пуска моста — 15 февраля 1934 года был сорван. Газета «Саратовский рабочий» от 12.01.1934 года писала о вопиющей организации строительства моста, о срыве сроков монтажа пролетных строений и сборке ферм. Согласно газетной публикации строительством занималась организация «Стальмост», за неудовлетворительную работу по строительству Саратовского моста в августе 1933 года руководство этой организации было сменено.

Строительство Саратовского ж/д моста. Осмотр выполненных монтажных работ инспекцией. Из материалов Д.Жабина.
Строительство Саратовского ж/д моста. Осмотр выполненных монтажных работ инспекцией. Из материалов Д.Жабина.

13 апреля 1934 года произошла крупная трагедия. Из-за слабой стяжки болтов и «из-за одностороннего поддомкрачивания металлического пролетного строения на временной опоре №3, вызвавших скручивание коробки нижнего пояса», мост буквально развалился на части.

Время было обеденное, и большинство рабочих в целях экономии времени ели прямо на рабочих местах. В результате аварии всех сбросило в Волгу. Падая с 14-метровой высоты, люди пробивали своими телами тающий лед. Спастись было трудно – лед не давал плыть и не выдерживал тяжести людей, которые пытались выбраться на него из ледяной воды. Тогда в Волге утонуло около 150 человек.

Судебный процесс над обвиняемыми в инциденте, освещался местной прессой. 3 сентября 1934 года в статье «Виновники аварии на строительстве моста перед пролетарским судом» сообщалось, что на скамье подсудимых находятся бывший начальник строительства Дмитриев, главный инженер строительства Чубук, прораб Корецкий, замуправляющего трестом «Стальмост» по технической части Загребин и бригадир домкратных работ Сарычев. На суде было сказано, что о конструктивных дефектах временной опоры под четвертым пролетом моста, дающих непрерывную осадку, обвиняемым было известно. Но они продолжали вести работу по неверным расчетам. Наблюдение за пролетом было поручено слабо квалифицированному десятнику Сарычеву. В день аварии на стройке не было ни Сарычева, ни одного инженерно-технического работника.

После случившейся трагедии работали три особых комиссии, в результате чего ряд лиц из числа преподавателей и студентов Саратовского университета и автодорожного института, причастных к разработке проекта моста, были сурово наказаны. 21 человек из числа погибших были похоронены в братской могиле на Увекском кладбище. Памятником жертвам аварии послужили обломки рухнувшего моста. Надпись на нем гласит: «Память товарищам, погибшим на социалистическом фронте строительства моста». На устранение последствий аварий было потрачено столько же средств, сколько стоил проект моста – 40 миллионов рублей.

По окончанию строительства, 29 марта 1935 года на торжественном заседании президиума Саратовского Исполнительного Комитета и Городского Совета в театре им К.Маркса была избрана делегация для передачи рапорта об окончании строительства моста Народному комиссару Путей сообщения Кагановичу и Народному комиссару Обороны Ворошилову. Делегацию, прибывшую в Москву под руководством командира части №1058 В.И. Белова, 11-12 апреля 1935 года приветствовали и благодарили за работу начальник штаба РККА Буденный и Народный комиссар Каганович. Отличившиеся в строительстве моста бригады рабочих, выполнявших для своевременной сдачи моста в сложных зимних условиях по 200-400% от суточной нормы, были отмечены правительственными наградами и грамотами.

Прохождение состава по Саратовскому ж/д мосту имени Сталина. Из материалов Д.Жабина.
Прохождение состава по Саратовскому ж/д мосту имени Сталина. Из материалов Д.Жабина.

Материал подготовлен научным сотрудником музея И.Кувырковым


Источники:

[1] Автобиография Ивана Гавриловича Дмитриева. Из фондов ДИХМ КП 8415.
[2] Сайт «Память народа» https://pamyat-naroda.ru/heroes/kld-card_uchet_officer2484010/
[3] Сайт «Память народа» https://pamyat-naroda.ru/heroes/kld-card_uchet_officer2484010/
[4] Уголовный Кодекс РСФСР редакции 1926 года https://docs.cntd.ru/document/901757374
[5] Сайт «Память народа» https://pamyat-naroda.ru/heroes/kld-card_uchet_officer2484010/
[6] Сайт «Память народа» https://pamyat-naroda.ru/heroes/kld-card_uchet_officer2484010/
[7] Реестр мест (участков) захоронений на городских кладбищах города Москвы https://data.mos.ru/opendata/64023/map?objectId=2606366133&isDynamic=false&z=10&filter=global_id=2606366133
[8] Реестр мест (участков) захоронений на городских кладбищах города Москвы https://data.mos.ru/opendata/64023/map?objectId=2606366133&isDynamic=false&z=10&filter=global_id=2606366133
[9] Реестр мест (участков) захоронений на городских кладбищах города Москвы https://data.mos.ru/opendata/64023/map?objectId=2606366133&isDynamic=false&z=10&filter=global_id=2606366133
[10] Реестр мест (участков) захоронений на городских кладбищах города Москвы https://data.mos.ru/opendata/64023/map?objectId=2606366133&isDynamic=false&z=10&filter=global_id=2606366133
[11] Сайт «Память народа» https://pamyat-naroda.ru/heroes/kld-card_uchet_officer2484010/
[12] Сайт «Память народа» https://pamyat-naroda.ru/heroes/kld-card_uchet_officer2484010/
[13] Реестр мест (участков) захоронений на городских кладбищах города Москвы https://data.mos.ru/opendata/64023/map?objectId=2606366133&isDynamic=false&z=10&filter=global_id=2606366133
[14] Жабкин Денис «Мрамор и гранит для «Стальмоста» брали с саратовских кладбищ» // Саратовская областная газета, №66 17 мая 2017г. С.22; Саратовский железнодорожный мост https://djhooligantk.livejournal.com/1195983.html