Утраченные церкви долгопрудненской земли (Н.Чеботарёва)

4789
Фрагмент карты 1853 г. Можно увидеть значки часовен в районе исчезнувшего села Собакино-Никольское, Покровской горы и в Хлебниково возле моста через Клязьму
Фрагмент карты 1853 г. Можно увидеть значки часовен в районе исчезнувшего села Собакино-Никольское, Покровской горы и в Хлебниково возле моста через Клязьму

Доклад Нины Чеботарёвой, члена Долгопрудненского городского краеведческого общества, главного редактора корпоративной газеты ПАО “ДНПП”, руководителя ЛИТО “Клязьма”

В центре моего внимания как исследователя изначально был посёлок Шереметьевский, который в настоящее время является северной частью города Долгопрудного. Приступая к краеведческой работе около десяти лет назад, я не знала о посёлке практически ничего. Вопросов было много, и непонятно, за что браться для начала. Хотелось выстроить чёткую картину: как возник посёлок, как он развивался, какие люди здесь жили, чем они занимались, какие события происходили на родной земле.

В процессе исследования стало понятно, что история земли шереметьевской неразрывно связана с историей близлежащих населённых пунктов, которые возникли намного раньше посёлка Шереметьевский.

Введение. Точка отсчёта и система координат

Сергей Дмитриевич Шереметев (1844-1918)
Сергей Дмитриевич Шереметев (1844-1918)

История посёлка Шереметьевский насчитывает чуть более ста лет. В начале XX века землевладелец граф Сергей Дмитриевич Шереметев обратился в правление Савёловской железной дороги с просьбой организовать остановочный пункт на принадлежащих ему землях, через которые прошли железнодорожные пути. Возле станции он планировал организовать дачный посёлок, сдавать участки в аренду под постройку летних домов — по тем временам это было доходный бизнес. Такой же дачный посёлок, правда, на землях, принадлежащих крестьянскому сообществу деревни Хлебниково, возник и возле одноимённой станции.  Реализовать свой проект Сергей Дмитриевич не успел: к 1917 году в посёлке Шереметьевский было построено всего несколько домов (точных данных на данный период найти не удалось, зато известно, что к 1930 году в Шереметьевка насчитывала 7 дач). Шереметьевский начал бурно развиваться с 1930-х гг. в связи с прокладкой канала Москва-Волга: из зоны затопления сюда начали переселять землевладельцев пристанционного посёлка Хлебниково и безземельных крестьян деревни Хлебниково.

Фрагмент карты 1987 г. Посёлок Шереметьевский и окрестности
Фрагмент карты 1987 г. Посёлок Шереметьевский и окрестности

По возникновении — то есть в начале XX века, — посёлок Шереметьевский входил в состав Троицкой волости Московского уезда Московской губернии. Административным центром было село Троицкое, а крупнейшим населённым пунктом, наиболее развитым в экономическом отношении, была деревня Хлебниково.

Таким образом, история поселений, с 2003 года вошедших в состав города Долгопрудного как микрорайон «Шереметьевский. Павельцево. Хлебниково», связаны неразрывно. Их история связана также с близлежащими поселениями, не вошедшими в состав города — деревнями Капустино, Красная Горка, Сёмкино, Новосельцево, Ново-Александрово, селом Троицким, а также ныне утраченными селом Собакино-Никольское, Покровским погостом, сельцами Подосинки и Жаворонки.

  • Самое раннее упоминание нашей местности касается села Собакина (Никольского). В более поздних источниках оно фигурирует в связи с деревнями Хлебниково и Капустино. Все три населённых пункта имели одного владельца. Поэтому мы рассматриваем село Собакино как историческую точку отсчёта и географическое начало координат нашего иссследования.
  • Свидетельства об этом поселении сохранились, по большей части, благодаря располагавшемуся здесь когда-то храму.

Значение церквей в исследовательской краеведческой работе

От поселений древних людей лучше всего до нашего времени сохраняются культовые и ритуальные сооружения. Древние капища, курганные могильники играли огромную роль в жизни людей и дают нам представление о культуре народов, когда-то населявших те или иные земли.

Чаплыгин В.В. В старом парке (церковь в селе Виноградове)
Чаплыгин В.В. В старом парке (церковь в селе Виноградове)

Так же и церковные строения являются реперными знаками, привязываясь к которым, мы можем установить местонахождение заброшенных деревень и усадеб. Вне зависимости от того, сохранились или нет в натуре эти строения до наших дней, мы всё равно находим упоминания о них на картах и в исторических документах. К ним стекались люди из окрестных поселений на праздники, для совершениям обрядов крещения, венчания, отпевания. В церковных книгах сохранились имена жителей окрестных сёл. На деревенских кладбищах возле церквей захоронены многие поколения наших предков.

