100 лет со дня рождения Гунина Якова Степановича

2096

Яков Степанович Гунин – советский организатор промышленного производства, директор Хлебниковского машиностроительно-судоремонтного завода Московского речного пароходства Министерства речного флота РСФСР – Российского государственного концерна речного флота в 1952 – 1991 годах. Заслуженный работник промышленности СССР. Почётный гражданин города Долгопрудный.

Яков Степанович Гунин родился 5 декабря 1920 года в деревне Немково Родниковского района Ивановской области в семье рабочего.

Яков Степанович Гунин окончил Горьковский речной техникум в 1940 году, в 1947 году – Ленинградский институт инженеров водного транспорта. После окончания техникума работал капитаном буксирного судна в западном речном пароходстве города Пинск, оттуда в конце 1940 года ушел на службу в Советскую Армию.

В 1943 – 1945 годах – командир орудия, а затем разведчик 6-й батареи 5-го гвардейского воздушно-десантного артиллерийского полка 10-й гвардейской воздушно-десантной дивизии в составе Северо-Западного, Степного 2-го и 3-го Украинского фронтов, старшина. В должности командира отделения разведки батареи управления 5-го гвардейского воздушно-десантного гаубичного артиллерийского полка участвовал в войне с Японией.

Демобилизовавшись из Красной Армии в 1945 году, поступил на работу в Московское речное пароходство. Работал капитаном теплохода “Леваневский”, старшим штурманом теплохода “Профессор Мечников”, мастером, начальником цеха Хлебниковских судоремонтных мастерских. В 1947 году окончил Ленинградский институт инженеров водного транспорта в городе Ленинграде ныне – Санкт-Петербург.

В 1950 г. был выдвинут на должность директора Щербаковских (Рыбинских) судоремонтных мастерских. В этом же году был избран заместителем председателя Горисполкома Щербаковского (Рыбинского) городского Совета депутатов трудящихся.
В августе 1952 года вернулся в Долгопрудный и был назначен директором Хлебниковских судоремонтных мастерских, ставших в 1954 году Хлебниковской ремонтно-эксплуатационной базой флота, которая в 1963 году была переименована в Хлебниковский судоремонтный завод с 1975 года – Хлебниковский машиностроительно-судоремонтный завод, ХМСЗ.

Бессменно руководил предприятием почти 40 лет. 

В 1954 году приказом Министерства речного флота Хлебниковские судоремонтные мастерские  переименованы  в Хлебниковский судоремонтный завод. Начавшаяся немного ранее реконструкция цехов значительно изменила его облик. В построенные новые корпуса из старых бараков переехали механический и деревообделочный цеха, открылся экспериментальный цех по изготовлению топливной аппаратуры для судов. В стенах завода продолжался и выпуск сменно-запасных частей и средств механизации.

Для рабочих завода началось строительство новых жилых зданий. На месте старых бараков, переоборудованных после строителей канала,  стали появляться первые фундаментальные кирпичные дома. Продолжала действовать начальная школа, детские ясли и сад, фельдшерский пункт, немного позднее превратившийся в местную больницу. Вместо старого изветшавшего клуба построили новое здание.

В 1959 году поселок вместе с мастерскими вошел в городскую черту Долгопрудного. Тогда же было решено значительно преобразить внешний облик поселка. Построили несколько новых кирпичных домов, трехэтажную среднюю школу, магазин, Дом быта.

Директор судоремонтного завода Яков Степанович Гунин уделял огромное внимание не только реконструкции своего производства, но и благоустройству поселка в целом. В результате все дороги были заасфальтированы, на берегу Клязьминского водохранилища разместили прекрасный детский парк, перестроена пристань для речных судов местного  назначения, облагорожен берег канала. Чуть позже открылась новая поликлиника с лабораторией и рентгеновским кабинетом, новые здания детского сада, Дома культуры, появился филиал городской библиотеки, два магазина, девятиэтажная гостиница  для работников плавсостава. В семидесятые годы на “Островке” стали строить пятиэтажные дома, а в середине восьмидесятых исчез последний барак. 

Всего в посёлке Водники было построено 453 тысячи квадратных метров жилья, 2 магазина, детский сад, ясли, школа, поликлиника, аптека, Дома культуры “Водник” с кинозалом на 220 мест, стадион, 9-этажное общежитие.

ДК "Водник"
ДК “Водник”

Ведя большое жилищное строительство, завод освоил территорию Островка, ограниченного руслом канала и рекой Клязьмой с затоном-верфью, превратив его в поселок речников в лесном массиве с парком, многоэтажными жилыми корпусами и пристанью для речных пассажирских судов. Долгие годы поселок Водники, буквально утопающий в зелени, считался одним из красивейших мест Долгопрудного.

С 1975 года судоремонтно-механический завод получил название – Хлебниковский  машиностроительный судоремонтный завод, который продолжал  развиваться с применением современной техники и автоматизации.

Под руководством Якова Степановича Гунина к 1987 году объем производства завода вырос в 54 раза, в том числе судоремонт – в 32, машиностроение – в 73, а производительность труда возросла в 9 раз. К предприятию на техническое и хозяйственное обслуживание было приписано 31 судно различного назначения, 17 несамоходных барж. Заметно увеличились их мощность и грузоподъемность.

На протяжении 40 лет Я.С.Гунин избирался депутатом горсовета и 18 лет – членом Исполкома, председателем совета директоров г.Долгопрудного. За боевые заслуги и многолетнюю безупречную работу на водном транспорте Я.С.Гунин награжден: Орденом Октябрьской революции, Орденом трудового Красного Знамени, Тремя медалями  «За отвагу», Медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летие со дня рождения В.И.Ленина», Медалью «За победу над Германией в Отечественной войне 1941-1945 годов», Медалью «За победу над Японией», 6-ю юбилейными медалями Советского Союза.

В 1991 году Яков Степанович Гунин в возрасте 70 лет принял решение уйти с занимаемой должности. Многие работники с большим сожалением восприняли это, но отнеслись к решению с пониманием. К этому времени Гунин стал почетным гражданином Долгопрудного (1982), заслуженным работником промышленности СССР и транспорта РСФСР, почетным работником транспорта России и речного флота России. Более 10 лет Яков Степанович был председателем совета директоров предприятий Долгопрудного, а также постоянным депутатом и членом исполкома городского совета. 7 июля 2003 года Решением Совета депутатов города Долгопрудного № 36-НА одной из безымянных улиц, проходящей между ОАО “ХМСЗ” и полотном Савеловской ж/д присвоено имя Якова Гунина.

Умер Яков Степанович Гунин 7 августа 2014 года на 94 году жизни.

В память о Якове Гунине 26 сентября 2015 года входящий в состав “Объединённой судостроительной корпорации” астраханский завод “Лотос” спустил на воду второе на этом заводе сверхсовременное нефтеналивное судно “Волго-Дон макс” класса дедвейтом около 6610 тонн проекта RST25 “Яков Гунин” строительный номер 25005. Судно длиной в 140 метров и шириной в 17 имеет повышенный класс энергобезопасности и автоматизации и может перевозить нефть нескольких сортов одновременно — причем как по рекам, так и по морям без угрозы для экологии.