Открытки о канале Москва-Волга. Часть 1. Открытки Москваволгостроя.

В фонды Долгопрудненского историко-художественного музея поступили две открытки с изображением объектов строительства канала Москва-Волга – железобетонного арочного моста Калининской железной дороги (сейчас включена в состав Московской ж. д.) через шлюз № 8 и моста через канал при пересечении Савеловской железной дороги у станции Хлебниково.

Железобетонный арочный мост Калининской ж.д. через шлюз № 8.
Железобетонный арочный мост Калининской ж. д. через шлюз № 8.
Железобетонный арочный мост Калининской ж.д. через шлюз № 8 - оборот.
Железобетонный арочный мост Калининской ж. д. через шлюз № 8 – оборот.
Мост через канал при пересечении Савеловской ж. д. у ст. Хлебниково.
Мост через канал при пересечении Савеловской ж. д. у ст. Хлебниково.
Мост через канал при пересечении Савеловской ж. д. у ст. Хлебниково - оборот.
Мост через канал при пересечении Савеловской ж. д. у ст. Хлебниково – оборот.

По общему внешнему виду было сделано предположение, что открытки из фондов ДИХМ являются частью серии, посвящённой строительству канала Москва-Волга. Был произведён поиск аналогичных открыток в Госкаталоге и на аукционных площадках. Результат оправдал ожидания – было выявлено 12 типов открыток в 19 экземплярах, из которых шесть хранятся в Государственном музее истории Санкт-Петербурга (ГМИЛ), а остальные упоминались на сайтах нескольких аукционов. Типы открыток перечислены ниже (в алфавитном порядке):

  • Железобетонный арочный мост Калининской ж. д. через шлюз № 8.
  • Карамышевская плотина № 39. Вид со стороны нижнего бьефа.
  • Мост Ленинградского шоссе через канал близ ст. Химки.
  • Мост через канал при пересечении Савеловской ж. д. у ст. Хлебниково.
  • Перервинская плотина № 40. Вид со стороны нижнего бьефа.
  • Плотина им. Куйбышева на р. Истре. Головное сооружение водосброса.
  • Путепровод Калининской ж. д. через Волоколамское шоссе.
  • Разработка канала способом гидромеханизации. Размыв торфа Гидромонитором.
  • Смыв грунта с автомашины гидромониторами.
  • Тоннель Волоколамского шоссе под каналом.
  • Шлюз № 10 у Перервы.
  • Шлюз № 10 у Перервы. Шлюзование судов.

 

Редкость таких открыток в музейных собраниях и малая циркуляция в аукционной среде не даёт возможности сделать однозначный вывод, что серия ограничивается 12 открытками. Например, в серию могла бы войти открытка с изображением бетонного арочного Химкинского железнодорожного моста, визуально очень эффектного и являвшегося одним из важнейших канальских сооружений. Возможно, что со временем список серии расширится по мере появления новых открыток в музеях и на аукционах.

Подробное изучение открыток серии выявило, что открытки печатались в типографии Дмитлага (Дмитровского исправительно-трудового лагеря)  по трём заказам: 5790, 6572 и 6778. Причём, если тиражи по заказу № 5790 составлял ровно 500 экземпляров, то размеры тиражей последующих заказов варьировались от 145 до 509 экземпляров и эти цифры пока необъяснимы. К сожалению, не удалось найти ни одной открытки, выпущенной сразу по трём заказам, поэтому нельзя категорично утверждать, но можно предположить, что тираж каждой открытки мог доходить до 1500 экземпляров.

Наименование № заказа Тираж Источник
1 Железобетонный арочный мост Калининской ж.д. через шлюз № 8 6778 500 ДИХМ
2 Карамышевская плотина № 39. Вид со стороны нижнего бьефа. 6778 508 Аукцион
3 Мост Ленинградского шоссе через канал близ ст. Химки. 6778 503 Аукцион
4 Мост Ленинградского шоссе через канал близ ст. Химки. 6778 503 Аукцион
5 Мост через канал при пересечении Савеловской ж. д. у ст. Хлебниково. 5790 500 ГМИЛ
6 Мост через канал при пересечении Савеловской ж. д. у ст. Хлебниково. 6778 500 ДИХМ
7 Перервинская плотина № 40. Вид со стороны нижнего бьефа. 5790 500 ГМИЛ
8 Перервинская плотина № 40. Вид со стороны нижнего бьефа. 6778 500 Аукцион
9 Плотина им. Куйбышева на р. Истре. Головное сооружение водосброса. 6572 500 ГМИЛ
10 Путепровод Калининской ж. д. через Волоколамское шоссе. 6778 500 Аукцион
11 Разработка канала способом гидромеханизации. Размыв торфа Гидромонитором. 6572 509 Аукцион
12 Смыв грунта с автомашины гидромониторами. 5790 500 ГМИЛ
13 Смыв грунта с автомашины гидромониторами. 5790 500 Аукцион
14 Тоннель Волоколамского шоссе под каналом. 6778 500 Аукцион
15 Тоннель Волоколамского шоссе под каналом 6572 145 Аукцион
16 Шлюз № 10 у Перервы. 5790 500 ГМИЛ
17 Шлюз № 10 у Перервы. 6778 500 Аукцион
18 Шлюз № 10 у Перервы. Шлюзование судов. 6572 504 ГМИЛ
19 Шлюз № 10 у Перервы. Шлюзование судов. 6778 504 Аукцион