Таким образом, церковные сооружения:

  • позволяют установить местонахождение заброшенных деревень и усадеб;
  • помогают выявить условный административный центр среди поселений;
  • сохраняют в своих книгах имена прихожан, записи о крещении, венчании, отпевании;
  • имеют в непосредственной близости кладбища, которые служат памятниками многим поколениям жителей окрестных деревень.

Церковный уклад влиял на обыденную жизнь:

  • регламентировал график сезонных работ,
  • упорядочивал режим питания и расход продуктов в течение года,
  • задавал нравственные повседневные ориентиры,
  • давал утешение и помогал снять психологическое напряжение.

Представление о церковной жизни помогает найти ответы на вопросы о быте, занятиях, взаимоотношениях людей прежних времён.

Строительство, реконструкция, закрытие храмов отражались в архивных документах и становились свидетельством достатка или обнищания владельцев земельных участков, важных событий в жизни семьи помещиков-землевладельцев, особенностей жизни крестьян-прихожан.

Храмы строились и процветали, а также ветшали, разрушались, сносились по разным причинам. Священник Николай Скворцов в книге «Уничтоженные в Московском уезде церкви», изданной в 1905 году, отмечает: «В России повсюду было весьма много церквей, построенных без особой нужды. У русских была всегда любовь строить и украшать храмы.

Храмы воздвигали во время радостных и печальных событий: после победы над врагами, по получении чудотворения от иконы, выздоровления от болезни, во время голода, язвы, нападения врагов. Одни устроением храмов желали выразить благодарность Богу за блага, полученные ими, или умилостивить Бога при угрызениях совести о содеянных грехах, неправдах; другие же строили храмы из одного подражания или по честолюбию и другим нечистым побуждениям.

По постройке церкви, храмоздатели, или по неимению средств к поддержанию храмов, или по нерадению о них, содержали их не в должном благолепии и допускали приходить в запустение… 

И в XVII веке строилось много церквей, ибо было незатруднительно приступить к постройке храма. Приступали к созданию не только храма, но и монастыря без надлежащих средств к тому, по одному обещанию. При такой лёгкости  начинать постройку церкви часто стояли без службы. Построенная помещиком церковь часто запустевала после его смерти и перехода владения в другие руки, потом она ветшала и разрушалась, а прихожане, по малочисленности и бедности, не в состоянии были исправить и восстановить сгоревшую или разрушившуюся церковь. На это у них были свои причины: нужно было из своей земли вымежёвывать для духовенства отдельную часть, нужно было духовенство поддерживать средствами к содержанию — выдавать ругу. Это едва ли всегда нравилось. Иногда близость другой церкви приводила к мысли об уничтожении своей. Были и внешние причины: нашествие литовское и французское, особенно первое».

Зафиксированные Николаем Скворцовым тенденции нашли некоторое отражение и в истории нашего края.

Церковь Николая Чудотворца в Собакино-Никольском

До XVI века село[1] Собакино на реке Клязьме находилось в числе дворцовых вотчин[2].: Иван Васильевич IV передал его князю Владимиру Андреевичу, а тот отказал сыну своему Ивану. В XVII веке в Собакино-Никольском находился «двор вотчинников», а это значит, что хозяин обширного земельного участка, на котором располагались несколько деревень, проживал в этом селении или, по крайней мере, бывал и останавливался в нём.

Землевладение Собакино-Капустино-Хлебниково. Середина XVII – начало XVIII в. Из книги Кусов В.С. «Земли Московской губернии в XVIII веке» (2004).
Землевладение Собакино-Капустино-Хлебниково. Середина XVII – начало XVIII в. Из книги Кусов В.С. «Земли Московской губернии в XVIII веке» (2004).

В XVI веке в Собакино располагалась деревянная церковь Николая Чудотворца, которая к началу XVII столетия была уничтожена, по всей видимости, в результате событий Смутного времени. Собакино из села превратилось в деревню.

В 1618 году Собакино из дворцовых земель перешло к князю Юрию Яншеевичу Сулешову[3], который достиг значительных карьерных успехов в придворной службе — боярин, ратный воевода, он стоял во главе боевого отряда. За различные заслуги царь жаловал своих приближённых «дачами» – земельными участками: «За боярином князем Юрием Яншеевичем Сулешовым в поместьи, по государева жалованной грамоте 126 г. (1618 г.), что ему дано из государевых дворцовых земель село Собакино на реке Клязьме, а ныне деревня, а в ней был храм во имя Николы Чудотворца, да в деревне 5 дворов крестьянских, в них 6 человек и 3 двора бобыльских, в них 6 человек».

