Сергеева Н. В.: Использование коллекций Клинского краеведческого музея на музейных занятиях с детьми

986

Н. В. Сергеева

(Московская область, г. Клин)

Использование коллекций Клинского краеведческого музея на музейных занятиях с детьми

Аннотация. Статья о культурно-познавательной программе «Клин, сотканный веками». Представлены темы музейных занятий, их структура. Подробно раскрывается методика знакомства детей 6-8 лет с музейными предметами по каждой теме.

Ключевые слова: Клинский, краеведческий, музей, культурно-познавательный, экспозиция, история.

Abstract. An article about the cultural and educational program “Klin woven for centuries.” Themes of museum studies, their structure are presented. The method of familiarizing children of 6-8 years with museum objects on each topic is described in detail.Keywords: Klin, local lore, museum, cultural, educational, exposition, history.


В Клинском краеведческом музее, где я работаю, проходят занятия с детьми по культурно-познавательной программе «Клин, сотканный веками». Клинский краеведческий музей – один из четырёх отделов Клинского музейного объединения. Он находится в городе Клину на улице Гагарина, дом 37/1.

Основными экспонатами музея являются:

  • макет Клинской крепости,
  • кольчуга 16-17 вв.,
  • монеты времён правления Екатерины II,
  • элементы конской упряжи,
  • уголок крестьянского быта,
  • изделия кузнецов и гончаров,
  • уголок купеческого быта,
  • деревянная парта со скамейкой,
  • макет крейсера «Аврора»,
  • аппарат Морзе,
  • макет «Клин после оккупации (декабрь 1941 г.)»,
  • зубы и бивни мамонтов,
  • чучела современных животных и птиц Клинского края.

Краеведческий музей проводит музейные занятия для школьников и дошкольников по темам:

Занятия 1-го года обучения:

№1 «Клин в древности».
№2 «Клин – город ямщиков».
№3 «Клин – станция Николаевской железной дороги».
№4 «Крестьянский быт».
№5 «Купеческий быт».
№6 «Гимназия XIX – начала ХХ веков».
№7 «Природа Клинского края».

Занятия 2-го года обучения:

№1 «Археология – любознательным».
№2 «От гривны до копейки».
№3 «Не даром помнит вся Россия…»
№4 «Символы страны Советов».

Продолжительность занятия для дошкольников – 35 минут, для школьников – 45 минут.

Занятия делятся на две части. В первой части дети знакомятся с разделом экспозиции, связанной с темой занятия. Это небольшая тематическая экскурсия, которая длится 10-25 минут в зависимости от возраста и подготовленности детей. Во второй части занятия дети обычно переходят в другой зал. Теперь они должны не просто слушать, что им рассказывают, а вспоминать услышанное и рассказывать, что нового узнали на этом занятии. После этого детям даётся информация с использованием иллюстраций на экране телевизора, которая расширяет знания по теме занятия. Обычно это события и факты истории, которые происходили в нашей стране и не только. Такая информация даётся в интерактивной форме, то есть детям задаются вопросы и на основании их ответов, строится дальнейшее повествование.

В заключении дети раскрашивают приготовленные для них рисунки по теме занятия. Дети очень любят раскрашивать и всегда дорожат своими работами. Они спрашивают, смогут ли забрать свои рисунки домой. Детям, как и взрослым, всегда хочется взять что-нибудь с собой на память о посещении музея. А если это сделано своими руками, ценится гораздо выше. Дома дети показывают свои рисунки родителям и рассказывают про музей.

Если дети первый раз приходят на занятия, их необходимо подготовить, рассказать о том, что музей – это особое место, где хранятся старинные и редкие вещи, которые надо беречь. В музее нельзя трогать экспонаты руками, бегать, громко разговаривать. Витрины сделаны из стекла, с ними надо обращаться осторожно.

На первом занятии мы спрашиваем: «Как вы думаете, сколько лет нашему городу?» Лучше всего на этот вопрос дети отвечали в юбилейный 2017 год, когда отмечалось 700 лет Клину. Это понятно, ведь в городе проводились многочисленные праздничные мероприятия, в которых дети могли лично участвовать. Город был украшен логотипом «Клин VII веков в пути». Так что многие знали, сколько лет городу. Но вот уже в сентябре 2018 года, в начале нового учебного года, ответ на этот вопрос у детей 6-7 лет вызывал затруднение. Поэтому мы объясняем детям, что наш город древний, ему более семи веков.

