Хроника жизни воздухоплавателя Устиновича Владимира Адольфовича

2218

Кириллова Ксения Дмитриевна,
обучающаяся 10 класса МАОУ СОШ № 14
г.о. Долгопрудный, Московская область

Научный руководитель
Садыкова Татьяна Вячеславовна,
педагог дополнительного образования
высшей категории, МАОУ СОШ № 14
г.о. Долгопрудный, Московская область

Ксения Кириллова участница двух экспедиций на гору Небло к месту гибели дирижабля СССР-В6 и по местам боёв Героя Советского Союза Василия Собина на Керченский полуостров. По результатам экспедиций готовила доклады и успешно выступила на Всероссийских краеведческих конференциях в Москве. Об этом музей уже сообщал в предыдущих очерках. В связи с эпидемией коронавируса прошлым летом экспедиция на Кавказ с изучением биографии Василия Собина не состоялась. Но прошедший год Ксения продолжала изучение отчего края. На этот раз она исследовала жизнь почётного гражданина Долгопрудного Устиновича и в результате подготовила очерк, который и предлагается читателю в рубрике «Краеведение». А экспедиция на Кавказ должна состояться в этом году, о чём мы будем сообщать.

Аннотация: В статье предлагается к рассмотрению краеведческая исследовательская работа по составлению хронологии жизни и общественной деятельности Устиновича В.А., который был живым свидетелем зарождения и становления города Долгопрудный.

Ключевые слова: дирижаблестроение, авиация, воздухоплавательный дивизион.

Аnnotation: The article proposes for consideration local history research work on the compilation of the chronology of life and social activity of V.A. Ustinovich, who was a living witness to the birth and formation of the city of Dolgoprudny.

Keywords: airship engineering, aviation, aeronautical division.

 

В каждом городе есть люди, получившие звание «Почётный гражданин города». В городе Долгопрудном Московской области на 1 января 2020 г. таких 39 человек, среди которых и ветераны Великой Отечественной войны.

Почётный гражданин города!  Какое сильное звание! Оно является высшим знаком признательности города, присваивается лицам, внёсшим выдающийся вклад в развитие города; своей трудовой, общественной, военной или иной деятельностью прославившим свой город. Воздухоплаватель Устинович Владимир Адольфович – один из первых, кто в 1982 году стал «Почётным гражданином» Долгопрудного.

Историей жизни Устиновича В.А. я начала интересоваться с 2018 года, когда была в составе экспедиции на вершину Небло Мурманской области, где в 1938 году произошла катастрофа дирижабля СССР-В6. Тогда Устинович В.А. был в составе экипажа и остался жив. Какова же была судьба этого человека? История его жизни меня очень заинтересовала, я стала изучать разные источники, связанные с его жизнью.

В ходе изучения я столкнулась с проблемой разрозненности материалов по исторически значимым событиям для страны и для города, где принимал участие Устинович В.А. Но не было единой книги или публикации об этом человеке.

Целью моей работы стало составление хронологии событий в жизни воздухоплавателя Устиновича Владимира Адольфовича.

Родился Владимир Адольфович 5 февраля 1910 г. в деревне Борисово Смоленской губернии в семье служащего железной дороги.

В 1928 г. поступил в Ленинградское военно-морское училище. Учился отлично, его ставили в пример, и преподаватели надеялись, что он станет неплохим капитаном дальнего плавания. Но все перечеркнул печальный эпизод. По словам Устиновича В.А.: «Во время морской практики, когда, я сидел в подвешенной люльке и красил борт корабля суриком, «братишечка» матрос-верзила ради веселой шутки надел мне на голову ведро с краской. Была страшная боль, ядовитая краска разъедала глаза. Врачи глаза спасли, но хорошее зрение вернуть не смогли. С мечтой о море пришлось расстаться. Стал плохо видеть, меня и отчислили» [8, с.3].

В 1930 году В. Устинович поступает в Московский авиационный институт на дирижабельный факультет. Обучение шло 5 лет и 8 месяцев, в течение которых студенты получали основательную подготовку в области машиностроения, архитектуры воздушных судов, аэродинамики, механики полета, конструкции авиационных двигателей, штурманского дела и других наук.

1931 год. Устинович В.А. - пилот Московского авиационного института
1931 год. Устинович В.А. — пилот Московского авиационного института

В 1931 году вместе с друзьями по курсу был направлен учлетом на дирижабль «Комсомольская правда». На этом дирижабле Владимир Устинович и совершил свой первый в жизни полет. «Летишь аки ангел небесный по небу, — вспоминал впоследствии о своем первом полете. — Под тобой Москва, Кремль, люди радостно машут руками…» [8, с.4]

Владимир Устинович так описывает в автобиографии момент зарождения города. «С Долгопрудным я связан с 1931 года. Будучи студентом Московского Авиационного института, мы проходили летную практику на дирижабле «Комсомольская правда», который базировался в Кунцево. Перед очередными полетами мы получили задание производить облет окраины Москвы в радиусе 25-30 км, для поиска площадки под строительство дирижаблестроительной базы. Так впервые я побывал в Долгопрудном в 1931 году, а жить здесь начал с апреля месяца 1932 года» [1, с.1].

