В Долгопрудненский историко-художественный музей от потомков Г.Н. Малиновского поступила коллекция стеклянных фотографических негативов, включающая в себя 284 стереопластинки и 4 обычных фотопластинки различной степени сохранности, в основном удовлетворительного и хорошего состояния. Вскоре собрание музея пополнится – в коллекцию музея будут переданы ещё около 60 фотопластинок.
Биографическая справка
о Григории Николаевиче Малиновском, составленная по документам, предоставленными потомками.
Потомственный дворянин Григорий Николаевич Малиновский родился 10 января 1865 года в Санкт-Петербурге.
С 1 января 1887 года был принят Воронежским уездным присутствием на службу в Лейб-гвардию Преображенского полка, где стал фельдшером нестроевой роты, пройдя двухгодичное обучение в хирургическом отделении Санкт-Петербургского Николаевского военного госпиталя.
В августе 1890 года уволился в запас в звании старшего медицинского фельдшера с прекрасными рекомендациями по месту службы.
С 1 января 1892 года по 1 января 1894 года служил старшим фельдшером при больнице станции Чертково Юго-Восточной железной дороги (ранее Козлово-Воронежско-Ростовской) на границе области Войска Донского и Харьковской губернии. Во время эпидемии холеры 1892 года получил наилучшие рекомендации от руководства больницы.
12 июля 1892 года венчался в церкви Лейб Гвардии Московского полка в дочерью петербургского ремесленника Анной Леонтьевной Астафьевой.
В 1894 году находился на постоянном месте жительства в Санкт-Петербурге. Был прописан в Васильевской части, по 5-й линии, д. 34, а в 1897 году – в Литейной части на Артелевой(?) улице, д. 8.
8 октября 1895 году поступил на службу в Контроль сборов Юго-Западной железной дороги контролёром пассажирских поездов, а с 1 мая 1898 года должен был перейти на ту же должность на Рязано-Уральскую железную дорогу с проживанием в Саратове, где и был зарегистрирован по временному месту жительства.
В Саратове прослужил до 26 августа 1905 года, после чего перебрался в Москву и был зарегистрирован по адресу Стремянный переулок, д.39 (дом Мартьянова), продолжая работать Рязано-Уральской железной дороге.
27 сентября 1909 года в Успенской Божией Матери церкви села Таболово Подольского уезда Московской губернии за смертью первой жены женился вторым браком на крестьянской девице Любови Андреевне Кузьмичёвой, уроженке села Зиновьевка Зиновьевской волости Петровского уезда Саратовской губернии 1889 года рождения.
В 1914 году начал строить собственный дом у станции Расторгуевка, о чём свидетельствуют сохранившиеся счета на стройматериалы. Дом сохранился до сегодняшних дней.
Благодаря тому, что Малиновский служил на железной дороге, революцию 1917 года он пережил в относительном благополучии и с 1 сентября 1927 году в возрасте 62 лет попросился на пенсию по состоянию здоровья с должности контролёра поездов РУЖД. Последние упоминания о том, что он жив, относится к 1930 году. Согласно семейной легенде его жизнь отобрала железная дорога – он погиб, попав под колёса паровоза.
Большую часть жизни Григорий Николаевич Малиновский прослужил на железных дорогах в должности контролёра пассажирских поездов. Однако у этого скромного и добросовестного служащего было интересное увлечение – фотография.
Сохранившаяся часть фотографического наследия Малиновского относится к периоду 1903-1906 годов, но доподлинно неизвестно как долго продолжалось его увлечение фотографией. Часть негативов относится к периоду проживания в Саратове, где он запечатлел быт, пейзажи и архитектуру города и окрестностей. Благодаря помощи саратовского краеведа Артёма Пузанова выяснилось, что саратовских фотографий гораздо больше, чем предполагалось ранее. Поиск по саратовским и железнодорожным справочникам 1898-1904 гг. выявил брата Георгия Николаевича – Николая Николаевича Малиновского, отставного артиллерии поручика, заместителя начальника счётного отдела в Саратовском управлении Рязано-Уральской железной дороги. В 16 июля 1905 года Н.Н. Малиновский умер, что, возможно, и повлияло на переезд Григория в Москву.
Работая на Рязано-Уральской железной дороге, Г.Н. Малиновский сделал множество фотоснимков, связанных с железнодорожной тематикой и непосредственно с РУЖД –станции и сооружения, мастерские, паровозы, мосты и даже железнодорожные катастрофы.
