Доклад протоиерея Владимира Головкова,
настоятеля храма Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове города Москвы на конференции «История земли Долгопрудненской через историю храмов»
Усадьба Виноградово после революции
Вскоре после переворота, уже с конца ноября 1917 года, в подмосковные имения стали приходить представители новой власти в лице председателя и секретаря волостного совета депутатов и заниматься описью и приемом на учет всего недвижимого и движимого имущества.
Главный дом бывшей усадьбы передали военному комитету. В 1927 году санаторий «Долгие пруды» упомянут как лечебное заведение для детей с костным и суставным туберкулезом. Санаторий эвакуировали в начале Великой Отечественной войны. В усадебном доме Германа с 15 ноября 1941 года по 25 января 1942 года располагался штаб партизанского отряда Краснополянского района. Виноградово примечательно и тем, что здесь в 1931 году возникла первая в Советском Союзе дирижаблестроительная верфь.
Изъятие церковных ценностей в 1923 году
В августе 1921 года Патриарх Тихон обратился к народам мира с просьбой помочь России, а также призвал верующих жертвовать деньги и ценности для голодающих. Однако церковный комитет помощи голодающим был распущен советской властью, а собранные им ценности конфискованы.
26 февраля в газете «Известия» было опубликовано постановление ВЦИК об изъятии церковных ценностей в принудительном порядке. В постановлении говорилось, что изъятию подлежат ценности, «изъятие которых не может существенно затронуть самого культа». (Одинцов М. И. Русские патриархи XX века: судьбы Отечества и Церкви на страницах архивных документов. Ч. 1. М., 1999. С. 60). Именно это постановление положило начало кампании по изъятию церковных ценностей — одной из самых трагичных страниц истории Русской Церкви в XX веке.
Изъятие церковных ценностей в Виноградове было произведено 4 мая 1922 года Московской уездной комиссией. Всего было изъято восемь предметов: пять серебряных риз, два серебряных креста и серебряный оклад Евангелия. Общий вес изъятого ─ 26,5 ф. 23 з. (ЦГАМО. Ф. 744. Оп. 1. Д. 67. Л. 107 об). В примечании к протоколу указано, что в октябре 1921 года из храма были похищены серебряный крест весом ½ фута и серебряная чаша. Серебряная дарохранительница была оставлена в храме как изделие «низкого достоинства». (ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 18. Д. 294 в. Л. 14).
В годы Великой Отечественной войны
С первых дней Великой Отечественной войны предприятия Краснополянского района и, в частности, Долгопрудного были переведены на выпуск продукции военного назначения. В усадьбу с приближением немецких войск к Москве переехали из Хлебникова партийные и советские организации района, которые работали в Виноградове до 1959 года. (http://www.himv.ru/history).
Как-то прибегаем из школы (воспоминания 15-ти летняя девочки), взяли коньки — и на Долгий пруд кататься… А вокруг осколки от снарядов наших зениток по льду — цок-цок… Мимо солдаты шли и нам кричат: ’’Девчонки! Вы что, дурочки!? Убьет же!“
На церкви станковые пулеметы установили. У домов бойцы готовились к бою: у храма поставили пушку, а прямо за алтарем лежали снаряды в ящиках… Но к счастью, немцев сюда не пустили — уже через несколько дней началось наше наступление». (На Владимирской церкви уже ставили пулеметы…// Звездный бульвар № 16 (213)).
После того, как Лобня сильно пострадала от бомбежек, в усадьбе разместились все государственные службы поселка
В документе из архива храма раскрываются способы, какими осуществлялись пожертвования, и называются конкретные нужды, на которые перечислялись средства. Согласно документу, жертвовали по трем направлениям:
- На постройку танков самолетов и вообще в фонд обороны.
- На подарки Красной Армии.
- На оказание помощи детям и семьям бойцов Красной Армии.
В таблице отдельно указаны взносы от Церкви и от духовенства. Примечательно, что эти суммы практически равнозначны. За все время войны от Церкви было пожертвовано 51 340 р., от духовенства 46 000 р. Всего ─ 97 340 р.
Несмотря на гонения, значительная часть нашего народа оставалась верной Христу и поддерживала храм в тяжелые моменты. В церковную «двадцатку» села Виноградово в 1944 году входили 16 женщин и четверо мужчин: 12 человек зрелого возраста (от 47 до 63 лет) (больше половины членов «двадцатки»), пять человек среднего возраста (от 30 до 41 года) и трое пожилых (от 67 до 73 лет). Самому старшему члену «двадцатки» было 73 года, а самому младшему ─ 30 лет.
Устройство придела преподобного Сергия Радонежского (1936)
В архиве храма сохранилась копия заявления религиозной общины Сергиевской церкви при деревне Заболотье в земельный отдел Коммунистического района. Заявление составлено непосредственно перед закрытием храма в Заболотье, последовавшим в 1936 году. Члены общины начинают свое обращение в государственный орган с констатации факта: «Согласно извещению инженера землеустроителя Панова В. И. предлагается очистить место, занятое нашим храмом, для нужд ”Дирижабльстроя“» (Заявление о перемещении имущества Сергиевской церкви. Копия. АХВ. Ф.2. Оп.1. Д. 19-7). Дальше кратко раскрывается история вопроса и предлагается решение проблемы, каким оно виделось членам общины: «По этому делу мы раньше запрашивали нашу епархиальную власть, как нам быть и куда перенести храм. Нам епархиальная власть указала слиться с церковной общиной с. Виноградова, которая находится от нас не более, как в трех километрах. Это нас устраивает. Почему церковная община решила забрать всю внутренность храма и предметы, в которых мы будем нуждаться в новом месте, так как виноградовский храм очень беден да и мы такие же, а для устройства нашей общины в с. Виноградово потребуется произвести значительные затраты, на что у нас нет средств». (Заявление о перемещении имущества Сергиевской церкви. Копия. АХВ. Ф.2. Оп.1. Д. 19-7).