После Юрия Яншеевича смерти в 1643 году вотчинные земли Сулешова перешли частично к внуку — князю Ивану Кореповичу Юсупову, частично — к князю Якову Куденетовичу Черкасскому. В вотчинную землю, унаследованную Иваном Кореповичем Юсуповым, входило село Никольское, деревни Хлебниково и Капустино на реке Созонке.

При Иване Кореповиче Юсупове, около 1646 года, в Собакино взамен утраченной была построена новая деревянная церковь во имя св. Николая Чудотворца[4]. Деревня Собакино снова стала селом и получила название Никольского, по наименованию церкви. Впрочем, «по крестьянскому званию», то есть в обиходе, село продолжало называться Собакино.

В 1647 году Иван Юсупов земли поселений Никольского прихода на Клязьме (с поселениями Собакино, Хлебниково и Капустино) «променил» князю Якову Куденетовичу Черкасскому[5], второму наследнику Сулешова, а после смерти Якова Куденетовича в 1667 году земли перешли к его сыну Михаилу Яковлевичу Черкасскому.

Новопостроенная Никольская церковь была обложена данью в 1648 году. В переписных книгах значится, что «у церкви во дворе поп Осип, да в селе двор вотчинников и двор скотный». В 1667 году службу в Никольской церкви проводил поп Леонтий Тимофеев, ему помогал дьячок Степанко Максимов. К 1678 году на этой земле находился также двор приказчика и «19 дворов кабальных, людей в них 19 человек».

В 1704 году в селе Никольском находилось 3 двора конюховых и двор скотный. О дворе вотчинников уже нет упоминания. При церкви состояли священник Иван Сафонов и дьячок Митрофан Ларионов. Но в 1720 году причта в церкви уже не было, церковь запустела. «За ветхостию и за неимением в ней довольного числа утвари церковной», церковь Николая Чудотворца была окончательно упразднена 23 ноября 1777 года, при владельце Петре Борисовиче Шереметеве. К этому времени «при оной упразднённой Никольской церкви священника с причтом уже не имеется, и службы в ней никогда не отправляется». В период упразднения за приходом Никольской церкви числилось 54 двора, все они отошли к Троицкому приходу. Земля же уничтоженной в Собакине церкви (33 дес. 806 кв. саж.) перешла во владение причта села Троицкого-Шереметева. Скорее всего, это по большей части земли Никольского кладбища. В 1798 году о церкви уже не упоминается: вероятно, она была уничтожена.

Упоминания о селе Собакино-Никольском  постепенно исчезли из архивных документов и с карт к концу XIX века. По-видимому, деревня постепенно опустела. Однако на некоторых поздних картах в чистом поле у дороги, где ранее располагалось Никольское-Собакино, есть значок часовни. Возможно, роль часовни как раз и играл опустевший и обветшавший Никольский храм, пока не разрушился окончательно.

Упоминание о церковном кладбище и разрушенной часовне можно встретить в археологическом справочнике, изданном в 1994 году (процитированные сведения относятся к началу 1930-х гг.)[6]: «Капустино. Грунтовый могильник, 17 в. Ок. 1 км к СВ от д., у ныне разрушенной деревянной часовни, возвышенность сев. берега Клязьминского вдхр. Распахивается, отдельные участки задернованы. Обломки белокаменных надгробных плит и целая плита прямоугольной формы. Возможно, памятник является остатками Покровского погоста на р. Клязьме, упомянутого в Писцовых книгах 1623 —1624 гг.». Авторы справочника указывают местоположение – в километре от деревни Капустино к северо-востоку. А значит, речь идёт о Собакино-Никольском, а не о Покровском погосте и Покровской церкви, которые располагались к юго-востоку от деревни Хлебниково. О Покровской церкви будет сказано ниже.

Свидетельство о Никольском кладбище, сохранившимся до 1930-х гг. можно встретить и в другом источнике[7]: «Старинное кладбище у д. Капустино. Находится в 1 км к северо-востоку от д. Капустино, между Капустиным и Ереминым, на возвышенном месте в поле колхоза «Коммунар». На кладбище сохранились частями надмогильные плиты из белого известняка. Единственная целая плита имеет прямоугольную форму. К надгробиям в момент обследования А. В. Збруевой в 1932 г. вплотную подходила пашня. Вероятно, теперь часть памятника уже распахана».

