Сегодня годовщина гибели дирижабля «СССР-В6»

491

6 февраля, 86 лет назад, недалеко от Кандалакши, в 18 километрах западнее станции Белое море, в неблагоприятных погодных условиях врезался в Небло-гору и разбился один из крупнейших в мире дирижабль «СССР-В6».

В результате катастрофы 13 воздухоплавателей погибли, шестеро спаслись. Крушение «СССР-В6» стало крупнейшей катастрофой дирижабля в истории страны.

Дирижабль вылетел 5 февраля 1938 года из Москвы в Мурманск для оказания помощи полярникам дрейфующей станции «Северный полюс-1». Помимо дирижабля, спасать с дрейфующей льдины полярников во главе с Иваном Папаниным выдвинулись и корабли. Но экипаж дирижабля под руководством Николая Гудованцева мог оказаться там быстрее.

Марка "Эвакуация станции "Северный полюс - 1"
Марка «Эвакуация станции «Северный полюс-1»

6 февраля в 18:56 радист передал последнюю радиограмму с борта корабля. Около 19:00 штурман Георгий Мячков увидел, что прямо по курсу в тумане проступили очертания горы. Второй командир Иван Паньков скомандовал: «Право до отказа! До отказа!» Помощник командира Виктор Почекин вывернул штурвал, но было уже поздно. Почти все, кто был в носовой части гондолы, погибли. Те, кто находился в корме, удар ощутили не так. Но практически сразу начался пожар. После 19:00 люди на железнодорожной станции Белое Море слышали сильный глухой взрыв. Была снаряжена команда поисковиков, которая и обнаружила выживших.

В катастрофе погибли командир корабля Николай Гудованцев; второй командир Иван Паньков; помощники Сергей Демин, Владимир Лянгузов, Тарас Кулагин; штурманы Алексей Ритсланд, Георгий Мячков; бортмеханики Николай Коняшин, Константин Шмельков, Михаил Никитин, Николай Кондрашов; радист Василий Чернов; синоптик Давид Градус. Они были похоронены на Новодевичьем кладбище в Москве.

Выжили четвертый помощник командира Виктор Почекин, бортмеханики Алексей Бурмакин, Константин Новиков, Дмитрий Матюнин, инженер Владимир Устинович, радиоинженер Арий Воробьев.

Эта катастрофа подвела черту под дирижаблестроением в СССР. Хотя эксперты отмечали, что во время полета дирижабль работал безотказно.

Попытка продемонстрировать возможности дирижабля в Арктике не удалась. Трагедия «СССР-В6» встала в один ряд с другими катастрофами дирижаблей 1930-х годов, в том числе с недавней гибелью немецкого гиганта «Гинденбург».

Катастрофа Гинденбурга
Катастрофа «Гинденбурга»

Золотой век дирижаблей заканчивался, в том числе и в СССР, хотя и не так быстро. Еще почти два года у нас продолжали проектировать новые дирижабли, в том числе большие жесткие и цельнометаллические. В феврале 1940 года зашедшую в тупик дирижаблестроительную программу закрыли.