Доклад Игоря Кувыркова, научного сотрудника Долгопрудненского историко-художественного музея, члена Долгопрудненского городского и Химкинского краеведческих обществ на конференции «История земли Долгопрудненской через историю храмов»
Владения Траханиотовых располагались на северо-западной границе современного Долгопрудного. В них входили современные сёла и деревни – Трахонеево, Ивакино, Яковлево и Павельцево. На сегодняшний день часть земель Яковлево и полностью Павельцевские входят в городскую черту Долгопрудного, остальные – в границы Химок.
Рассказ о храмах во владениях Траханиотовых следует начать с другой фамилии – Патрикеевых. Князь Иван Юрьевич Патрикеев в своей духовной грамоте, датируемой 1495–1499 годами писал «А сел своих даю сыну своему Василью:… Да ему ж даю у Москвы, на Клязме, село Козодавле, и с деревнями, со всем тем, как было за мною». Это является первым письменным упоминанием села Козодавлево, ныне Трахонеево (Химки). Из этого фрагмента можно сделать вывод, что храм в селе Козодавлево является одним из самых древних нашей округи, возраст которого подтверждён документально, и на сегодняшний день насчитывающий более чем полтысячи лет истории.
Князь Иван Юрьевич Патрикеев был значительной политической фигурой времён царствования Василия II и Ивана III. Патрикеев по мужской линии был праправнуком легендарного литовского князя Гедемина и приходился двоюродным братом Великому князю Ивану III. Иван Юрьевич был главой московской боярской думы и долгое время числился московским наместником. В 1499 году, в 80-летнем возрасте, Патрикеев с сыном и зятем попали в опалу. Причина великокняжеской немилости точно неизвестна, наиболее обсуждаемы две версии. По первой они проявили «преступное своеволие» при переговорах с недружелюбной Литвой, по второй, более реальной, семейство Патрикеевых и их зять князь Семён Ряполовский сделали ставку не на того будущего наследника, внука Ивана III Дмитрия, а коалиция, поддерживающая сына Ивана III Василия, оказалась сильнее и устранила «конкурентов».
В результате опалы сам Патрикеев и его сын Василий были пострижены в монахи, зять князь Семён Ряполовский лишился головы, потомкам было запрещено носить фамилию Патрикеев, а всё имущество семьи было конфисковано в пользу казны.
В середине XVI века, во времена следующего за Иваном III Великого князя Василия III, часть раздробленной вотчины князя Патрикеева с селом Козодавлево была пожалована Василию Юрьевичу Траханиотову.
Траханиотовы появились на Московской земле в конце XV века в качестве придворных второй жены Ивана III, Софьи (Зои) Палеолог, племянницы последнего византийского императора Фомы. Братья Траханиотисы, Дмитрий и Юрий, хорошо образованные и искусные греческие политики, проделали огромную работу по заключению брака между высокопоставленной представительницей уничтоженной Византийской империи и Великим князем Московии, косвенным образом сделав молодое Московское государство наследником уничтоженной, но великой православной империи.
Василий Юрьевич, внук Дмитрия Траханиотиса, был весьма приближенным к Ивану IV Грозному боярином и под конец свой жизни служившим старшим казначеем.
После смерти Василия Юрьевича вотчина перешла к его сыновьям. По Писцовым книгам 1573-1574 годов известны подробности о составе владений Траханиотовых: «За Иваном да за Микифором Васильевичи Троханиотовыми старое отца их вотчина: село Козодавлево на реке Клязме, а в нем церковь Успение Пречистые Богородицы, древяна, клецки». Термин «древяна клецки» означает, что деревянная церковь была построена клетью – простым прямоугольным срубом из бревен, так же, как строились жилища простых людей. Помимо Козодавлева в вотчину входило сельцо, пять деревень и семнадцать пустошей, что составляло значительное по размеру имение. Среди владений братьев Траханиотовых была и деревня Павельцово Большое, будущее село Спасское-Павельцево, рассказ о котором будет позже.
По документам первой половины XIX века достоверно известно, что приход Успенского храма Трахонеево был очень бедным. Причин тому было несколько. Основные – невысокая плотность населения и глинистая неплодородная почва, дававшая небогатый урожай. Следствием бедности прихожан были бедны и служители церкви. Владельцы вотчины поддерживали церковнослужителей, выделяя им «ругу», то есть продуктовое содержание, и даже дрова для отопления домов причта. Ситуация в более ранние времена, к примеру в середине XVII века, мало отличалась от середины XIX и даже усугублялась недавней Смутой, разорившей округу. «И та вотчина от разорения литовских людей запустела, а после разорения сажено хрестьян и бобылей 11 человек» — описывали Траханиотовы положение дел в подмосковных владениях в 1632 году.
