Наземцева К. Н.: Музыкальное образование — критерий профессионализма сотрудников музыкальных музеев в интерпретации музыкального наследия

1008

К. Н. Наземцева (Москва)

Музыкальное образование — критерий профессионализма сотрудников музыкальных музеев в интерпретации музыкального наследия (на примере Российского национального музея музыки)

Аннотация. В статье рассматривается проблема интерпретации музыкального наследия в музеях, ведущих деятельность в рамках музыкального просвещения. Одним из главных музеев музыкальной направленности в России является Российский национальный музей музыки. Среди основных целей музея – просвещение в области музыкального искусства не только профессиональных музыкантов, но и всех граждан. В настоящее время актуально и просвещение сотрудников музеев, работающих в сфере музыкального просвещения. Российским национальным музеем реализуются специальные проекты, ориентированные на расширения знаний музейных специалистов в сфере музейной педагогики и экскурсоведения.

Ключевые слова: интерпретация, культурно-просветительная деятельность, образовательная деятельность, учреждения музейного типа, культурное наследие, культурное достояние, музыкальный музей, музыкальное наследие, музыкальное образование.

K. N. Nazemtseva (Moscow)

Music education — the criterion of professionalism of the staff of music museums in the interpretation of musical heritage (on the example of the Russian national museum of music)

Abstract. The article deals with the problem of interpretation of musical cultural heritage in museums that conduct Museum activities within the framework of education. One of the leading museums in Russia of musical orientation is the Russian national Museum of music. One of the aims of the Museum is to educate not only musicians and music lovers, but also all categories of citizens on the art of music. In now, the implementation of another direction – education of Museum staff working in the field of music education. The Russian national Museum is implementing projects aimed at expanding the knowledge of Museum specialists in the field of Museum pedagogy and excursion studies.

Keywords: interpretation, cultural and educational activities, educational activities, Museum-type institutions, cultural heritage, cultural heritage, music Museum, musical heritage, music education.


Интерпретация музыкального наследия является ключевым направлением работы музеев музыки, ведущих культурно-просветительную и образовательную деятельность. Особенно это касается музыкальных музеев мегаполисов, таких, как Российский национальный музей музыки в Москве (далее РНММ, ранее Всероссийское музейное объединенияемузыкальной культуры имени М. И. Глинки).

Музыкальное искусство неотъемлемо от литературы, изобразительного искусства, кино и т.д. Музыка – это вид искусства, обладающий уникальным языком, понятным каждому человеку.

Сегодня всё больше музеев в своей работе затрагивают музыкальную тематику. Среди них: этнографические, литературные, краеведческие, художественные и т.д. Сотрудниками музеев проводится широкий спектр музыкальных мероприятий: музыкальные вечера, концерты, балы, лекции, беседы и т.д. Кроме крупных государственных музеев аналогичную деятельность проводят и негосударственные музеи. К ним относятся: Сказкин Дом (Москва), Детский музей «Дом сказок «Жили-были» (Москва), Санкт-Петербургский музей звука (Санкт-Петербург), Музей граммофонов и фонографов В. И. Дерябкина (Санкт-Петербург), Музыка и время (Ярославль), Музей саратовской гармоники (Саратов) и др.

Следует отметить, что и в негосударственных и государственных музеях проходит реорганизация экспозиции в сторону интерактивного взаимодействия посетителя с музейным предметом. Часто музеи организовывают выставочное пространство таким образом, чтобы исторические предметы были в открытом доступе для любого посетителя. Посетитель, оказавшийся на экспозиции, получает неограниченные возможности, а главное, перед ним снимается главный запрет музеев – «трогать экспонаты руками нельзя»! Каждому посетителю предоставляется возможность совершить различные манипуляции с предметами вплоть до их уничтожения или повреждения. Подобная деятельность отрицательно влияет на исторически сложившуюся цель музеев – сохранение культурных ценностей. У посетителя стирается понятие о ценности предмета, как культурного достояния человечества, стираются моральные и нравственные ценности, существовавшие на протяжении многих лет.

Такая тенденция связана с тем, что в последнее время в музей приходят работать люди, не имеющие профильного музейного образования, это касается не только сотрудников выставочного и просветительного отделов, но и руководителей музеев, что, в свою очередь, отрицательно влияет на дальнейшее развитие всей деятельности музея.

Для музея важно, чтобы сотрудник обладал профессиональными знаниями и умениями в своей области, а именно музееведческими знаниями. Однако не менее важным является наличие у музейного специалиста дополнительных умений и навыков, отвечающих профилю музея. Следовательно, для музыкального музея является важной не только наличие у специалиста музейного образования, но и музыковедческого, знаний по теории музыки т.п. Следует отметить, что у значительной части сотрудников музыкальных музеев не имеется специального высшего или хотя бы среднего специального музыкального образования. Это естественным образом влияет на качество проводимого ими музыкального мероприятия, проекта и т.п.