Фрагмент карты 1987 г. Местоположение села Собакино-Никольское
Фрагмент карты 1987 г. Местоположение села Собакино-Никольское

Перед началом строительства канала местность, попадающая в зону затопления и примыкающая к ней территория была исследована двумя археологическими экспедициями.  Отчёты этих экспедиций процитированы в вышеприведённых отрывках.

2008 год. Панорама местности в окрестностях бывшего села Собакино-Никольское. Фото автора
2008 год. Панорама местности в окрестностях бывшего села Собакино-Никольское. Фото автора

Храм на Покровском погосте

Неподалёку от села Собакино был ещё один храм, до наших дней также не сохранившийся, — деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Покровском погосте[8] на реке Клязьме. Дата его постройки неизвестна, а первое упоминание относится к 1623-24 гг. Погост располагался к востоку от Хлебниково через речку Ерёмку, правому притоку Клязьмы. При храме было поселение священнослужителей.

В 1623-24 гг. в Покровском храме служил поп Иван Фёдоров. В 1646 г. в храме служил поп Захарий, а прислуживал ему пономарь Федька Прокофьев. В 1667 году в Покровской церкви служил поп Прохор Матвеев и дьячок Хрисанфик Прохоров.

Землевладение Собакино-Капустино-Хлебниково (зелёные границы), участок церковных земель Покровского храма (красные границы, южная часть) и участок государственных земель (красные границы, северная часть). Из книги Кусов В.С. «Земли Московской губернии в XVIII веке» (2004).
Землевладение Собакино-Капустино-Хлебниково (зелёные границы), участок церковных земель Покровского храма (красные границы, южная часть) и участок государственных земель (красные границы, северная часть). Из книги Кусов В.С. «Земли Московской губернии в XVIII веке» (2004).

«Проезжие земли» от Покровского до Никольского-Собакина на другом берегу реки, от  получили от него название пустошь Горки — это название им дал Юрий Яншеевич Сулешов. В дозорных книгах Патриаршего Казённого Приказа 1680 года владелец Никольского князь Михаил Яковлевич Черкасский обвиняется в произведённом ранее самозахвате: «человек его» Василий Козлов вопреки писцовым книгам и «без государева указа» допустил самоуправство, «на церковной земле ямы прокопал и столбы поставил» (т.е. перенёс межевые знаки), прихватив таким образом «церковную пашню, горы и холмы, и враги, и подолы». По-видимому, речь идёт о  территории общей площадью более 14 десятин (из которой сенной покос занимал около 5 десятин), которая ранее была «отрезана от Покровского погоста в государственные земли»[9].

Покровский храм был официально упразднён указом Синода в 1842 году. Так Покровская церковь кладбищенской часовней[10].

В 1908-10 гг. на Покровском погосте планировалась постройка каменной трехпрестольной церкви взамен обветшавшей деревянной. Крестьяне селений Хлебниково и Капустино подали прошение епископу Трифону: «Просим на месте старого разрешить нам выстроить новый храм и образовать при нем особый приход, состоящий из нас крестьян селений Хлебниково и Капустино и живущих в окружающей нас местности на фабриках и заводах и поселках с открытием самостоятельного причта из священника и псаломщика».

  • Троицкий храм находился слишком далеко от деревень Хлебниково и Капустино, пристанционного посёлка Хлебнково.
  • В праздничные дни там было слишком тесно.
  • Новый приход состоял бы их тысячи прихожан, приход Троицкого храма тоже состоял бы из тысячи прихожан.
  • Крестьяне готовы были выплачивать храму часть ежегодной прибыли от сдаваемых в аренду дачных участков (900 рублей).
  • Кирпичи для храма предлагалось делать на хлебниковском кирпичном заводе.

Причт Троицкой церкви в своем отзыве ответил, что строительство обойдется в 60 000 рублей, что прихожане не вмещаются в Троицкий храм только в большие праздники, что после создания нового прихода оставшаяся меньшая часть прихода не сможет содержать Троицкий храм и его придется закрыть. На прошение о строительстве новой церкви был получен отказ, была попытка его оспорить, но в 1910 году был получен повторный окончательный отказ[11].

Часовня при Покровском погосте просуществовала до 1930-х гг. Ее можно найти на старых картах. Часовня и, частично, погост были уничтожены во время строительства канала Москва-Волга.

Фрагмент карты 1968 г. Покровская гора
Фрагмент карты 1968 г. Покровская гора

Местечко Горки, название которому самолично дал князь Сулешов, есть и на современных картах — Горки или Покровская гора на берегу Клязьминского водохранилища возле деревни Ново-Александрово.  