Примерно в 1675 году вотчина Траханиотов перешла братьям Ивану и Степану Даниловичам. Братья разделили отцовское наследство. Сделать это оказалось просто – естественная граница, река Клязьма, разделяла вотчину на две примерно равнозначные части. У Ивана остались земли по правому берегу Клязьмы: село Козодавлево и деревня Ивакино, у Степана – по левую: деревни Павельцево Большое и Яковлево.
В 1695 году Степан Траханиотов получил ответ на челобитную о строительстве церкви в своей вотчине в Павельцево: «в вотчине его построить вновь церковь во имя Нерукотворного образа Спаса» — предписывалось в Патриаршем указе. Сначала была возведена деревянная церковь, но простояла недолго, придя в негодность к 1713 году. Помещик направил челобитную на возведение новой, уже каменной церкви. И в 1715 году в селе Спасское, как стало называться Павельцево, был освящён новый каменный храм. В том же году Степан Траханиотов передал имение дочерям Авдотье и Настасье. На этом прервалась фамилия той ветви Траханиотовых, что владели Спасским. Но заботиться о храме не перестали. Зять Степана Траханиотова майор Семён Шишкин в 1735 году просит разрешения у Синода подновить храм, перебрав полы и свод. Разрешение было получено и уже на следующий год храм был обновлён.
Но уже через 13 лет, в 1749 году, храм опять пришёл в плачевное состояние. Об этом сообщал в Синод местный священник Иван Иванов, жалуясь на нерадение помещика Шишкина. «В ветхие оконницы залетали птицы, поделали гнезда, а во время непогоды полно снега. Несколько лет не было дьячка и пономаря, а церковную службу отправляли дворовые люди, которых помещик из-за нерадения к чтению псалмов и молитв и плохое пение бивал многократно больно своими руками» — писал он.
В 1755 году Семён Шишкин с детьми продал имение в селе Спасское-Павельцево генерал-майору Алексею Михайловичу Еропкину. Так закончилось владение селом потомками Траханиотовых, но история Спасского храма продолжилась, хотя и не избежала неприятностей в Отечественную войну 1812 года, когда французские войска разорили и село, и храм. Спасское-Павельцево много раз переходило в руки разных хозяев, но, увы, это не лучшим образом отражалось на состоянии храма. С середины XIX века жители села стали самостоятельно и активно поддерживать храм. Особо следует упомянуть о зажиточном крестьянине Михее Васильеве, при жизни пожертвовавшим для храма колокол в 60 пудов, а по завещанию – в 113 пудов.
Впереди храм в Павельцево-Спасском и его служителей опять ждали тяжёлые испытания – почти сразу после революции 1917 года была изъята ценная церковная утварь, позже, в 1938 году был арестован и расстрелян настоятель храма протоиерей Александр Соколов, в современное время объявленный священномучеником. Храм закрыли, но пока был жив последний церковный староста Никанор Марков – сам храм и всё, что было внутри него, находилось в сохранности.
В 70-е годы ХХ века в храме разместилось литейное производство объединения «Росреставрация», что привело к варварским искажениям интерьера здания.
В 1990 году храм был передан общине верующих и началось долгое и трудное восстановление былого величия Спасского храма.
Вернёмся к концу XVI века в Козодавлево, Успенское тож. Ничего необычного в те времена и в последующие сто лет в селе не произошло. Поколения Траханиотовых сменялись новыми, сменялись священнослужители, а храм ветшал и ждал своего обновления. Только в 1764 – 1766 годах была выстроена новая деревянная Успенская церковь. Храм был деревянный, из соснового бруса, срубленный в «лапу» и обшитый тёсом, в плане представляющий восьмерик на четверике.
Фрагмент здания этой постройки дожил до начала 70-х годов XX века. Без сомнения в постройке нового храма принял участие Николай Иванович Траханиотов, по видимому предпоследний из Траханиотовых, владевший Успенским-Козодавлево. Родовое имение было продано в 1797 году предположительно его сыном Иваном Траханиотовым генерал-майору, сенатору и тайному советнику Петру Сергеевичу Свинину. Так закончилось почти четверть тысячелетнее владение Траханиотовыми землями села Успенское-Козодавлево. Впрочем, к началу XIX века исчезает и сама фамилия Траханиотовых, оставшись только в названии села – после смены хозяев Козодавлево переименовали в Трахонеево.
По неизвестной причине совладельцем села Успенское-Трахонеево стал и гвардии штабс-капитан Евграф Лавров. От этого совместного владения и случилась дальнейшая запутанная и не очень красивая.
По смерти Лаврова в 1804 году имение перешло к его вдове и двум дочерям, а по смерти Свиньина в 1813 году – к его родной сестре, девице Анастасии Петровне Свиньиной. Вскоре чрезполосица была устранена и поместье было разделено: наследницам Лаврова осталось село Трахонеево с Успенской церковью, а девице Свиньиной – соседняя деревня Ивакино.
