Улица Циолковского

3558

Константин Эдуардович Циолковский (1857–1935) – российский ученый и изобретатель, основоположник современной космонавтики, автор трудов по аэродинамике и ракетодинамике, теории самолета и дирижабля. На верфях долгопрудненского Дирижаблестроя реализовывался его проект цельнометаллического дирижабля.

К.Э. Циолковский после перенесённой в детстве скарлатины почти полностью потерял слух. Глухота не позволила продолжать учёбу в школе, и с 14 лет он занимался самостоятельно.

С 16 до 19 лет жил в Москве, изучал физико-математические науки по циклу средней и высшей школы. В 1879 экстерном сдал экзамены на звание учителя и вскоре назначен учителем арифметики и геометрии в Боровское уездное училище Калужской губернии.

К этому времени относятся первые научные исследования Циолковского. Не зная об уже сделанных открытиях, он в 1880–81 написал работу «Теория газов», в которой изложил основы кинетической теории газов. Вторая его работа – «Механика животного организма» (те же годы) получила благоприятный отзыв И.М.Сеченова, и Циолковсий был принят в Русское физико-химическое общество.

Основные работы Циолковского после 1884 были связаны с четырьмя большими проблемами: научным обоснованием цельнометаллического аэростата (дирижабля), обтекаемого аэроплана, поезда на воздушной подушке и ракеты для межпланетных путешествий.

Первым печатным трудом о дирижаблях был «Аэростат металлический управляемый» (1892), в котором дано научное и техническое обоснование конструкции дирижабля с металлической оболочкой.

Прогрессивный для своего времени проект дирижабля Циолковского не был поддержан; автору было отказано в субсидии на постройку модели. Обращение Циолковского в Генеральный штаб русской армии также не имело успеха.

В 1892 Циолковский переехал в Калугу, где преподавал физику и математику в гимназии и епархиальном училище. В этот период он обратился к новой и мало изученной области летательных аппаратов тяжелее воздуха.

Циолковскому принадлежит идея постройки аэроплана с металлическим каркасом. В статье «Аэроплан или Птицеподобная (авиационная) летательная машина» (1894) даны описание и чертежи моноплана, который по своему внешнему виду и аэродинамической компоновке предвосхищал конструкции самолётов, появившихся через 15-18 лет.

С 1896 Циолковский систематически занимался теорией движения реактивных аппаратов и предложил ряд схем ракет дальнего действия и ракет для межпланетных путешествий.

Циолковский построил в 1897 первую в России аэродинамическую трубу с открытой рабочей частью, разработал методику эксперимента в ней и в 1900 на субсидию Академии наук сделал продувки простейших моделей и определил коэффициенты сопротивления шара, плоской пластинки, цилиндра, конуса и др. тел.

Но работа над аэропланом, так же как над дирижаблем, не получила признания у официальных представителей русской науки. На дальнейшие изыскания Циолковский не имел ни средств, ни даже моральной поддержки.

После 1917 года Циолковский много и плодотворно работал над созданием теории полёта реактивных самолётов, изобрёл свою схему газотурбинного двигателя; в 1927 опубликовал теорию и схему поезда на воздушной подушке.

Много лет спустя, уже в советское время, в 1932 он разработал теорию полёта реактивных самолётов в стратосфере и схемы устройства самолётов для полёта с гиперзвуковыми скоростями.

Важнейшие научные результаты получены Циолковским в теории движения ракет (ракетодинамике). Мысли об использовании ракетного принципа в космосе высказывались Циолковским ещё в 1883, однако строгая теория реактивного движения изложена им в 1896. Только в 1903 ему удалось опубликовать часть статьи «Исследование мировых пространств реактивными приборами», в которой он обосновал реальную возможность их применения для межпланетных сообщений.

Ракета Циолковского
Схема ракеты К.Э. Циолковского

В этой статье и её продолжениях он заложил основы теории ракет и жидкостных реактивных двигателей. Рассмотрение практической задачи прямолинейного движения ракеты привело Циолковского к решению новых проблем механики тел переменной массы. Им впервые была решена задача посадки космических аппаратов на поверхность планет, лишённых атмосферы. В 1926–29 Циолковский разработал теорию многоступенчатых ракет.

Он рассмотрел влияние атмосферы на полёт ракеты, а также вычислил необходимые запасы топлива для преодоления сил сопротивления воздушной оболочки Земли.

Циолковский – основоположник теории межпланетных сообщений. Его исследования впервые показали возможность достижения космических скоростей, доказав осуществимость межпланетных полётов.

Он первым изучил вопрос о ракете — искусственном спутнике Земли и высказал идею создания околоземных станций как искусственных поселений, использующих энергию Солнца, и промежуточных баз для межпланетных сообщений; рассмотрел медико-биологические проблемы, возникающие при длительных космических полётах.

В области ракетных топлив Циолковский исследовал большое число различных окислителей и горючих для жидкостных реактивных двигателей; рекомендовал топливные пары: жидкие кислород с водородом, кислород с углеводородами и др.

Его труды в значительной степени способствовали развитию ракетной и космической техники в СССР и других странах.

«К. Э. Циолковский был человеком, жившим намного впереди своего века, как и должно жить истинному и большому ученому» – сказал о нём Сергей Павлович Королёв, основоположник практической космонавтики.

За «Особые заслуги в области изобретений, имеющих огромное значение для экономической мощи и обороны Союза ССР» Циолковский в 1932 награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Умер Константин Эдуардович в Калуге 19 сентября 1935 года.

В Калуге и Москве сооружены памятники учёному; создан мемориальный дом-музей в Калуге; его имя носят Государственный музей истории космонавтики и педагогический институт, школа в Калуге, Московский авиационно-технологический институт. Именем Циолковским назван кратер на Луне.