Утраченная церковь в Новосельцево

Ещё одна утраченная церковь нашего края — это церковь в Новосельцево (Новосильцево). Село перешло во владение княгини Анны Михайловны Пронской по духовному завещанию отца, Михаила Петровича Пронского[12] после его смерти в 1654 году. На тот момент в Новосельцево располагался двор вотчинников, 15 дворов крестьянских, 2 двора бобыльских, жили 42 человека[13]. При вотчине Новосельцево числилось несколько пустошей, в том числе и пустошь Иванишкова.

В дозорных книгах Патриаршего Казённого Приказа 1680 года есть упоминание: «церковь де Пресвятыя Троицы в селе Новосильцеве с морового поветрия запустела и ныне стоит пуста»[14]. Видимо, речь идёт об эпидемии 1654 года, жертвой которой стал и Михаил Петрович Пронский. За год до смерти он приступил к постройке нового храма, правда, на другом месте — на противоположном берегу реки Клязьмы на пустоши Иванишковой.

Через год после смерти отца Анна Михайловна вышла замуж за князя Якова Никитича Одоевского. Семья Одоевских завершила дело, начатое Михаилом Петровичем Пронским — достроила каменный Троицкий храм. А церковь в Новосельцево действовала как минимум до 1667 г., так как с нее до этого года платили «дани 13 алтын, заезда гривна»[15]. После закрытия храма село Новосельцево превратилось в деревню.

Землевладение Новосельцево-Троицкое. Из книги Кусов В.С. «Земли Московской губернии в XVIII веке» (2004).
Землевладение Новосельцево-Троицкое. Из книги Кусов В.С. «Земли Московской губернии в XVIII веке» (2004).

В 1680 году[16] отец Прокопий, священник села Троицкого, свидетельствует, что «вместо той церкви построена церковь Живоначальныя Троицы с пределы против села Новосильцева на другой стороне реки Клязьмы на пустоши Иванишкове во 1653 году на новом месте от села Новосильцева версты с полторы»[17].

В 1667 году дочь Анны Михайловны и Якова Никитича Одоевских вышла замуж за владельца расположенного неподалёку землевладения Собакино-Капустино-Хлебниково  князя Михаила Яковлевича Черкасского.

Есть две версии, каким образом земля, на которой располагались селения Новосельцево и Троицкое, перешла во владение Черкасского. По одной, она была получена Черкасским в приданное за Марфой Яковлевной. По другой[18], до 1680 года её владельцем оставался князь Яков Никитич Одоевский, а в декабре 1680 он «променял «село Троицкое, что было пустошью Иванишково, на реке Клязьме», своему зятю, стольнику князю Михаилу Яковлевичу Черкасскому на его Коломенскую деревню Ивань[19]. К Троицкой церкви им было дано «из вотчиниковои земли пашни десятина в поле, а в дву потомуж[20], сена по реке Клязме луг на 30 копен, … а луг той церкви под селом Троицким, на реке ж на Клязме, копен на 30 и тот луг косят на князь Михаила Яковлевича»[21].

После смерти Михаила Яковлевича Черкасского в 1712 году земельные владения унаследовал его сын, Алексей Михайлович Черкасский. А после кончины Алексея Михайловича в 1742 году земли перешли к его дочери Варваре Черкасской. В 1743 году состоялось венчание Варвары Алексеевны Черкасской с Петром Борисовичем Шереметевым. Земельный участок с расположенным на нём деревнями Никольское-Собакино (возможно, уже нежилой), Хлебниково (159 душ), Капустино (39 душ) и ныне не существующая деревня Подосинки (22 души) был отдан во владение Шереметева в качестве приданого за невестой.

С этого момента оба земельных участка (Собакино-Хлебниково-Капустино и Новосельцево-Троицкое) находятся во владении семьи Шереметевых. С 1788 по 1809 гг. землевладельцем обоих участков стал Николай Петрович Шереметев. Далее земли наследовали 1809-1871 гг. – Дмитрий Николаевич Шереметев, 1871-1917 гг. – Сергей Дмитриевич Шереметев.

Часовня в Хлебниково

Во второй половине XIX века в результате крестьянских реформ и образования волостей в составе Московского уезда Московской губернии село Троицкое стало волостным центром. На территории Троицкой волости располагались несколько церковных приходов, в том числе – сёл Троицкого-Шереметево, Спасское-Павельцево, Спасское-Котово, Виноградово, Алтуфьево и других, вокруг которых группировались «бесцерковные» поселения. В церковный приход села Троицкого-Шереметева были включены также деревни Новосельцево, Сёмкино, Капустино и Хлебниково.

1877 г. Условные границы церковных приходов
1877 г. Условные границы церковных приходов

Деревня Хлебниково была самым крупным  поселением Троицкого прихода. Она располагалась на реке Клязьме по обеим сторонам Дмитровского тракта. По данным подворной переписи 1869 года деревня Хлебниково насчитывала 105 дворов, в ней было более 700 жителей.