Одинокая и набожная Свиньина в 1830 году подала прошение в Московскую Духовную Консисторию о постройке каменной церкви в будущем селе Ивакино. Прошение было удовлетворено, но помещицу обязали построить причту три жилых дома с хозяйственными постройками и выделить на каждую семью по десятине близлежащей к новой церкви земли. К 1835 году новая Покровская церковь была построена и освящена, а старой деревянной Успенской в Трахонеево решением Консистории была уготовлена судьба кладбищенской.
Но бездетная Свиньина умерла, не успев достроить дома и выделить землю, закрепив действие актом. В 1839 году наследство приняла её родная сестра, Екатерина Петровна Бахметева. Притч из-за неустроенности переезжать к новой церкви отказался, дело затянулось, а вскоре, в 1841 году умерла и бездетная Бахметева. Имение в Ивакино перешло к очередному наследнику – племяннику обеих сестёр поручику Петру Павловичу Свиньину, декабристу. Священник храма в Трахонеево Василий Лебедев обратился к нему для завершения начатых дел, но получил от бывшего декабриста категорический отказ в достройке домов и выделении наделов.
К этому времени активизировались потомки Лаврова, пообещав причту удобные и плодородные земли вблизи старой церкви в Трахонеево. Об обмене договорились в 1843 году, зафиксировав документально в 1847. Причту было разрешено остаться в Трахонеево, а в Покровской церкви в Ивакино проводились лишь редкие службы.
Но такая ситуация продолжалась недолго. Уже в 1852 году наследницы Лаврова вдруг объявили, что обмен земли с причтом был произведён незаконно, поскольку их крепостной, староста Александр Субботин не имел права на подобные действия с землёй. Тяжба продолжалась как минимум до 1855 года и даже дошла до императора Николая I. Результаты на сегодняшний день остались неясными. Предположительно наследницы Лаврова вернули прежние наделы, отдав притчу неудобья. Но стало известно, что подвинуло их на этот поступок. Оказалось, что все крепостные крестьяне наследниц Лаврова были заложены в банк ещё летом 1844 года под торговую операцию, проведённую мужем одной из дочерей Лаврова, которая закончилась неудачей. Лишение же притча хороших земель в центре и возврат им неудобий на краю поместья устраняло очередную чрезполосицу и повышало капитализацию земель села Трахонеево.
Но продать при своей жизни земли при Успенском-Трахонеево у прямых наследниц Лаврова так и не случилось. Продали её только в 1887 году внуки штабс-капитана, подданные испанской королевы Изабеллы с соответствующей фамилией – Герреро.
Самосознание общины храма того, что она может стать мощной созидательной силой, появилось несомненно благодаря отмене крепостного права в 1861 году. Это ощущение пришло не сразу, только спустя пару десятков лет, когда прослойка наиболее удачливых и рачительных крестьян смогла накопить и большие, и небольшие, но капиталы. Часть из них перешла в купечество, вытеснив с жизненной арены наиболее слабые слои дворянства, инфантильные и фактически разорённые отменой крепостничества. Другая часть оставалась крестьянами, но уже зажиточными и имевшими небольшие относительно свободные деньги. Примером может служить Михей Васильев и Спасского-Павельцево. Именно они и стали инициаторами постройки нового каменного храма в селе Трахонеево.
История строительства каменно храма на месте старого деревянного началась в 1877 году, когда было подано прошение на возведение нового каменного здания церкви. Прошение подали священник Иоанн Кротков и церковный староста крестьянин Иван Малинкин. Проект сооружения подготовил московский архитектор Андрей Николаевич Стратилатов. Освоив первоначальные вложения и закончив каменную пристройку, радетели были вынуждены взять перерыв для сбора средств. Вторым этапом, начавшимся 1881 году, стало строительство двух приделов на месте деревянной трапезной. Произошло это не без помощи богатых купцов, проживавших невдалеке от храма. Последним этапом строительства – колокольни и трапезной, в 1891 году занялся уже другой архитектор, Василий Фёдорович Баранов, а сбором средств занимались уже новый священник Владимир Глаголев и новый церковный староста, московский мещанин Сергей Любочкин. И опять не обошлось без купечества. В 1892 в новом храме состоялась литургия. Так было закончено продолжавшееся 15 лет возведение полностью каменного храмового комплекса Успения Пресвятой Богородицы.
В 1938 году в годы Сталинских репрессий храм закрыли и позже приспособили под литейное производство Химкинского комбината художественных работ. А в первой половине 1930-х годов был разрушен до основания Покровский храм в Ивакино.
В 1996 году была вновь создана община Успенского храма и началось его восстановление практически из руин. В 1997 году состоялась первая служба, а в 2002 году постановлением Правительства Московской области храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Трахонеево отнесён к объектам культурного наследия регионального значения.
При написании доклада в части истории Спасского храма в Павельцево использовались материалы Елены Тюфтяковой.