Кириллова К. Д.: Краеведческое исследование – как прожитая жизнь

891

К. Д. Кириллова

(Московская область, г. Долгопрудный)

Краеведческое исследование – как прожитая жизнь

Аннотация. Статья представлена в виде тезисов обучающегося на протяжении работы по краеведческому исследованию в рамках Всероссийского конкурса «Отечество».

Ключевые слова: исследование, гипотеза, архивные источники.

K. D. Kirillova (Moscow region)

Local history research – how life lived

Annotation. The article is presented in the form of theses of the student during the work on the study of local lore in the framework of the All-Russian competition “Fatherland”.

Keywords: research, hypothesis, archival sources.


В течение двух лет в рамках дополнительной общеобразовательной программы туристско-краеведческой направленности (школы № 14 г. Долгопрудного) мною было проведено исследование по теме: «Возможный картографический материал при катастрофе дирижабля «СССР-В6» в 1938 году». Дирижабль направлялся из Долгопрудного в Северный ледовитый океан для спасения участников экспедиции «Северный полюс-1»[1]. Для начала я стала изучать архивные материалы, документы краеведческих музеев. Затем было проведено полевое наблюдение на месте катастрофы дирижабля, на горе Небло, что неподалеку от Кандалакши на Кольском полуострове. По итогам исследования была выполнена работа, представленная на Долгопрудненской городской конференции, а затем на Всероссийском конкурсе краеведческих исследовательских работ «Отечество» 2019 г. Сама же я, как автор, стала призёром этого конкурса.

Проблема в исследовании как нераскрытая тайна.

Когда я первый раз познакомилась с историей «полёта дерзновенных», меня захватил тот дух смелости, отваги и отчаянного желания помощи терпящим бедствие. Погружаясь в чтение книг и публикаций, меня стала волновать проблема: «Почему случилось так, что хотели спасти четверых, а погибли – тринадцать?» И это были мои земляки. Эта та боль, которая передалась и мне. Так зародились предпосылки начать исследовать эту историю моего города, моей страны.

Цель моего исследования как вектор движения.

Цель исследования определилась чётко и конкретно, когда я начала изучать версии произошедшей катастрофы дирижабля «СССР-В6». В поиске архивных данных прояснялась реальная картина происходящего. Но также до сих пор много нераскрытого. И вопрос моего исследования: «Какой картографический материал был на борту дирижабля?», всё ещё не раскрыт.

Я старалась анализировать картографические данные. Каждый раз открывая новую страницу архивного дела, я встречалась с новыми персонажами, обстоятельствами, условиями. Поток информации захлёстывал. И здесь мне помогли люди-эксперты дирижаблестроения, историки, учителя. Выявить суть, акцентировать внимание на том, что важно для тебя, для раскрытия темы, каким путём будет раскрываться исследование. Это как навигатор, который не даёт сбиться с пути.

Гипотеза пришла из противоречия

Неужели в 30-х годах ХХ века не было точных карт? Почему на этой версии настаивают некоторые свидетели катастрофы? На этом этапе пришло понимание, каким образом я смогу поработать с такой гипотезой. Поэтому я выдвинула такое предположение, действительно ли были карты с неточным рельефом. И началась кропотливая работа с картографическим материалом. Мне казалось, что я за месяц выучила курс географии по топографии.

Экспедиция – путь продвижения к раскрытию тайны!

И, конечно, огромным подарком была возможность принять участие в экспедиции именно туда, где произошла катастрофа СССР-В6. Увидеть своими глазами этот удивительный край, частично проделать путь, который прошли дирижаблисты и отдать дань памяти воздухоплавателям, которые совершили подвиг во имя спасения других. Поднявшись на гору, ты понимаешь, что не зря проделал это восхождение. Шквал чувств и эмоций переполняли меня: благодарность, гордость, восхищение. Мы смогли собрать обломки дирижабля и принести их в дар музею города, установить табличку с благодарностью, заложить капсулу для потомков. Мы создали из собранных материалов виртуальную экскурсию, которая помогла любому желающему прикоснуться к истории родного края и побывать в этом месте.

Архивы как частички пазла, спрятанные в недрах истории.

И в моём исследовании архив сыграл большую роль. Он становится «свидетелем» событий. Перелистывая страницу за страницей, я оказалась в центре полёта дирижабля и сама наблюдала происходившим. Любая новая информация меняет, дополняет картинку событий. Это, как частички пазла, необходимые для создания картины целиком.

Зачем эту историю нужно знать?

Мне стало интересно, а знают ли об этом подвиге дирижаблистов мои одноклассники и жители города Долгопрудный. Коренные и взрослые жители города, конечно же, помнят об этом. А вот опрос ребят оказался не радужный. Большинство ничего не знают об истории Долгопрудного и этом событии, в частности. Поэтому мы с группой создали виртуальную экскурсию и организовали выставку в городском музее, посвященные этому событию.

Исследование открывает проблемы страны.

Затронув все причины катастрофы, мне стали открываться «слабые» места нашей страны того времени. Ведь не только не правильные карты сыграли роль виновника катастрофы. Например, нехватка оборудования для полётов дирижабля и недостаток знаний для подготовки штурманов. Страна нуждалась в высококвалифицированных специалистах, в новой качественной технике. Начав исследовать тему катастрофы дирижабля «СССР В-6», я смогла понять и увидеть проблемы родины на данном примере[2].

Выступления на конференциях. Что изменилось во мне?

Выступая на конференциях, я получила колоссальный опыт публичных выступлений и общения с интересными и многоуважаемыми людьми в сфере краеведения, культуры, истории. Я узнала много нового и интересного о других уголках нашей Родины. Но самое главное – я рассказала в своей работе о своем городе, о небольшом, но значительном эпизоде из истории нашей страны, о подвиге моих земляков.

Мое исследование – как прожитая жизнь

Мое исследование длилось год. Для истории это маленький срок, но я за это время очень много узнала и изучила. Исследование сначала похоже на чтение книги… Вначале оно захватывает, скрывает какие-то тайны, и чем дальше ты читаешь, тем больше хочешь узнать, раскрыть, увидеть. Но, углубляясь в тонкости и подробности, участвуя в поиске, стремясь к пониманию событий, поступков, условий, я вдруг почувствовала, как мне стало важно знать правду, как я стала переживать за судьбы людей. С исследованием я прожила целую жизнь. И главным итогом работы я считаю то, что я могу и должна поделиться своими знаниями с другими, а возможно, и увлечь их за собой.


[1] «Северный полюс-1» ‑ первая в мире советская полярная научно-исследовательская дрейфующая  станция 1937-1938 гг. Её состав: руководитель станции Иван Дмитриевич Папанин, метеоролог и геофизик Евгений Константинович Фёдоров, радист Эрнст Теодорович Кренкель, гидробиолог и океанограф Пётр Петрович Ширшов.

[2] Кроме архивных документов и публикаций в Интернете, имеются ещё и научно-популярные книги. Среди них: Бороздин В. П. И опять мы в небе: документ повесть. М.: Молод. Гвардия, 1990; Еремин Ю. Г. Судьба последнего дирижабля У. Нобиле (расследование гибели СССР-В6). М., 2004; Белокрыс А. М. Девятьсот часов неба. Неизвестная история дирижабля «СССР-В6». М.: Паулсен, 2017.