Следствием этой проблемы является проблема интерпретации смысла, заложенного автором в музейный объект, прежде всего, его искажение, что приводит к отрицательным последствиям.

Решением этой проблемы может послужить активное погружение сотрудников музеев и учреждений музейного типа, ведущих музыкальные занятия, в профессиональную сферу музыкального искусства. Существует несколько способов:

  • Приглашение сотрудников музыкальных музеев и культурных учреждений, ведущих музыкальные занятия, на открытые форумы, конференции, семинары, и т.д.
  • Создание уникальной музыкальной энциклопедии в сети internet
  • Организация курсов повышения квалификации для сотрудников музыкальных музеев крупнейшими музыкальными музеями.
  • Проведение летних музыкальных школ для экскурсоводов, лекторов и т.д.

Все выше перечисленные способы направлены на расширение знаний музейного сотрудника в области теории музыки и инструментоведения. Получение этих знаний зависит не только от руководителя музея, но и от личной заинтересованности сотрудника. Постоянное совершенствование навыков и умений в области музыки, позволит сотруднику грамотно интерпретировать музыкальные произведения, на высоком профессиональном уровне проводить мастер-классы, лекции и беседы о музыкальном искусстве. В результате посетитель сможет получить уникальные знания и сведения, подтвержденные музейными экспонатами.

Другим способом повышения знаний в профессиональной деятельности у музейного сотрудника является получение музыкального образования. Однако при трудоустройстве в музыкальный музей возникает требование: сотрудник музыкального музея обязан иметь два высших образования – музееведческое и музыкальое. Такое требование, на мой взгляд, является не совсем корректным ко всем сотрудникам музея, так как основная деятельность музыкального музея – это учёт, хранение, реставрация, презентация и популяризация хранимых коллекций. Не всем сотрудникам музыкального музея необходимо иметь глубокие знания в области музыкального искусства. Поэтому, можно ввести это требование как дополнительное к некоторым специалистам музея. Например, сотрудникам пиар-отдела, просветительного, научно-исследовательского, выставочного, а главное – для руководителя музея. Руководитель, обладающий знаниями в музыкальном искусстве, более чётко представляет сферу своей деятельности. Сотрудникам указанных отделов необходимо иметь среднее школьное, среднеспециальное или высшее музыкальное образование. Это важно для грамотной интерпретации музыкального наследия, а также понимания специфики темы музея.

Решение о выдвижении дополнительного требования при трудоустройстве в музыкальный музей принимает руководитель музея и его заместитель, а также руководитель подразделения, в который требуется специалист. Для специалистов, не имеющих никакого музыкального образования, или имеющих образование, недостаточное для работы в предлагаемой должности, работодатель может предложить два пути решения:

  • Во время испытательного срока (3 месяца) стажёр проходит общий курс по музыкальному искусству на базе музея. Впоследствии, сдаёт тестирование или собеседование по приобретенным знаниям.
  • Музыкальный музей направляет сотрудника на обучение в образовательное учреждение (колледж, академия, консерватория и т.д.) за счёт средств музея. Однако, между сотрудником и руководителем учреждения подписывается договор о дальнейшей его работе в данном учреждении в течение определённого периода.

Такой подход позволит повысить уровень знаний в сфере музыкального искусства и инструментоведения, предоставить посетителям достоверную информацию. Он применяется в Российском национальном музее музыки. Некоторым специалистам было предложено получение дополнительного образования, в частности в области реставрации музыкальных инструментов.

Главными организаторами в повышении квалификации и дополнительной подготовки в области музыкального образования должны выступать музыкальные музеи и образовательные учреждения (консерватории, колледжи, академии и т.д.). Так как они имеют профессионалов в данной области и обладают большой базой источников и методических материалов по музыкальному искусству.

В Москве таким учреждением является Российский национальный музей музыки, где проводится целенаправленная работа по организации и ведению просветительной работы с посетителем. При этом, используются уникальные методические разработки. Все они основаны на материалах уникального собрания нотных и литературных авторских рукописей.

Российский национальный музей музыки состоит из пяти филиалов: Музей П. И. Чайковский и Москва, мемориальная усадьба Ф. И. Шаляпина, музей С. С. Прокофьева, музей-квартиры А.Б. Гольденвейзера и Н. С. Голованова. В филиалах сосредоточены автографы, письма, фотографии и разного рода документы, связанные с жизнью и творчеством деятелей русской и зарубежной музыкальной культуры. Особое место занимает собрание музыкальных инструментов народов мира. В состав фондов РНММ входит Государственная коллекция уникальных музыкальных инструментов: крупнейшее собрание струнных инструментов мастеров разных стран и эпох, среди которых шедевры А. Страдивари, семей Гварнери, Амати.

Основные направления культурно-просветительной деятельности РНММ:

  • Тематические экскурсии по экспозиции;
  • Интерактивные программы;
  • Создание программ, ориентированных на школьную программу (урок в музее);
  • Театрализованные мероприятия;
  • Мастер-классы, лекции, концерты;
  • Абонементские циклы;
  • Арт-терапия;
  • Инклюзия.