Помимо железнодорожной темы в архиве Малиновского присутствует значительное количество негативов с изображениями монастырей и святынь, в основном Нижегородской губернии. Будучи человеком глубоко верующим (и записав в своём завещании просьбу похоронить его по церковному обряду с отпеванием Сорокоустом), Григорий Николаевич путешествовал по святым местам. Бывал Малиновский и в Крыму, что также зафиксировано на его фотопластинках.
Начиная 1906 года на фотоснимках Малиновского начинают появляться подмосковные сюжеты – известные усадьбы, железнодорожные станции, что в точности совпадает с его переездом ближе к столице.
К сожалению, примерно половину из почти трёхсот фотоснимков атрибутировать не представляется возможным. В основном это виды природы, дачные зарисовки, семейные фото и сельская местность – нет никаких визуальных ориентиров, позволяющих определить место съёмки. Также осталась не определена небольшая часть фотографий с изображениями церквей и монастырей.
Отдельно хочется отметить удивительные совпадения фотоснимков Малиновского и фотооткрыток, выпущенных в те же времена. Например, существует несколько фотографий, совпадающих с ракурсами классика дореволюционной фотографии, нижегородца Максима Петровича Дмитриева, выпустившего огромную серию почтовых открыток с видами Волги и приволжских городов. То ли любитель Малиновский намеренно повторил ракурсы профессионала Дмитриева, то ли невольно, по наитию – сейчас установить сложно.
Вторым удивительным совпадение является открытка с фотографией также саратовского фотографа Вячеслава Васильевича Мизеровского, уроженца Ярославской губернии, в 1895 году переехавшего в Саратов на службу в управление Рязано-Уральской железной дороги. По его фотографиям в начале XX века было выпущено около 200 открыток.
Вполне можно предположить, что Мизеровский и Малиновский были знакомы, благо работали в одном учреждении и имели одно увлечение. И Малиновский в своём увлечении стереофотографией оказался не одинок — в архиве Мизеровского также находится немало стереоснимков.
Существует стереонегатив Малиновского, запечатлевший группу фотографов на природе. Обратите внимание на две детали. Первая — в сюжете фотоснимка на самом деле присутствуют не два фотоаппарата, а три — стерефотоаппарат с двумя объективами рядом с худощавым господином, обычный фотоаппарат рядом с мальчиком и третий — фотоаппарат Малиновского, с которого и был сделан снимок. Что можно говорить о некоторой компании фотографов, вероятно саратовских.
Вторая деталь — худощавый господин сильно напоминает Мизеровского. Вот автопортрет Мизеровского:
А вот увеличенный фрагмент с худощавым господином:
Похожи, не правда ли?
Перенимая ли опыт коллег по увлечению фотографией, копируя ли работы ставшего на тот момент классиком фотографии М.Д. Дмитриева или других фотографов, Григорий Николаевич достиг определённых успехов в фотоделе. Некоторые фотоснимки Малиновского раскрывают его как фотографа, хорошо владеющего своим аппаратом и умеющего делать снимки довольно высокого художественного уровня.
Как рассказывалось ранее, основная часть фотоматериалов представляет собой стереоснимки, в те времена считавшиеся новым шагом в фиксации действительности и ставшие первым шагом к современной виртуальной реальности. Искусство стереофотографии имеет свою специфику. Необходимо правильно выстроить кадр – передний, средний и задний планы для более полного ощущения объема. Нередко Малиновскому удавалось делать замечательные кадры, полностью раскрывавшие сущность стереофотографии.
В целом коллекция негативов Малиновского представляет собой срез жизни Российской Империи на протяжении короткого промежутка времени, всего 3-4 лет. Настоящая история без учебника, которую лучше один раз увидеть.
Согласно условиям дарения, все негативы Г.Н. Малиновского отсканированы и выложены в свободный доступ на нашем сайте. Для удобства ознакомления с коллекцией изображения поделены на условные группы и часть фотографий снабжена как текстовыми, так и визуальными пояснениями.
Выражаем отдельную благодарность за помощь в атрибуции фотографий саратовскому краеведу Артёму Пузанову и сайту «Фотографии старого Саратова«, откуда брались идеи и подавляющее большинство поясняющих фотографий.