Шкатулка «Слово о полку Игореве»
Автор: Р.А. Смирнова
Период создания: 1985 г.
Материал, техника: папье-маше, яичная темпера, лак, роспись
Размер: 5,3х12,4х5,7 см
Место создания: Палех
Смирнова Раиса Алексеевна (1935-1996)
Родилась 1 августа 1935 года в селе Моршань-Лядовке Воронежской области.
В 1952-1957 годах училась в Палехском художественном училище, а с 1963 года и до самого их закрытия в 1989 году работала в Палехских художественно-производственных мастерских.
Уже с 1964 года, работы Раисы Алексеевны представлены на выставках, как в Советском Союзе, так и за рубежом. В 1971 году вступает в члены Союза художников РСФСР. Примерно в это же время, Смирнова, совместно с художником Н.Л. Гаттенбергер начинает смелые эксперименты с миниатюрой в ювелирном искусстве.
Так же получила широкую известность как книжный иллюстратор. Художница работала над современной ей тематикой, раскрывая в своих произведениях героику революции, гражданской, Отечественной войн и мирного социалистического строительства современного ей времени 1960-1980х годов прошлого века.
В 1991-1992 годах участвовала в создании иконостаса церкви Ильи Пророка в Палехе.
Умерла 31 июля 1996 года, похоронена в Палехе.
Палехская миниатюра
Русский народный художественный промысел, развившийся в посёлке Палех Вязниковского уезда Владимирской губернии (ныне Палехский район Ивановской области). Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, картины, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и прочее.
Своеобразное и тонкое искусство лаковой миниатюры Палеха вобрало в себя как основу принципы древнерусской живописи и народного творчества. Наряду с развитием древних традиций оно несёт в себе поэтическое видение мира, свойственное русским народным сказкам и песням.
Самостоятельный палехский стиль иконописания сформировался только к середине XVIII века. Он вобрал в себя и развил основные принципы и элементы новгородской и строгановской школ и живописи Поволжья второй половины XVII века. В XVII-XIX веках палехские мастера неоднократно выполняли заказы на иконы в новгородском стиле или в характере московской фрязи.
Чёрный стал основным цветом фона и отличительной чертой палехской лаковой миниатюры. Типичные сюжеты для нее заимствуются из повседневной жизни, классических, сказочных, былинных литературных произведений и песен. Колорит миниатюры построен на сочетании трех основных цветов – красного, жёлтого и зеленого с обилием золотой штриховки.
Композиция обычно обрамляется изысканным орнаментом, выполненным творёным золотом. Пишут палехскую миниатюру темперой – краской, приготовленной на основе яичного желтка.
Отличительными чертами палехской школы являются:
- миниатюрное (мелочное) многоклеймное письмо (клейма — серия мелких картин, которые дополняли основной сюжет, размещенный в середине (середняк));
- общий мягкий тон письма;
- живописность и многообразие элементов композиции (ярусное построение, однофигурная композиция, единая композиция повествовательного характера, односюжетная многофигурная композиция);
- узорчатость палатного письма (узорчатость изображения зданий);
- разнообразие радужных сияний;
- вписание гор остроконечными лещадками (вертикальные плоскости в
- изображении горок);
- деревья с натуральной листвой;
- удлинённость фигур;
- тонкость плави голов и обнажённых частей фигур (плавь – прозрачный слой краски, из-под которой просвечивает нижний слой; головы и части тела писали несколькими плавями);
- пробелы (линии, обозначающие складки одежды и накладываемые по определённой системе для выявления формы), широкие и светлые, с резкой и очень тонкой белой оживкой (обозначение белилами световых бликов в виде линий, кавычек на выпуклых местах изображения), наносятся краской или золотом.
Краткая история Палехской миниатюрной живописи
Палех издавна был знаменит иконописью. Наивысшей точки мастерство палехских иконописцев достигло в XVIII–XIX веках. Местные мастера помогали расписывать и реставрировать Грановитую палату, церкви Троице-Сергиевой лавры, Новодевичий монастырь.
В 1917 году иконопись попала под запрет, и палехским художникам пришлось искать новые сферы для творчества. Уже через год мастера занялись росписью по дереву и объединились в Палехскую художественную декоративную артель. Позднее художники открыли для себя папье-маше, которое уже давно применяли в своем творчестве миниатюристы села Федоскино. На этот материал палешане перенесли характерную для иконописи стилистику и технику темперной живописи. В 1924 году несколько палехских мастеров основали Артель древней живописи. Через год палехские шкатулки отправились на Всемирную выставку в Париж.
Изящные работы, выполненные вручную золотой росписью на черном фоне, стали необычайно популярны как в СССР, так и в Европе. С 1934 года на дне шкатулок ставилась золотая подпись «Made in USSR» (после 1992 года – «Made in Russia»), служащая знаком подлинности изделия. Позднее появился и знаменитый товарный знак палехской миниатюры – Жар-птица. Число мастеров с каждым годом росло. В 1954 году были открыты Палехские художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР.
Сегодня в Палехе работают как мастерские Художественного фонда, так и частные. В Палехском художественном училище им. М. Горького ведется обучение по специальности – «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (лаковая миниатюрная живопись).