История города интересна тем, что Клин постоянно менялся. Сначала мы видим пограничную крепость Тверского княжества. На втором занятии мы говорим о том, как Клин стал городом ямщиков. На третьем – о станции Клин Николаевской железной дороги. Затем – клин купеческий. К концу первого года обучения у детей возникает представление о разнообразии образов нашего города в его многовековой истории. Рассмотрим использование коллекций Клинского краеведческого музея на музейных занятиях более подробно.

Первое занятие «Клин в древности». Большинство детей 6 лет (подготовительная группа детского сада) впервые оказались в музее. Самый интересный для них экспонат — макет клинской крепости. Дети вообще любят рассматривать макеты. У них возникает много вопросов, на которые необходимо дать понятные для их возраста ответы. Далее внимание мальчиков привлекает пушка. Они пытаются заглянуть внутрь, ощупывают её руками. Здесь забывается наказ воспитателей при входе в музей: «Ничего руками не трогать! Только смотреть глазками». Дети действуют импульсивно, они хотят «изучить» музейный предмет на ощупь.

Второе занятие начинается возле раздела экспозиции «Клин – город ямщиков». Самое яркое впечатление у детей вызывает звон поддужных колокольчиков и бубенцов. Даже если кто-то из детей в этот момент отвлекается, разговаривает с соседом, услышав новые, яркие звуки, все переключают своё внимание на эти звучащие экспонаты.

Третье занятие «Клин – станция Николаевской железной дороги». Раздел экспозиции не так интересен для детей: нет ни макета, который можно рассматривать до мельчайших подробностей, ни предметов, которые можно осматривать с разных сторон и трогать руками, ни звучащих экспонатов. Все предметы по теме занятия размещены в витрине за стеклом. Поэтому приходится полностью переключаться с экскурсии на игровую форму ведения занятия, чтобы вызвать интерес у детей и удержать их внимание у витрины в течение 15 минут. Больше всего их привлекает огромный чемодан 19 века. Проводим игру «Найди отличия», сравнивая его с современными чемоданами, которые есть у детей дома.

Четвертое занятие «Крестьянский быт». Так же, как и на предыдущем занятии, музейные предметы находятся за стеклом. Но интерес детей настолько велик, что каждый хочет подойти поближе, встать в первый ряд. Это объясняется удачным решением экспозиции в виде окошка в крестьянскую избу. Многие предметы крестьянского быта загадочны и непонятны для современных городских детей. Они путают косу и серп, самопрялку называют швейной машиной, а цеп – нунчаками. После того, как дети получили ответы на все свои вопросы «как это называется» и «для чего это нужно», начинается ещё более интересное действо. Начинаем работать с интерактивным фондом – предметы из старинного сундука, которые не только можно, но и нужно трогать руками. Берём валёк – пробуем «стирать», рубель и скалку – «гладить». Показываем, как использовали ухват, как носили воду с помощью коромысла.

Пятое занятие «Купеческий быт». Музейные предметы не такие загадочные, как на предыдущем занятии. Но зато очень яркие и красивые: граммофон, камин, портрет купца на стене, альбом для фотографий, фарфоровая посуда. На этом занятии интерактивный фонд также используется. Проводим с детьми игру «Отгадай, чей предмет». Показываем различные предметы: глиняную миску и фарфоровую тарелку, деревянную ложку и чайную, веретено, лоскутную куклу, подсвечник. Детям необходимо:

  • назвать предмет,
  • определить материал, из которого он сделан,
  • показать, как пользовались этим предметом (счёты, утюг, самовар),
  • решить, крестьянский это предмет или купеческий.

Шестое занятие «Гимназия XIX – начала ХХ веков». Фото и документы в витрине – это для взрослых посетителей. А детей, как мы уже видели на прошлых занятиях, больше привлекают музейные предметы, с которыми можно непосредственно контактировать: форма школьницы на манекене и деревянная парта со скамейкой. Парта – это даже лучше пушки, её можно не просто рассматривать со всех сторон и гладить выкрашенную в черный цвет столешницу. У парты можно поднять крышку, за парту можно сесть и ощутить, насколько она удобная.