Сохранились упоминания о кирпичной деревенской часовне в Хлебниково, приписанной к храму в Троицком-Шереметьеве. Часовня располагалась «у казённого моста» через Клязьму с восточной стороны Дмитровского тракта на пересечении Дмитровки и дороги, которая вела от станции Хлебниково через деревню Хлебниково к селу Троицкому.

Фото Никольской часовни в Хлебниково в период строительства канала Москва-Волга (1930-е гг.).
Фото Никольской часовни в Хлебниково в период строительства канала Москва-Волга (1930-е гг.).

Кирпичная часовня в Николая Чудотворца была построена в 1874 году по проекту архитектора Д.А. Гущина[22]. Однако знак часовни в Хлебниково есть на карте 1853 года. На сайте, посвященном российским храмам[23], уточняется: 1874 — дата последней постройки, а основана часовня была в XVIII в память упразднённой Никольской церкви в Собакино. Часовня попадала в зону разлива Клязьминского водохранилища и была снесена при строительстве канала в 1930-е годы.

Фрагмент карты 1853 г. Можно увидеть значки часовен в районе исчезнувшего села Собакино-Никольское, Покровской горы и в Хлебниково возле моста через Клязьму
Фрагмент карты 1853 г. Можно увидеть значки часовен в районе исчезнувшего села Собакино-Никольское, Покровской горы и в Хлебниково возле моста через Клязьму

Постройка канала Москва-Волга фактически уничтожила Хлебниково, водохранилище частично затопило Капустино и Троицкое. Деревенские дома из зоны затопления были перенесены в другие места, и после открытия канала деревня Хлебниково перестала существовать как самостоятельное поселение.

Если прогуляться по восточной части автомобильного моста через Клязьминское водохранилище и внимательно присмотреться к берегам, то можно заметить, что с юга старый Дмитровский тракт начинался в районе клуба «Адмирал» (на старых картах в этом месте указано питейное заведение), а на северном берегу водохранилища его продолжение — это улица деревни Капустино, которая почти параллельна современной Дмитровке (и через несколько сотен метров сливается с ней).

Пусть воображение путника дорисует на месте Клязьминского водохранилища поселение Хлебниково у оживлённого выложенного булыжником Дмитровского тракта. Извилистое течение Клязьмы, добротные деревянные крестьянские дома, казённый мост и часовня неподалёку, начальная школа, чайная, торговые лавки. Скрип обозов, фырканье лошадей, лай собак, детские крики и далёкий перезвон колоколов Троицкого храма… Утраченное безвозвратно продолжает жить в нашей памяти.

Приложение 1. Утраченные храмы. Хронология

1646 – 1777 гг.:  Деревянная церковь во имя св. Николая Чудотворца в селе Собакино. Построил владелец Иван Корепович Юсупов. Последний владелец – Пётр Борисович Шереметев. Упразднена по ветхости и из-за отсутствия содержания.

??? – 1930-е гг.: Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Покровском погосте. Упоминается с 1618 г. Со временем превратилась в кладбищенскую часовню. Была уничтожена во время строительства канала Москва-Волга.

??? – 1667 гг.: Церковь Пресвятой Троицы в Новосельцеве. Действовала как минимум до 1667 г., запустела к 1680 году после «морового поветрия» (эпидемии чумы 1654 года).   Последний владелец – Яков Никитич Одоевский.

1874 – 1930-е гг.: Кирпичная Часовня в честь св. Николая Чудотворца в Хлебниково. Построена в 1874 году (архитектор Д.А. Гущина) в память упразднённой Никольской церкви в Собакино. Построена на месте деревянной часовни, основанной в XVII веке в память о Никольском храме в селе Собакино.

Приложение 2. Землевладения Собакино-Капустино-Хлебниково и Новосельцево-Троицкое. Местоположение и хронология

Землевладение Собакино-Капустино-Хлебниково (зелёные границы) и Новосельцево-Троицкое (фиолетовые границы). Из книги Кусов В.С. «Земли Московской губернии в XVIII веке» (2004).
Землевладение Собакино-Капустино-Хлебниково (зелёные границы) и Новосельцево-Троицкое (фиолетовые границы). Из книги Кусов В.С. «Земли Московской губернии в XVIII веке» (2004).

Владение Собакино-Капустино-Хлебниково

До XVI века: в числе дворцовых вотчин.

1618 – 1643 гг.: земельный участок пожалован царём за ратные подвиги землевладелец князю Юрию Яншеевичу Сулешову.