2 мая 1932 года для руководства работами по проектированию, строительству и эксплуатации дирижаблей в СССР прибыл знаменитый итальянский конструктор дирижаблей и исследователь Арктики Умберто Нобиле.

В книге «То, что я увидел в Советской России» У. Нобиле описывает свой взгляд на жизнь и деятельность советских людей. «Почти 5 лет в советской России – это самый незабываемый период моей неспокойной жизни. Талант от природы, такой огромный у русских, был разбужен, был стимулирован дух инициативы. Вся страна находилась в состоянии огромного волнения. Русская молодежь ела и одевалась плохо, но в качестве компенсации их интеллектуальная жизнь имела ритм и размах такой величины, которую не знала европейская молодежь. Они обсуждали великие проблемы, которые интересовали все человечество, и действовали, чтобы найти их решение. В пылкой атмосфере, в которой они существовали, потребности духа преобладали над материальными благами.

1933 год. Экипаж дирижабля СССР В-2. Крайний слева Устинович В.А.
1933 год. Экипаж дирижабля СССР В-2. Крайний слева Устинович В.А.

Жажда знаний у этих людей была действительно огромная: жажда знаний, не имеющая себе равных ни в одной другой стране мира.

У молодежи этой страны было чувство, что они причастны к великому делу созидания. Они обсуждали проблемы вселенского масштаба. Они вдыхали воздух, наполненный идеями. Их личная жизнь была чрезвычайно обогащена интенсивным участием в коллективной жизни. Это был безграничный, неудержимый, заразительный энтузиазм. Это было самое заметное явление советской жизни» [6, с.18].

Все 5 лет, пока У. Нобиле работал и учил молодое поколение воздухоплавательной школы, В. Устинович работал под его командованием.

1934 год. Экипаж дирижабля СССР-В2: Устинович В. А., Паньков И. В., Белов П., Коняшин Н., Кондрашов Н., Чернышев Е. И.
1934 год. Экипаж дирижабля СССР-В2: Устинович В. А., Паньков И. В., Белов П., Коняшин Н., Кондрашов Н., Чернышев Е. И.

В 1935 г. произошла катастрофа дирижабля СССР В-7бис, командиром которого был Устинович. Во время аварийного приземления дирижабль зацепился за линии электропередачи и сгорел. Экипаж, выпрыгнувший по команде с малой высоты в болото, спасся, но пилот-штурвальный, находившийся в момент катастрофы в киле, погиб в огне. 29 декабря 1935 года В. Устинович был осуждён Военной Коллегией Верховного суда СССР, по делу катастрофы дирижабля СССР-В7, на 2 года лишения свободы по ст.17-4 УК РСФСР [3].

В мае 1936 года постановлением ВЦИК В. Устинович был досрочно освобождён и поступил продолжать работу в Эскадре Дирижаблей. В октябре участвовал в программе наземных и лётных испытаний дирижабля СССР В-8 по разделу: «Посадка и стоянка дирижабля на воде» [9].

В 1937 году участвовал бортинженером в составе экипажа дирижабля «СССР В-6», в рекордном беспосадочном полете — 130 часов 27 минут (5.5 суток).  Задание состояло в определении максимальной автономии корабля. На борту было 16 человек. Часы работы и отдыха экипажа распределялись следующим образом: после 8-часовой вахты – отдых 6 часов. Настроение экипажа сохранялось бодрое, о чем командир сообщал в своих радиограммах. Действительность же, по воспоминаниям В. Устиновича, была иная. «СССР-В6 поднялся перегруженным, первые сутки полета он не поднимался выше 200 м. По мере расхода топлива высота увеличилась до 600 м. В течение 40 часов воздухоплавателей изматывал туман и штормовой ветер, затем они попали в полосу ливней. Полет сопровождался тяжелейшей качкой, так что рулевые с трудом удерживали дирижабль по курсу» [8, с.6]. В фондах Долгопрудненского историко-художественного музея сохранилась рабочая рукописная тетрадь Устиновича В.А. с лекциями по пилотированию.

Февраль 1938 года. В.А. Устиновича как уже опытного специалиста включают в состав экипажа дирижабля СССР В-6, который, согласно правительственному заданию, направляется спасать терпящую бедствие в Северном Ледовитом океане экспедицию И. Папанина. В трагической катастрофе дирижабль терпит крушение, и 13 человек погибли на месте. Устинович остается в живых. Тяжело пережив гибель близких друзей, всю свою последующую жизнь Владимир Адольфович посвятил делу, ради которого они жили, и которому отдали саму жизнь.