Седьмое занятие «Природа Клинского края» вызывает полный восторг у детей. Когда дети входят в зал с чучелами животных и птиц, бесполезно призывать их вести себя тихо. Эмоции от увиденных медведя, рыси, волка, лисы и многих других знакомых и незнакомых жителей клинского леса переполняют детей. Они кричат, показывают руками, делятся друг с другом впечатлениями. Здесь самое главное деликатно обойти тему изготовления чучел, стараться не акцентировать на этом внимание детей, чтобы не нанести им психологическую травму. Это последнее занятие первого года обучения, на котором группа детского сада или класс награждаются грамотой.

Второй год обучения разработан по просьбе детей и педагогов в качестве продолжения уже полюбившихся занятий. Мы снова изучаем с уже повзрослевшими детьми экспозицию первого и второго залов Клинского краеведческого музея. На этот раз темы более сложные, требующие начальных знаний по истории.

Первое занятие «Археология – любознательным». В витрине лежат каменный наконечник копья, боевые топоры, фрагменты керамики – предметы, мало привлекающие внимание даже у взрослых посетителей. Чтобы заинтересовать детей, проводим викторину, в ходе которой они читают этикетки к музейным предметам по теме «Археология» и находят правильные ответы. Но самое интересное на этом занятии – игра в археологические раскопки. Дети по очереди кисточкой осторожно сметают слой за слоем песок в «раскопе» и находят различные артефакты: осколки керамической посуды, подкову, ключ от амбарного замка, кованый гвоздь, гильзу от немецкого маузера, осколок каменного топора, медный «екатерининский» пятак. Каждый юный «археолог» должен назвать найденный предмет, определить материал, из которого он сделан и приблизительно время создания.

Второе занятие «От гривны до копейки». Для детей 8 – 9 лет тема «Нумизматика» – ещё более сложная, чем «Археология». Чтобы заинтересовать наших маленьких посетителей, используем проверенный метод – викторину возле витрины по теме занятия. Здесь представлены медные монеты 18 века. Для большей активности детей за каждый правильный ответ выдается листок с надписью «Молодец! Ты правильно ответил». Дети пишут на полученном листочке свою фамилию и имя. На следующем занятии объявляется результат викторины. А в конце года ученик, давший максимальное число правильных ответов награждается грамотой.

Третье занятие «Не даром помнит вся Россия…» методологически проводится по той же схеме, что и предыдущее.

Четвёртое занятие «Символы страны Советов» яркое, запоминающееся. Кумач «За власть Советов!», макеты крейсера «Аврора» и фирсановской сторожки, где останавливался Ленин, аппарат Морзе – это предметы в экспозиции. А затем показываютя предметы интерактивного фонда – буденовка, пионерский галстук – их можно примерить. Букварь советского школьника, ежедневник к 100-летию вождя мирового пролетариата, открытка с Праздником 7 Ноября – кто-то видит эти предметы впервые. Но кто-то видел похожие у мамы, бабушки. Это вызывает у ребёнка желание рассказать об этом, поделиться с одноклассниками своими эмоциями.

В конце занятия мы спрашиваем детей: «Вам понравилось в музее?» – «Да!» – «Придёте к нам ещё?» – «Да!» Дети, педагоги и родители ходят к нам с удовольствием. Занятия посещают воспитанники подготовительных групп нескольких детских садов Клина и Высоковска. В школах особенно востребованы наши занятия среди учителей начальных классов. Но бывают на занятиях учащиеся 5-7 классов. Конечно, каждое занятие индивидуально. Оно меняется в зависимости от возраста, а также общего уровня знаний по краеведению в каждой группе детского сада или классе.

Музейная педагогика – очень интересная форма работы. Если на экскурсии дети только слушают, то на музейном занятии они также сами рассказывают, отвечают на вопросы, раскрашивают, рассматривают и берут в руки музейные предметы из интерактивного фонда, играют в игры. Таким образом, данные виды и формы работы с детьми способствуют формированию исторического сознания ребёнка через «погружение» в мир истории.