1643 – 1647 гг.: после смерти Сулешова все принадлежащие ему земли перешли в совместное владение внука Ивана Кореповича Юсупова и князя Якова Куденетовича Черкасского. Юсупов унаследовал земельный участок Собакино-Капустино-Хлебниково.

1647 – 1667 гг.:. Иван Юсупов земли поселений Никольского прихода на Клязьме «променил» князю Якову Куденетовичу Черкасскому,  второму наследнику Сулешова.

1667 – 1712 гг.: Участок наследует сын Якова Куденетовича  Михаил Яковлевич Черкасский.

1712 – 1742 гг.: Участок наследует сын Михаила Яковлевича  Алексей Михайлович Черкасский.

1742 – 1743 гг.: Участок наследует дочь Алексея Михайловича  Варвара Алексеевна Черкасская.

1743 г. – 1788 гг.: Варвара Алексеевна Черкасская выходит замуж за Петра Борисовича Шереметева и отдаёт ему в качестве приданного земельный участок Собакино-Капустино-Хлебниково, оставляя за собой участок Новосельцево-Троицкое.

Владение Новосельцево-Троицкое:

До 1654 г.: Землевладелец Михаил Петрович Пронский.

1654 – 1655 (?) гг.: После смерти отца участок наследует Анна Михайловна Пронская.

1655(?) – 1667 (1680?) гг.: Анна Михайловна Пронская выходит замуж за Якова Никитича Одоевского, он становится землевладельцем.

1667 (1680?) – 1712 гг.: Дочь Анны Михайловны и Якова Никитича Одоевского Марфа Никитична выходит замуж за владельца расположенного неподалёку земельного участка Собакино-Капустино-Хлебниково. По одной версии, земля была получена Черкасским в приданное за женой. По другой, в декабре 1680 Михаил Яковлевич Черкасский выменял участок у тестя, Якова Никитича Одоевского, на свою коломенскую деревню Ивань.

1712 – 1743 гг.: Участок наследует сын Михаила Яковлевича  Алексей Михайлович Черкасский.

1742 – 1743 гг.: Участок наследует дочь Алексея Михайловича  Варвара Алексеевна Черкасская.

1743 г. – 1788 гг.: Варвара Алексеевна Черкасская выходит замуж за Петра Борисовича Шереметева и отдаёт ему в качестве приданного земельный участок Собакино-Капустино-Хлебниково, оставляя за собой участок Новосельцево-Троицкое.

1788—1809 гг.: Участки наследует сын Петра Борисовича и Варвары Алексеевны Шереметевых Николай Петрович Шереметев.

1809-1871 гг.: Участки наследует сын Николая Петровича Дмитрий Николаевич Шереметев.

1871-1917 гг.: Участки наследует сын Дмитрия Николаевича Сергей Дмитриевич Шереметев.

Та же информация в виде таблицы:

 

Владение Собакино-Капустино-Хлебниково

 

Владение Новосельцево-Троицкое:

 

До XVI века: в числе дворцовых вотчин.

 

 
1618 – 1643 гг.: земельный участок пожалован царём за ратные подвиги землевладелец князю Юрию Яншеевичу Сулешову.

 

 
1643 – 1647 гг.: после смерти Сулешова все принадлежащие ему земли перешли в совместное владение внука Ивана Кореповича Юсупова и князя Якова Куденетовича Черкасского. Юсупов унаследовал земельный участок Собакино-Капустино-Хлебниково.

 

 
1647 – 1667 гг.:. Иван Юсупов земли поселений Никольского прихода на Клязьме «променил» князю Якову Куденетовичу Черкасскому,  второму наследнику Сулешова.

 

До 1654 г.: Землевладелец Михаил Петрович Пронский.

1654 – 1655 (?) гг.: После смерти отца участок наследует Анна Михайловна Пронская.

1655(?) – 1667 (1680?) гг.: Анна Михайловна Пронская выходит замуж за Якова Никитича Одоевского, он становится землевладельцем.

1667 – 1712 гг.: Участок наследует сын Якова Куденетовича  Михаил Яковлевич Черкасский.