Катастрофа дирижабля СССР-В6, гибель лучших пилотов эскадры, были для всех потрясением, от которого трудно оправиться. А вслед за этим по Дирижаблестрою прокатилась волна арестов.

В предвоенном сороковом вышло Постановление «Поскольку дирижабли не отвечают неотложным требованиям укрепления обороноспособности нашей страны, строительство их прекратить, имеющиеся дирижабли законсервировать. Эскадру дирижаблей расформировать» [2, с. 241]. Трудно было с этим смириться Владимиру Адольфовичу. Еще долгие годы он будет отстаивать необходимость дирижаблей стране.

Кадры конструкторов и инженеров, подготовленные «Дирижаблестроем», после 1940 года работали в авиации. Многие из воздухоплавателей действовали в отрядах аэростатов заграждения и артиллерийского наблюдения.

Слова воздухоплавателей на митинге в Аэрологической обсерватории Долгопрудного 24 июня 1941 года: «В наступивший решительный час Отечественной войны советского народа с озверелым фашизмом, летный и технический состав воздухоплавателей выражает свою готовность быть на передовых позициях и встретиться лицом к лицу с заклятыми врагами. Пилоты, имеющие большой летный и парашютный опыт, просят направить их только в ряды аэростатов наблюдения, на самые ответственные и трудные участки борьбы с фашистами, чтобы совместно с артиллерией и в возможно короткий срок, разгромив и уничтожив фашистов, вернуться к научно-исследовательским полетам на пользу советской науке и цивилизации» [2, с.243].

В годы Великой Отечественной войны использовались привязные аэростаты для подготовки бойцов, а также для метеорологических наблюдений. Массовая подготовка воинов-десантников началась в дни, когда враг стоял у стен Москвы. Однако сразу возникла проблема проведения учебных прыжков. По причине отсутствия необходимого количества самолетов для совершения учебных парашютных прыжков (самолеты были необходимы фронту), было решено проверить возможность использования для этих целей привязных аэростатов.

Командир аэростатного поста 16-го Отдельного Воздухоплавательного отряда аэростатов артиллерийского наблюдения воентехник 1-го ранга С.А. Попов и лейтенант А.И. Рощин предложили руководству производить подготовку парашютно-десантных частей с помощью аэростатов. Сами прыжки можно было выполнять вне аэродрома, непосредственно по месту нахождения десантной части.

Из интервью с Устиновичем В.А.: «В конце декабря месяца 1941 года ко мне обратился командир 16-го воздухоплавательного отряда, базировавшегося в Долгопрудном, старший лейтенант Попов С.А. с просьбой оказать техническую помощь в сборке дирижабля для нужд Вооруженных сил. На самолетах подготовка парашютиста стоила в 30 раз дороже. В декабре 1941 года прошли первые испытания, которые показали эффективность применения аэростатов. За 2 часа прыжки совершили 54 десантника» [7, с.2].

В апреле 1942 года был сформирован 1-й Отдельный воздухоплавательный дивизион Воздушно-десантных войск, в задачу которого входило обеспечение всей парашютной подготовки воинов-десантников, и, особенно, перед непосредственным десантированием в тыл противника. 

В доме на территории, где сегодня в Долгопрудном расположен сквер Долгова, находилась радиостанция Дирижаблестроя, а в годы войны штаб дивизиона. Командиром дивизиона был назначен капитан Попов С.А., начальником штаба — Рощин А.И., заместителем командира дивизиона и одновременно командиром дирижабля был назначен Устинович В.А.

Организация прыжков предусматривала подъем группы парашютистов в гондоле аэростата на высоту 500-600 м. После выполнения прыжка последним из группы, аэростат опускался лебедкой за новой партией парашютистов [4].

1944 год. Моторизованный аэростат Малыш. Конструктор Б.Гарф. Устинович В.А. сидит в кабине.jpg
1944 год

По инициативе Владимира Устиновича был создан отряд дирижаблей с целью обеспечения действующих воздухоплавательных отрядов газом (водородом), горючим и другими эксплуатационными материалами, нужны были специальные высокоманевренные средства.

Удостоверение выдано инженеру-майору тов.Устиновичу В.А. от 19.09.1945
Удостоверение выдано инженеру-майору тов.Устиновичу В.А. от 19.09.1945

В 1945 году В. Устинович назначен руководителем летнего отряда, выполняющего специальные задания в районе Чёрного моря на дирижабле «Победа» в районе г. Севастополь. С высоты на дирижабле отыскивали затонувшие корабли, морские мины, разведывал косяки рыб, взаимодействовал с Черноморским флотом, доставляли почту морякам в открытое море.

