Николай Жуков (1908–1973) — это имя, которое оставило неизгладимый след в истории отечественного искусства. Талантливый художник, иллюстратор и график, он сумел за свою жизнь создать произведения, которые до сих пор восхищают и вдохновляют. У Н. Жукова есть три центральных тематики его творчества: война, дети и Ленин.
В июне 1941 года Николай Жуков был призван на летние военные сборы в качестве резервиста, предполагавшиеся на месяц. Однако с началом войны пребывание для всего советского народа в этих условиях затянулось до середины 1946 года. В начале войны Жуков служил рядовым в пехоте, в составе 115-го стрелкового полка. Позже он стал фронтовым художником в редакции армейской газеты 29-й Армии на Калининском фронте и одновременно работал военным корреспондентом газеты «Правда». В 1943 году Жуков был назначен художественным руководителем студии имени М.Б. Грекова, объединяющей большое количество военных художников. Эти художники часто бывали в партизанских отрядах, создавая иллюстрации к будущим военным рассказам. Окончание войны Жуков встретил в Вене в звании капитана. В годы войны он создавал свои лучшие агитационные работы, пронизанные патриотизмом и отвагой. Одним из первых его военных плакатов, ставшим настоящим шедевром советского искусства военного времени, был «Отстоим Москву!», созданный в соавторстве с В.С. Климашиным.
С тридцатых годов, а особенно активно уже после войны центральной тематикой творчества художника становятся дети, сам он объяснял это так: «Увлекательное дело для художника – наблюдать характер маленького человека в его развитии, становления, видеть, как появляются у него черты сознательного восприятия жизни, совершенствуется склад его ума, наклонностей, привычек».
После смерти художника, в 1980 и 1988 годах, были выпущены два издания набора картин «Лениниана Народного художника СССР Н. Н. Жукова» огромными тиражами. Несколько поколений детей дошкольного и школьного возраста в СССР воспитывались на образе Ленина, созданном этим художником. Художник Николай Жуков не видел Ленина. В своей работе по созданию серии портретных зарисовок вождя «мирового пролетариата» он пользовался воспоминаниями тех, кто его близко знал, а также многочисленным собранием фотоснимков, и кинохроникой. И Жуков не просто запоминал всё, что ему говорили соратники Ленина, он это воплощал в своих рисунках. Сходство, абсолютное сходство — вот задача, которую ставил перед собой и почти всегда успешно решал художник. И рисовал он Владимира Ильича как будто с натуры, схватывая только главное, смело опуская третьестепенные детали. Это скорее мимолётные наброски, а не тщательно проработанные картины. «Существует мнение, что набросок — это подсобный материал к будущей работе, — говорил художник. — Да, это может быть и так, но в моей творческой практике набросок имеет самостоятельное значение».
Больше тридцати лет Николай Николаевич Жуков, если можно так сказать, жил рядом с Лениным, с любовью «воскрешая» его. Будучи мастером с лёгким карандашом и добрым сердцем, он изображал Владимира Ильича именно сердечно. От его рисунков исходит большое человеческое тепло, и как раз за это их полюбили несколько поколений советских людей.
Его оставшиеся работы ныне хранятся в музеях России и других стран, когда-то входивших в состав СССР.
В Долгопрудненском историко-художественном музее хранится 39 работ Николая Жукова, 27 из которых с изображением В.И.Ленина.
Ленинскую тему в творчестве Н. Н. Жукова невозможно оставить незамеченной. И 155-летие со дня рождения В.И.Ленина — хороший повод для продолжения знакомства с многочисленными гранями мастерства художника Николая Жукова.