Шкатулка «Курочка ряба»
Автор: А.А. Федоров
Период создания: 1980 г.
Материал, техника: папье-маше, масло, сусальное золото, лак
Размер: 6х7,7х3,1 см
Место создания: Федоскино
Федоров Александр Александрович (1957 г.р.)
Родился 9 октября 1957 года в Долгопрудном Московской области. В 1976 году окончил Федоскинскую школу миниатюрной живописи. Учился у В. Н. Фролова и В. Ф. Баранова. Художник декоративно-прикладного искусства, лаковая миниатюра. Родился 9 октября 1957 года в Долгопрудном Московской области. В 1976 году окончил Федоскинскую школу миниатюрной живописи. Учился у В. Н. Фролова и В. Ф. Баранова. Начало творческой работы с 1978 года. Основное направление творчества — пейзаж, портрет. Член Союза художников России с 1989. С 1996 года — член бюро декоративно-прикладного искусства член правления декоративно-прикладного искусства исторический жанр. Участник выставок: выставка «600 лет Куликовской битвы» (1930)‚ всесоюзная выставка «40 лет победы в битве под Москвой» (1981), республиканская выставка «Советская Россия» (1985), зональные выставки «Подмосковье» (1984, 1990), выставка «Федоскино-Жостово» (1984), всесоюзная художественная выставка «40 лет Великой Победы» (1985), всесоюзная выставка. посвященная 800-летию создания «Слова о полку Игореве» (1986), всероссийская выставка «Молодость России» (1987), всероссийская выставка декоративно-прикладного искусства (1988), республиканская художественная выставка «Молодость России» (1990), выставка «50 лет Победы в Великой Отечественной войне» (1995), юбилейная выставка «50 лет МООСХ» (1996), российская художественная выставка «Художники России — Москве», посвященная 850-летию Москвы, всероссийская художественная выставка «Россия-IХ» (1999)‚ выставка «Болдинская осень», посвященная 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина» (1999), выставка «Пасхальная седмица» (2000), Рождественская выставка (2000), всероссийская художественная выставка, посвященная 55-летию Победы в Великой Отечественной войне (2000), всероссийская художественная выставка «Имени Твоему» (2000). Основные работы: шкатулки «Ленин и дети», «Дмитрий Донской», «Оттепель», «Ермак»‚ «Сумерки», «Старый мостик», «Марфино», «Осенний день», «Останкино», «На поле Куликовом», «Куликовская битва», «Портрет отца. А. С. Федоров», «Сергиев Посад»; панно «Победители»‚ «Куликовская битва», «Полководцы», «Четырежды Герой Советского Союза Г К. Жуков»; ларчики «Александр Невский», «Князь Игорь», «Поход князя Игоря», «Ручей в осеннем лесу»; коробочка «Битва»; ларцы «Панфиловцы. Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва», «Солдаты на отдыхе»; баул «Поединок Пересвета с Челубеем». Работы находятся в Государственном Историческом музее, Государственном Русском музее, всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике, Долгопрудненском историко-художественном музее, музее им. П К. Жукова (Калуга), музее Федоскинской фабрики миниатюрной живописи, а также в частных коллекциях в России, США, Франции, Германии, Чехии.
Федоскинская миниатюра
Народный промысел, вид русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино.
Федоскинская лаковая миниатюра исполняется масляными красками в три-четыре слоя — последовательно выполняются замалёвок (общий набросок композиции), пропись или перемалёвка (более детальная проработка), лессировка (моделирование изображения прозрачными красками) и бликовка (завершение произведения светлыми красками, передающими блики на предметах). Оригинальной федоскинской техникой является «письмо по сквозному»: на поверхность перед росписью наносится светоотражающий материал — металлический порошок, сусальное золото или поталь — либо делаются вставки из перламутра. Просвечивая сквозь прозрачные слои лессировочных красок, эти подкладки придают изображению глубину, эффект свечения. Помимо миниатюрной живописи, изделия украшаются «сканью» (орнамент из миниатюрных кусочков фольги нужной формы выкладывается по сырому лаку), «цировкой» (процарапывание рисунка с помощью лекала по лаку, положенному поверх листа металла на поверхность изделия), «шотландкой» (сложная сетка, нанесённая жидкими красками рейсфедером с помощью линейки) и др.