1945 год. Экипаж дирижабля Победа и черноморские моряки. Третий слева в первом ряду В.А. Устинович
1945 год. Экипаж дирижабля Победа и черноморские моряки. Третий слева в первом ряду В.А. Устинович.

За период Великой Отечественной войны В.А. Устинович награжден орденом «Красной звезды», медалью «За Победу над Германией», медалью «За боевые заслуги» [5].

В.А. Устинович около 30 лет прослужил в рядах Советской Армии. Мастер парашютного спорта. Демобилизовался в звании инженера-полковника. В 1956 году получил «Орден Красной звезды», однако архив до сих пор засекречен и нигде в интервью и воспоминаниях не упоминается эта награда.

Налет на дирижаблях Устиновича составил свыше 3000 часов, было совершено 946 прыжков с парашютом.

После выхода в отставку он посвятил свою жизнь возрождению дирижаблестроения и воздухоплавания, увековечению памяти воздухоплавателей. Активно пропагандировал идеи и веру в то, что «советские дирижабли будут лучшими в мире!»

Изучая семейный архив Владимира Адольфовича, я составила каталог из 142 документов: письма, открытки, записи в тетрадях, черновики, заметки из газет, фотографии, грамоты, приглашения. Особую важность для сохранения исторической памяти, я считаю записанные им воспоминания о значимых событиях для города и страны, среди которых:

  • Краткая историческая справка об участии воздухоплавательных частей в Великой Отечественной войне. Автор Устинович, май 1995;
  • Заметки В. А. Устиновича о проведении мероприятий, посвященных 60-летию высадки папанинцев на Северный полюс, 1997;
  • Краткая историческая справка о воздухоплавателях в годы Великой Отечественной Войны. Автор Устинович В. А., 1981.

Владимир Адольфович постоянно был в работе, в продвижении идеи использования дирижаблей для народного хозяйства и в научно-исследовательских целях. А именно, применение воздухоплавательных аппаратов на лесозаготовительных и лесохозяйственных работах; организация службы воздушного наблюдения в подразделениях пограничных войск; использованию уникальных летных качеств дирижаблей; использовании дирижаблей при патрулировании дорог; о решении транспортных проблем для бездорожных и без аэродромных районов Крайнего Севера.

Владимир Адольфович Устинович внес большой вклад в дело патриотического воспитания молодежи, был «живым свидетелем» зарождения Дирижаблестроя и становления города Долгопрудный. Долгое время работал в Совете музея и был председателем Совета ветеранов.

В 1982 году Устиновичу В.А. было присвоено звание «Почетный гражданин» Решением Мытищинского ГК КПСС и исполнительного комитета Долгопрудненского городского Совета народных депутатов Московской области №Б-52/257 от 13.10.1982 года.

В 1995 году Устинович В.А. решением комиссии Международной авиационной Федерации был награжден золотой медалью Сантос-Дюмона (The Santos-Dumont Gold Airship Medal) за выдающиеся заслуги в области дирижаблестроения и воздухоплавания.

Список литературы:

  1. Автобиография В.А. Устиновича. Фонды ДИХМ КП 0681, ГК МФ 21228000 [Электронный ресурс] https://goskatalog.ru/portal/#/collections?q=21228000&imageExists=null
  2. Бороздин В.П. И опять мы в небе: Сборник документальных повестей/ Сост., М.В. Шумская (Бороздина). – М.: 2013.
  3. Документы по расследованию катастрофы дирижабля СССР-В7. ГАРФ Ф.8418, оп.10, д.67
  4. Краткая историческая справка о воздухоплавателях в годы Великой Отечественной Войны. Автор Устинович В. А., 1981. ГК МФ 21692999, ДИХМ КП 756 [Электронный ресурс] https://goskatalog.ru/portal/#/collections?q=21692999&imageExists=null
  5. Наградные документы Устиновича В.А. из архива ЦАМО [Электронный ресурс] Память народа. https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_kartoteka1509405015/
  6. Нобиле У. «То, что я увидел в Советской России». М.: Изд.дом «Граница», 2019. – 224 с.
  7. Павлушенко М., Шевырев Н. – первый советский дипломированный инженер-дирижаблестроитель / М. Павлушенко // Воздухоплаватель. [Электронный ресурс]. — 2011. — № 23-25. Режим доступа: http://ballooning-magazine.ru/katalog?id=15 (дата обращения 30.09.2020)
  8. Павлушенко М. Патриарх советского дирижаблестроения / М. Павлушенко // Воздухоплаватель. — 1996. — № 4 (6). — С. 2-7.
  9. Программа наземных и летных испытаний дирижабля В-8 по разделу: «Посадка и стоянка дирижабля на воде». 1936 год. ДИХМ КП 3543 ГК МФ 17240920 [Электронный ресурс] https://goskatalog.ru/portal/#/collections?q=17240920&imageExists=null