Шкатулка «Новосёлы», А.М. Куркин, Палех

141

Шкатулка «Новосёлы»
Автор: А.М. Куркин
Период создания: 1955 г.
Материал, техника: папье-маше, яичная темпера, лак, роспись
Размер: 8,4х24,5х18,4 см
Место создания: Палех

Куркин Александр Михайлович (1916-2003)

Родился 24 ноября 1916 года в Сибилеве, область Войска Донского, в многодетной семье.

Окончив семилетнюю школу, учился в железнодорожном училище в городе Каменске Ростовской области. Но Александра тянуло к рисованию. Его мечта сбылась, и в 1935—1940 годах он учился в Палехском художественном училище. В числе его учителей были: Д. Н. Буторин, А. В. Котухин, И. И. Зубков, Н. М. Парилов.

По окончании училища, в 1940 году пришел работать в коллектив Палехских художественных мастерских. В апреле 1941 года был призван в РККА. Стал участником Великой Отечественной войны, после её окончания вернулся в Палех, продолжив любимое дело. В 1946 году, под впечатлением от войны, написал картины «Едут, едут по Берлину наши казаки» и «Подвиг Александра Матросова».

Награждён медалями, в числе которых «За боевые заслуги».

Работы Куркина хранятся в музеях: Государственный музей палехского искусства, Государственный Русский музей, Музей нонконформистского искусства, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Ивановские областной художественный музей и областной краеведческий музеи, Центральный музей Революции СССР (с 1998 года — Государственный центральный музей современной истории России), Центральный музей Вооружённых сил, Государственный музей А. С. Пушкина в Москве, Шуйский музейно-культурный центр им. М. В. Фрунзе, Художественный фонд России, а также в художественных музеях Костромы, Ярославля, Оренбурга, Ростова-на-Дону.

Его работы представляли Палех на многих отечественных и зарубежных выставках. На четвёртой выставке «Советская Россия» экспонировался ларец «Тихий Дон» — работа Куркина, как уроженца Дона, воспевшего в стиле Палеха жизнь донского казачества. Александр Михайлович также участвовал в искусстве театральных постановок: под руководством Николая Парилова он рисовал декорации к опере «Золотой петушок» для Саратовского театра оперы и балета им. Н. Г. Чернышевского (1946—1947) и к балету «Сказка о мёртвой царевне» для Ленинградского Малого оперного академического театра (1949). Вместе с палехскими художниками — Г. М. Мельниковым, А. В. Боруновым, В. В. Большаковым и В. Н. Смирновым — он оформил спектакль «Красные дьяволята» в Московском драматическом театре имени Н. В. Гоголя (1960—1961).

Часть творчества А. М. Куркина связана с книжной сказочной иллюстрацией; самый обширный цикл его работ посвящён сказкам из собрания А. Н. Афанасьева.

Палехская миниатюра

Русский народный художественный промысел, развившийся в посёлке Палех Вязниковского уезда Владимирской губернии (ныне Палехский район Ивановской области). Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, картины, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и прочее.

Своеобразное и тонкое искусство лаковой миниатюры Палеха вобрало в себя как основу принципы древнерусской живописи и народного творчества. Наряду с развитием древних традиций оно несёт в себе поэтическое видение мира, свойственное русским народным сказкам и песням.

Самостоятельный палехский стиль иконописания сформировался только к середине XVIII века. Он вобрал в себя и развил основные принципы и элементы новгородской и строгановской школ и живописи Поволжья второй половины XVII века. В XVII-XIX веках палехские мастера неоднократно выполняли заказы на иконы в новгородском стиле или в характере московской фрязи.

Чёрный стал основным цветом фона и отличительной чертой палехской лаковой миниатюры. Типичные сюжеты для нее заимствуются из повседневной жизни, классических, сказочных, былинных литературных произведений и песен. Колорит миниатюры построен на сочетании трех основных цветов – красного, жёлтого и зеленого с обилием золотой штриховки.

Композиция обычно обрамляется изысканным орнаментом, выполненным творёным золотом. Пишут палехскую миниатюру темперой – краской, приготовленной на основе яичного желтка.

Отличительными чертами палехской школы являются:

  • миниатюрное (мелочное) многоклеймное письмо (клейма — серия мелких картин, которые дополняли основной сюжет, размещенный в середине (середняк));
  • общий мягкий тон письма;
  • живописность и многообразие элементов композиции (ярусное построение, однофигурная композиция, единая композиция повествовательного характера, односюжетная многофигурная композиция);
  • узорчатость палатного письма (узорчатость изображения зданий);
  • разнообразие радужных сияний;
  • вписание гор остроконечными лещадками (вертикальные плоскости в
  • изображении горок);
  • деревья с натуральной листвой;
  • удлинённость фигур;
  • тонкость плави голов и обнажённых частей фигур (плавь – прозрачный слой краски, из-под которой просвечивает нижний слой; головы и части тела писали несколькими плавями);
  • пробелы (линии, обозначающие складки одежды и накладываемые по определённой системе для выявления формы), широкие и светлые, с резкой и очень тонкой белой оживкой (обозначение белилами световых бликов в виде линий, кавычек на выпуклых местах изображения), наносятся краской или золотом.

Краткая история Палехской миниатюрной живописи

Палех издавна был знаменит иконописью. Наивысшей точки мастерство палехских иконописцев достигло в XVIII–XIX веках. Местные мастера помогали расписывать и реставрировать Грановитую палату, церкви Троице-Сергиевой лавры, Новодевичий монастырь.

В 1917 году иконопись попала под запрет, и палехским художникам пришлось искать новые сферы для творчества. Уже через год мастера занялись росписью по дереву и объединились в Палехскую художественную декоративную артель. Позднее художники открыли для себя папье-маше, которое уже давно применяли в своем творчестве миниатюристы села Федоскино. На этот материал палешане перенесли характерную для иконописи стилистику и технику темперной живописи. В 1924 году несколько палехских мастеров основали Артель древней живописи. Через год палехские шкатулки отправились на Всемирную выставку в Париж.

Изящные работы, выполненные вручную золотой росписью на черном фоне, стали необычайно популярны как в СССР, так и в Европе. С 1934 года на дне шкатулок ставилась золотая подпись «Made in USSR» (после 1992 года – «Made in Russia»), служащая знаком подлинности изделия. Позднее появился и знаменитый товарный знак палехской миниатюры – Жар-птица. Число мастеров с каждым годом росло. В 1954 году были открыты Палехские художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР.

Сегодня в Палехе работают как мастерские Художественного фонда, так и частные. В Палехском художественном училище им. М. Горького ведется обучение по специальности – «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (лаковая миниатюрная живопись).