Шкатулка «Руслан и Людмила»
Автор: Б.М. Ермолаев
Период создания: 1957 г.
Материал, техника: папье-маше, яичная темпера, лак, роспись
Размер: 3,8х6,4х4,8 см
Место создания: Палех
Ермолаев Борис Михайлович (1934-2001)
Родился 5 октября 1934 года в селе Пустынь, Ивановской области.
С 1949 по 1954 годы обучался в Палехском художественном училище имени А. М. Горького, его учителями были такие педагоги как Н. М. Зиновьев, А. В. Котухин, И. П. Вакуров, Н. А. Правдин и Д. Н. Буторин.
С 1954 года — художник и главный художник Палехских художественно-производственных мастерских Художественного фонда СССР. Помимо творчества занимался преподавательской деятельностью, преподаватель Палехского художественного училища имени А. М. Горького.
С 1954 года участник зональных и республиканских художественных выставок. Основные художественные работы Б. М. Ермолаева это пластины, пудреницы, шкатулки, ларцы и посуда: 1952 год — «Репка», 1954 год — «Иван Сусанин» и «Каменный цветок», 1959 год — «Снегурочка». Шкатулка, «Тихий Дон» и «Царевна-лягушка», 1962 год — «Сказка о коне из чёрного дерева» и «Сказка об Али-египтянине», 1967 год — «Разгром», 1968 год — «Арабские сказки», 1973 год — «Гулянье молодёжи», «Сев», «Строительство дома», «Марш энтузиастов» и «На речке», 1975 год — «Первомайское празднество в Палехе», 1980 год — «Куликовская битва», 1981 год — «Русские былины», 1982 год — «Сказка о Золотом петушке», 1984 год — «Богатырь Зелёный», «Былины», «Вольга и Микула Селянинович» и «Всадник на белом коне», 1989 год — «Золотой петушок», «Лад» и «Песнь Яриле», 1990 год — «Рассказы про войну» и «Руслан и Людмила», 1991 год — «Архангел Михаил», 1992 год — «Вольга и Микула Селянинович», «Добрыня Никитич и Змей», «Илья Муромец и Калин-царь», «Илья Муромец и Сокольник», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Русские песни и пляски», 1998 год — «Гайдар», «Железный поток» и «Земля Русская». Б. М. Ермолаев работал и в монументальной и в театрально-декорационной живописи: занимался художественным оформлением киноконцертного зала в московской гостинице «Россия», дворцов пионеров в Иваново и Орле, занимался художественными эскизами декораций и костюмов к опере «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова для Куйбышевского областного театра оперы и балета.
Произведения Б. М. Ермолаева хранятся в различных музеях и галереях России и зарубежья: Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова-Иванова, Ивановский областной художественный музей, Государственный Русский музей, Государственный исторический музей, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Государственный центральный музей современной истории России, Российский этнографический музей, Курская государственная картинная галерея имени А. А. Дейнеки и Казахская государственная художественная галерея имени Т. Г. Шевченко.
С 1960 года Б. М. Ермолаев является членом Союза художников СССР. С 1970 по 1978 годы председатель правления Палехской организации Союза художников РСФСР. С 1980 года — секретарь Правления Союза художников РСФСР и член Правления Союза художников СССР. Б. М. Ермолаев был членом редколлегии журнала «Декоративной искусство СССР» и председателем Комиссии по народному искусству Союза художников РСФСР.
В 1970 году «за серию работ, посвящённых В. И. Ленину, Родине, комсомолу» Б. М. Ермолаеву была присвоена Премия Ленинского комсомола в области искусства.
В 1967 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Б. М. Ермолаеву было присвоено почётное звание Заслуженный художник РСФСР, в 1974 году — Народный художник РСФСР.
Умер 2 декабря 2001 года в посёлке Палех, похоронен в селе Пустынь, Ивановской области.
Палехская миниатюра
Русский народный художественный промысел, развившийся в посёлке Палех Вязниковского уезда Владимирской губернии (ныне Палехский район Ивановской области). Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, картины, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и прочее.
Своеобразное и тонкое искусство лаковой миниатюры Палеха вобрало в себя как основу принципы древнерусской живописи и народного творчества. Наряду с развитием древних традиций оно несёт в себе поэтическое видение мира, свойственное русским народным сказкам и песням.
Самостоятельный палехский стиль иконописания сформировался только к середине XVIII века. Он вобрал в себя и развил основные принципы и элементы новгородской и строгановской школ и живописи Поволжья второй половины XVII века. В XVII-XIX веках палехские мастера неоднократно выполняли заказы на иконы в новгородском стиле или в характере московской фрязи.
Чёрный стал основным цветом фона и отличительной чертой палехской лаковой миниатюры. Типичные сюжеты для нее заимствуются из повседневной жизни, классических, сказочных, былинных литературных произведений и песен. Колорит миниатюры построен на сочетании трех основных цветов – красного, жёлтого и зеленого с обилием золотой штриховки.
Композиция обычно обрамляется изысканным орнаментом, выполненным творёным золотом. Пишут палехскую миниатюру темперой – краской, приготовленной на основе яичного желтка.
Отличительными чертами палехской школы являются:
- миниатюрное (мелочное) многоклеймное письмо (клейма — серия мелких картин, которые дополняли основной сюжет, размещенный в середине (середняк));
- общий мягкий тон письма;
- живописность и многообразие элементов композиции (ярусное построение, однофигурная композиция, единая композиция повествовательного характера, односюжетная многофигурная композиция);
- узорчатость палатного письма (узорчатость изображения зданий);
- разнообразие радужных сияний;
- вписание гор остроконечными лещадками (вертикальные плоскости в
- изображении горок);
- деревья с натуральной листвой;
- удлинённость фигур;
- тонкость плави голов и обнажённых частей фигур (плавь – прозрачный слой краски, из-под которой просвечивает нижний слой; головы и части тела писали несколькими плавями);
- пробелы (линии, обозначающие складки одежды и накладываемые по определённой системе для выявления формы), широкие и светлые, с резкой и очень тонкой белой оживкой (обозначение белилами световых бликов в виде линий, кавычек на выпуклых местах изображения), наносятся краской или золотом.
Краткая история Палехской миниатюрной живописи
Палех издавна был знаменит иконописью. Наивысшей точки мастерство палехских иконописцев достигло в XVIII–XIX веках. Местные мастера помогали расписывать и реставрировать Грановитую палату, церкви Троице-Сергиевой лавры, Новодевичий монастырь.
В 1917 году иконопись попала под запрет, и палехским художникам пришлось искать новые сферы для творчества. Уже через год мастера занялись росписью по дереву и объединились в Палехскую художественную декоративную артель. Позднее художники открыли для себя папье-маше, которое уже давно применяли в своем творчестве миниатюристы села Федоскино. На этот материал палешане перенесли характерную для иконописи стилистику и технику темперной живописи. В 1924 году несколько палехских мастеров основали Артель древней живописи. Через год палехские шкатулки отправились на Всемирную выставку в Париж.
Изящные работы, выполненные вручную золотой росписью на черном фоне, стали необычайно популярны как в СССР, так и в Европе. С 1934 года на дне шкатулок ставилась золотая подпись «Made in USSR» (после 1992 года – «Made in Russia»), служащая знаком подлинности изделия. Позднее появился и знаменитый товарный знак палехской миниатюры – Жар-птица. Число мастеров с каждым годом росло. В 1954 году были открыты Палехские художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР.
Сегодня в Палехе работают как мастерские Художественного фонда, так и частные. В Палехском художественном училище им. М. Горького ведется обучение по специальности – «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (лаковая миниатюрная живопись).