Шкатулка «Илья Муромец», А.И. Зайцев, Палех

361

Шкатулка «Илья Муромец»
Автор: А.И. Зайцев
Период создания: 1954 г.
Материал, техника: папье-маше, яичная темпера, лак, роспись
Размер: 7,8х27,2х20,2 см
Место создания: Палех

Зайцев Алексей Иванович (1921-2001)

Родился 9 мая 1921 года в деревне Павлинцево Иваново-Вознесенской губернии. Член Союза художников РСФСР с 1953 года. В 1937-1947 годах учился в Палехском художественном училище. Учителя — В.И.Астахов, В.Т.Бондаренко, И.П.Вакуров. Участник Великой Отечественной войны. С 1947 года работал в Товариществе художников Палеха.

Занимался монументальной (школа-интернат в городе Иванове), театрально-декорационной живописью (оформление балета И.И.Шварца «Страна чудес» (1968)), реставрацией (фрески Успенского собора Московского Кремля (1947)). Тематика произведений: фольклор, литература, история, битвы. Участвовал в выставках с 1947 года.

Палехская миниатюра

Русский народный художественный промысел, развившийся в посёлке Палех Вязниковского уезда Владимирской губернии (ныне Палехский район Ивановской области). Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, картины, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и прочее.

Своеобразное и тонкое искусство лаковой миниатюры Палеха вобрало в себя как основу принципы древнерусской живописи и народного творчества. Наряду с развитием древних традиций оно несёт в себе поэтическое видение мира, свойственное русским народным сказкам и песням.

Самостоятельный палехский стиль иконописания сформировался только к середине XVIII века. Он вобрал в себя и развил основные принципы и элементы новгородской и строгановской школ и живописи Поволжья второй половины XVII века. В XVII-XIX веках палехские мастера неоднократно выполняли заказы на иконы в новгородском стиле или в характере московской фрязи.

Чёрный стал основным цветом фона и отличительной чертой палехской лаковой миниатюры. Типичные сюжеты для нее заимствуются из повседневной жизни, классических, сказочных, былинных литературных произведений и песен. Колорит миниатюры построен на сочетании трех основных цветов – красного, жёлтого и зеленого с обилием золотой штриховки.

Композиция обычно обрамляется изысканным орнаментом, выполненным творёным золотом. Пишут палехскую миниатюру темперой – краской, приготовленной на основе яичного желтка.

Отличительными чертами палехской школы являются:

  • миниатюрное (мелочное) многоклеймное письмо (клейма — серия мелких картин, которые дополняли основной сюжет, размещенный в середине (середняк));
  • общий мягкий тон письма;
  • живописность и многообразие элементов композиции (ярусное построение, однофигурная композиция, единая композиция повествовательного характера, односюжетная многофигурная композиция);
  • узорчатость палатного письма (узорчатость изображения зданий);
  • разнообразие радужных сияний;
  • вписание гор остроконечными лещадками (вертикальные плоскости в
  • изображении горок);
  • деревья с натуральной листвой;
  • удлинённость фигур;
  • тонкость плави голов и обнажённых частей фигур (плавь – прозрачный слой краски, из-под которой просвечивает нижний слой; головы и части тела писали несколькими плавями);
  • пробелы (линии, обозначающие складки одежды и накладываемые по определённой системе для выявления формы), широкие и светлые, с резкой и очень тонкой белой оживкой (обозначение белилами световых бликов в виде линий, кавычек на выпуклых местах изображения), наносятся краской или золотом.

Краткая история Палехской миниатюрной живописи

Палех издавна был знаменит иконописью. Наивысшей точки мастерство палехских иконописцев достигло в XVIII–XIX веках. Местные мастера помогали расписывать и реставрировать Грановитую палату, церкви Троице-Сергиевой лавры, Новодевичий монастырь.

В 1917 году иконопись попала под запрет, и палехским художникам пришлось искать новые сферы для творчества. Уже через год мастера занялись росписью по дереву и объединились в Палехскую художественную декоративную артель. Позднее художники открыли для себя папье-маше, которое уже давно применяли в своем творчестве миниатюристы села Федоскино. На этот материал палешане перенесли характерную для иконописи стилистику и технику темперной живописи. В 1924 году несколько палехских мастеров основали Артель древней живописи. Через год палехские шкатулки отправились на Всемирную выставку в Париж.

Изящные работы, выполненные вручную золотой росписью на черном фоне, стали необычайно популярны как в СССР, так и в Европе. С 1934 года на дне шкатулок ставилась золотая подпись «Made in USSR» (после 1992 года – «Made in Russia»), служащая знаком подлинности изделия. Позднее появился и знаменитый товарный знак палехской миниатюры – Жар-птица. Число мастеров с каждым годом росло. В 1954 году были открыты Палехские художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР.

Сегодня в Палехе работают как мастерские Художественного фонда, так и частные. В Палехском художественном училище им. М. Горького ведется обучение по специальности – «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (лаковая миниатюрная живопись).