Изучение кадрирования изображений на открытках привело к неожиданным результатам, при этом не всегда с очевидными объяснениями. Заметно, что открытки, выполненные по разным заказам, немного отличаются. Это вполне объяснимо, так как перед каждым заказом изображения могли немного по-разному кадрировать и даже ретушировать для улучшения эстетики изображения. Наиболее ярким примером является открытка «Перервинская плотина № 40. Вид со стороны нижнего бьефа». На приведённом рисунке ниже сопоставлены две версии одного изображения в разных заказах. В качестве основы использовано изображение с открытки заказа 5790, напечатанное с явным браком – с «заваленным» горизонтом. Изображение с открытки заказа 6778 наложено сверху и его границы обведены красным прямоугольником. Очевидно, что в более позднем заказе выровнен горизонт и новое кадрирование улучшает композицию снимка.

Также найдены открытки из одного заказа, но с разным кадрированием – например «Смыв грунта с автомашины гидромониторами» из заказа 5790, где кадрирование немного срезало нижнюю часть изображения.

Почему? Потому что на открытке явный брак – на нижней части фотоотпечатка видна часть служебной нумерации фотослужбы МВС.

Служебная нумерация представляла собой следующую последовательность: первые символы – одна или две литеры, обозначающие район строительства, например «И» – Истринский, «В» – Волжский, «Вт» – Восточный, «Х» – Хлебниковский. Далее через тире шёл порядковый номер снимка. Кстати, фотоснимок для открытки «Смыв грунта с автомашины гидромониторами» был сделан в Хлебниковском районе строительства канала Москва-Волга, так как литера в номере явно «Х», как и на снимке ниже:

1933-1935 годы. Ручная погрузка грунта на платформы широкой колеи. Хлебниковский район.
1933-1935 годы. Ручная погрузка грунта на платформы широкой колеи. Хлебниковский район.

Не следует удивляться огромным порядковым номерам фотоснимков – по состоянию на январь 1936 года в архиве только фотослужбы МВС (без учёта архива КВО) числилось 24 000 негативов (Миров Р. Под прицелом объектива // Журнал «На штурм трассы» №1 (18) 1936 год. С. 52), накопленных с декабря 1933 года, с момента образования фотослужбы, всего за два с небольшим года её работы. А до окончания строительства оставалось ещё полтора года!

Отдельная проблема атрибуции открыток – выявление авторов фотографий. Как в КВО, так и в фотослужбе МВС к авторству снимков относились, мягко говоря, небрежно, то фотографы в качестве авторов упоминались в печатных изданиях очень нерегулярно. Но автора фотоснимка «Шлюз № 10 у Перервы» удалось выявить по публикации этого фото в других изданиях. Им является начальник фотослужбы МВС Сергей Филиппович Болдырев.

Фото из журнала «На штурм трассы» №1 (18) за 1936 год.
Фото из журнала «На штурм трассы» №1 (18) за 1936 год.

Также непростой задачей является датировка фотоснимков. Исходя из того, что на снимках запечатлены уже завершённые объекты, датировку следует считать 1936 годом. Однако некоторые фото, связанные непосредственно с производством работ, такие как «Разработка канала способом гидромеханизации. Размыв торфа Гидромонитором» и «Смыв грунта с автомашины гидромониторами» следует отнести к более ранним периодам строительства – 1934-1935 годам.

***

Уникальность открыток серии под условным названием «Открытки Москваволгостроя» складывается из нескольких факторов:

  1. Малотиражность. Тираж каждой открытки составляет всего лишь около 1 500 экземпляров.
  2. Авторство фотоснимков принадлежит уникальным источникам: КВО (культурно-воспитательному отделу Дмитлага) и фотослужбе МВС (Москваволгостроя). Издания КВО Дмитлага по определению относятся к библиографическим редкостям, так как печатная продукция КВО в подавляющем большинстве предполагалась к распространению только в Дмитлаге и была запрещена к распространению вне его.
  3. Серия отпечатана в типографии Дмитлага НКВД, что также добавляет уникальности изданию. Изданные в дмитлаговской типографии материалы являются библиографической редкостью, несмотря на то, что типография нередко брала заказы у гражданских властей и печатала брошюры на темы, не относящиеся к Дмитлагу и строительству канала Москва-Волга.

Исходя из перечисленных факторов, можно с уверенностью сказать, что любая открытка описанной серии является предметом музейного уровня. Благодаря значительному количеству разновидностей данная серия под условным названием «Открытки Москваволгостроя» представляет собой прекрасный объект коллекционирования.