Виртуозное владение техникой письма прозрачными лессировочными красками, яркость которых усиливается контрастом с мерцающим чёрным лаковым фоном, отточенное несколькими поколениями мастеров умение соотносить композицию росписи с формой изделия сделали произведения федоскинских миниатюристов популярными не только в России, но и в Европе.
Краткая история Федоскинской фабрики миниатюрной живописи
В 1795, Петр Коробов, купец первой гильдии, применяет немецкую технику лакового покрытия вблизи Федоскино. Он создает фабрику по производству лаковых козырьков.
В 1818 году он привлекает к делу зятя, Петра Лукутина, который становится основным владельцем фабрики. Число рабочих увеличивается с 30 до 50, а ассортимент продукции расширяется за счет табакерок.
Департамент мануфактуры и внутренней торговли в 1828 году дает право на использование государственного герба на продукции фабрики. С этих пор продукция известна как “лукутинская”.
Период с 1840 по 1860 год является временем наивысшего развития фабрики Лукутина. Ассортимент товаров значительно расширяется, а миниатюрная живопись совершенствуется.
После кончины Н.В. Лукутина в 1904, фабрика прекращает свою деятельность. Через шесть лет, в 1910 году, десять инициативных бывших работников фабрики получают разрешение на создание новой мастерской. С 1920 по 1930 — время возрождения лукутинской миниатюры, период творческих исканий, обновления сюжетов, выхода на международный рынок. В 1931 открывается Профтехшкола в Федоскино, которая впоследствии становится училищем. В 1943 фабрика в Федоскино получила государственное финансирование. В 1971 коллектив Федоскинской фабрики был награжден орденом “Знак Почета”, а сама фабрика стала называться “Федоскинская ордена “Знак почета” фабрика миниатюрной живописи”. В 1931 году была открыта Профтехшкола в Федоскино для подготовки специалистов по федоскинской миниатюрной живописи. Впоследствии она стала училищем. В 1943, Постановлением Совета народных комиссаров фабрика в Федоскино получает государственное финансирование, а художники возвращаются с фронта и освобождаются от воинской обязанности. Шкатулки Федоскино как валюта военного времени идут в уплату за поставки по ленд-лизу. В 1971 году коллектив Федоскинской фабрики был награжден орденом “Знак Почета”, и фабрика стала называться «Федоскинская ордена «Знак почета» фабрика миниатюрной живописи».
В 1972 году произошло открытие нового здания фабрики, что стало важным событием. В следующие два десятилетия на фабрике работало около 500 сотрудников, включая 300 художников. Тематика их работ была разнообразной.
В 1990 году художники получили возможность продавать свои произведения за границу. Это было непростое время для фабрики, но она смогла не только пережить его, но и продолжать развиваться. В 2001 году Министерство культуры Московской области признало изделия федоскинских мастеров образцами изделий народных художественных промыслов с признанным художественным достоинством.
В 2017 году Государственное унитарное предприятие Московской области “Федоскинская ордена Знак Почета” было реорганизовано в Акционерное общество “Федоскинская фабрика миниатюрной живописи”.
В 2019 году на базе Федоскинского художественного училища был открыт Федоскинский институт лаковой миниатюрной живописи — филиал Высшей школы народных искусств. Началась научно-исследовательская работа, и профессиональная подготовка будущих мастеров фабрики вышла на новый уровень.
В 2022 году Акционерное общество “Федоскинская фабрика миниатюрной живописи” было выставлено на торги и перешло в собственность частного акционера. Начинается новая эра возрождения Федоскино.