Главное требование к проведению занятий, экскурсий в музее: создание диалога с посетителем. О применении «музейных диалогов» писал один из первых исследователей музейной педагогики А. Лихтварк[1]. Музейный диалог – это способ интерпретации культурных смыслов, заложенных автором в музейный предмет. Согласно этому утверждению, во время занятия в РНММ экскурсовод создаёт условия для диалога между экспонатом и экскурсантом. Применяется комбинация музейно-педагогических методов, способствующих активному погружению. Например, при рассказе о музейном предмете экскурсовод интонацией выделяет более эмоциональные моменты, использует вопросно-ответный метод, метод театрализации и воспроизведения музыкальных отрывков с помощью реплик музыкальных инструментов. Кроме этого, в процессе рассказа обращаются к органам чувств человека: слуху, зрению, обонянию (на некоторых программах применяется ароматерапия в качестве подкрепляющего эффекта). Таким образом, интерпретация включает в себя множество составляющих, позволяющих максимально точно передать смысл предмета.

Сегодня РНММ является центром получения знаний не только по инструментоведению и теории музыкального искусства, но и о музейной педагогике и музеологии, а также выставочной деятельности. Главным требованием к представленной информации является её достоверность и точность. Это обеспечивается с помощью материалов, хранящихся в фондах РНММ. Одним из приоритетных направлений является создание базы аудио-, видео- и фотодокументов, доступной пользователям на основном сайте музея и его сайтах в социальных сетях.

РНММ реализует несколько проектов популяризации музыкального наследия. Результатом этой деятельности является мультимедийный проект «Экспомузыка» на радио Орфей, запущенный в 2014 году[2]. Он представляет собой цикл радиопрограмм о сокровищах российских музыкальных музеев, прежде всего, музеев-усадеб и музеев-домов великих русских композиторов, исторических мест, уникальных предметов и документов, связанных с их жизнью и творчеством. Главный и основной экспонат этих музеев, разумеется, музыка. Автор и ведущий проекта – заслуженный деятель искусств Российской Федерации, кандидат экономических наук, заведующий кафедрой музейного дела и охраны культурного наследия – М. А. Брызгалов. В рамках этого проекта каждую неделю выходят передачи о музыкальных инструментах народов мира, государственной коллекции струнно-смычковых инструментов и деятелей искусства.

«Экспомузыка» является первым бесплатным проектом в рамках музыкального просвещения. В нём демонстрируются редкие аудио- и видеозаписи о музыкальном искусстве.

Приведённые способы решения повышения качества знаний в области музыкального искусства могут быть использованы для всех музыкальных музеев, как государственных, так и негосударственных. Для повышения уровня музыкальных знаний в негосударственных музеях существует два пути:

  • Создание сообщества музыкальных музеев России и всего мира.
  • Реализация совместных проектов в различных направлениях.

Первый путь успешно реализован при поддержке Российского национального музея музыки. С ноября 2009 г., по инициативе участников Всероссийского совещания по вопросам сохранения и популяризации музыкального культурного наследия, была создана Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров (АММиК)[3]. Главной целью Ассоциации является решение ряда важных задач: развитие и качественное улучшение деятельности музыкальных музеев, укрепление межрегиональных и международных связей в музейной сфере, разработку и реализацию совместных культурных программ, работу по повышению квалификации музейных работников.

За десять лет существования членами Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров стали 59 музеев и коллекций России и стран СНГ, различных по своему масштабу и специфике.

В настоящее время объединение музеев музыкальной направленности является крайне актуальным, в связи с многочисленными нововведениями в сфере культуры, туризма, образования и жизни в целом.

Второй путь реализуется РНММ в одном из приоритетных направлений музея – выставочном. При создании временных выставок приглашаются к сотрудничеству многие негосударственные музеи. В процессе работы сотрудники обмениваются опытом, тем самым, повышая самым свой уровень знаний. В дальнейшем РНММ планирует расшить сотрудничество с музеями, экспонируя временные выставки в их музейном пространстве.

Таким образом, РНММ ведёт уникальную работу по интерпретации музыкального искусства. Большинство проектов доступны посетителям разных категорий, в том числе, специалистам, ведущим просветительную работу. Создание условий для просвещения и получения достоверных знаний позволит воспитать высококвалифицированных специалистов.


[1] Lichtwark A. Übungen in der Betrachtung von Kunstwerken: nach Versuchen mit einer Schulklasse. Lütcke Wulff, 1909.

[2] Премьера на радио «Орфей»: «Экспомузыка»! // Орфей muzcentrum.ru. URL: http://www.muzcentrum.ru/orpheusradio/programs/expomusic/14550- (дата обращения: 10.05.2019)

[3]Обращение президента Ассоциации // Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров (АММиК)  http://www.amusmuseums.org/ (дата обращения: 24.08.2019)