 

1667 (1680?) – 1712 гг.: Дочь Анны Михайловны и Якова Никитича Одоевского Марфа Никитична выходит замуж за владельца расположенного неподалёку земельного участка Собакино-Капустино-Хлебниково. По одной версии, земля была получена Черкасским в приданное за женой. По другой, в декабре 1680 Михаил Яковлевич Черкасский выменял участок у тестя, Якова Никитича Одоевского, на свою коломенскую деревню Ивань.
1712 – 1742 гг.: Участки наследует сын Михаила Яковлевича  Алексей Михайлович Черкасский.
1742 – 1743 гг.: Участки наследует дочь Алексея Михайловича  Варвара Алексеевна Черкасская.
1743 г. – 1788 гг.: Варвара Алексеевна Черкасская выходит замуж за Петра Борисовича Шереметева и отдаёт ему в качестве приданного земельный участок Собакино-Капустино-Хлебниково. 1743 г. – 1788 гг.: Варвара Алексеевна Черкасская выходит замуж за Петра Борисовича Шереметева, оставляя за собой участок Новосельцево-Троицкое.

 

1788—1809 гг.: Участки наследует сын Петра Борисовича и Варвары Алексеевны Шереметевых Николай Петрович Шереметев.
1809-1871 гг.: Участки наследует сын Николая Петровича Дмитрий Николаевич Шереметев.
1871-1917 гг.: Участки наследует сын Дмитрия Николаевича Сергей Дмитриевич Шереметев.

Примечания:

[1] Село — селение с церковью, имеющее жителей преимущественно из крестьян разных ведомств. Деревня — селение без церкви, коего жители преимущественно крестьяне разных ведомств («Список населённых мест Московской губернии по сведениям 1859 года». СПб, 1962).

[2] Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и сёлах XVI-XVIII, ст. Вып. 4. Селецкая десятина. М., 1885 г.;  «Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв.», 1950 г.

[3] Соседом Сулешова по землевладению оказался Никифор Васильевич Траханиотов. В его имение на речке Клязьме входило около десятка деревень, в том числе — Траханеево.

[4] Скворцов Н. Уничтоженные в Московском уезде церкви. — М., 1905.

[5] Священник Н. Скворцов. Уничтоженные в Московском уезде церкви. М., 1905.

[6] Археологическая карта России. Московская область. Под ред. Ю.А. Краснова. Часть 1. – М. 1994.

[7] Материалы и исследования по археологии СССР. Материалы и исследования по археологии Москвы. Том 1. Под ред. А.В.Арциховского Москва-Ленинград, 1947.

[8] «Погост имеет церковь и население, состоящее из священно- и церковнослужитедей» («Список населённых мест Московской губернии по сведениям 1859 года». СПб, 1962).

[9] Исторические материалы о церквах и сёлах XVI – XVIII ст. Выпуск четвертый. Селецкая десятина (Московского уезда). В. и Г. Холмогоровых. – М., 1885.

[10] Часовня — небольшая христианская постройка без специального помещения для алтаря. Православная часовня — обычно отдельно стоящее здание в городах, деревнях, на дорогах и кладбищах. Название «часовня» происходит от слова «час», «часы». Часами называются краткие службы, совершающиеся в Православной и Католических Церквях. Час в древнерусском языке означало «время». В часовнях читаются молитвы и акафисты, совершаются молебны, верующие ставят свечи перед почитаемыми иконами и т. п. Литургия в часовне по общему правилу не совершается, но в особых случаях это допускается.

[11] http://dolgoprud.org/ethno/smf/index.php?topic=272.0

[12] Барсуков А.П. Род Шереметевых. Кн. 4. — СПб, 1884.

[13] Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии. Вып. 1. Селецкая десятина. — М., 1881.

[14] Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и сёлах XVI-XVIII, ст. Вып. 4. Селецкая десятина. М., 1885 г.

[15] Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии. Вып. 1. Селецкая десятина. — М., 1881.

[16] Из дозорной книги Патриаршего Казенного Приказа в 1680 г., написанной Романом Ивановичем Владыкиным по заданию патриарха Иоакима.

[17] Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и сёлах XVI-XVIII, ст. Вып. 4. Селецкая десятина. М., 1885 г. Священник Н. Скворцов. Уничтоженные в Московском уезде церкви. – М., 1905.

[18] Барсуков А.П. Род Шереметевых. Кн. 4. — СПб, 1884.

[19] Барсуков А.П. Род Шереметевых. Кн. 4, Спб., 1884, стр. 109

[20] «В дву по тому ж» означает, что, чтобы узнать площадь, надо умножить на 3. В древней Руси существовала трёхполосная система земледелия. Одно поле засевалось озимыми, другое — яровыми, а третье оставалось под паром. Размеры каждого поля были примерно одинаковые, и поэтому писцы обычно измеряли площадь только одного поля которое под паром и приписывали «а в дву потому ж». Десятина примерно равна одному гектару (≈ 1,09 га).

[21] Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии. Вып. 1. Селецкая десятина. — М., 1881.

[22] Пешехонов В. Далёкое и близкое. Издание второе, 2006.

[23] temples.ru