Сохраняя преемственность с хуторским храмом, отец Иларион устроил придел во имя преподобного Сергия в северном помещении виноградовской церкви, симметричном по отношению к Никольскому приделу. Иконостасом помещение было разделено на две части: небольшую алтарную и пространство для молящихся. Солеи, как и в Никольском приделе, не было. В приделе слева от иконостаса у окна была помещена также в резном напольном киоте икона святого Иоанна Предтечи с частицей его мощей. В этом же приделе отец Иларион устроил просторные хоры.
Справа от иконостаса главного алтаря храма старец разместил Черниговско-Гефсиманскую икону Божией Матери в напольном деревянном резном киоте, отделив небольшое пространство клироса на солее от основной части храма.
Много трудов положил отец Иларион на то, чтобы Владимирский храм в селе Виноградово приобрел благолепный вид.
Самые высокие места: купол, крест, когда производился ремонт, все просматривалось, контролировалось, а часто и выполнялось 80-летним архимандритом. Забраться по цепи, по куполу к осмотру креста — это только могут люди привычные и молодые, и у многих вызывал боязнь и страх; а батюшка говорил: ”С Божией помощью доберусь, а быть необходимо!“» (Воспоминания об отце Иларионе прихожанки М. Ш. Архив игумена Андроника (Трубачева). Л. 3).
Производил отец Иларион и тяжелые каменные работы: проложил выход из храма через алтарь (была пробита стена толщиной около метра), расширил вход на хоры. Батюшка благоустроил артезианский колодец в ограде храма, поставил над ним железный навес и вставил в боров подшипники.
С устройством придела преподобного Сергия Радонежского завершилось формирование храмового комплекса.
Ремонтные работы в храме в середине XX века.
Имеются фрагментарные сведения о ремонтных работах, проводившихся в храме в середине XX века. В 1954 , 1960 годах производились ремонты храма.
Летом 1967 года, за год до смерти протоиерея Петра, были проведены ремонтно-реставрационные работы по фасадам и интерьерам храма под надзором Бюро по охране памятников архитектуры Московской области. Это были первые работы после реставрации 1915-1916 года, сделанные на серьезном научном уровне. Во время подготовительных мероприятий специалисты провели обследование технического состояния несущих конструкций зданий (стен, сводов, куполов, колонн), крыш, кровель, штукатурки, лепного, белокаменного и штукатурного декора. Работам предшествовали обмеры фасадов церкви, деталей и шаблонов церкви и часовен. В ходе обмерочных работ было выявлено, что большая часть архитектурных профилей сильно искажена позднейшими ремонтами.
При расчистке позднейших покрасок под многочисленными слоями желтых охристых красок был обнаружен первоначальный красный колер, положенный по древней штукатурке. Покраска стен зданий церковного комплекса была изначально выполнена тем же колером что и церковь. Несмотря на прямые доказательства, что здание было первоначально розовым, в связи с невозможностью достать свинцовый сурик, пришлось окрасить церковь в желтый цвет.
Священство в смутные послереволюционные времена
С осени 1918 года настоятелем храма становится священник Виктор Петрович Лебедев.
Протоиерей Константин Сперанский с декабря 1933 года по октябрь 1936 года служил в храм Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове
Схиархимандрит Иларион (Удодов)
Схиархимандрит Иларион (Удодов; 1862–1951) известен большинству православных как хранитель главы преподобного Сергия Радонежского в годы Великой Отечественной войны.
Господь с юных лет готовил Своего избранника к подвигу служения преподобному Сергию. В юном возрасте пришел на Афон, где подвизался около двадцати лет. В Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре принял монашеский постриг.
Вернувшись в Россию, он нес послушание казначея в московском Сретенском монастыре. После закрытия Иоанно-Предтеченской обители на Солянке духовно окормлял ивановских сестер и служил на монастырском хуторе в селе Чернецово. С 1935-36 года до самой кончины батюшка служил в церкви Владимирской иконы Божией Матери в селе Виноградово, где и был погребен рядом с северными дверями храма.
Описываются этапы монашеского пути отца Илариона: выбор монастыря, постриг, особенности послушания отца Илариона. Упоминается и о несчастном случае ─ падении с высоких строительных лесов, после которого он был пострижен в высшую монашескую степень ─ великую схиму.
С 1941 по 1945 год в храме Владимирской иконы Божией Матери схиархимандрит Иларион хранил главу преподобного Сергия Радонежского.
После открытия Троице-Сергиевой Лавры в 1946 году старец архимандрит был назначен помощником наместника Лавры отца Гурия, оставаясь настоятелем в виноградовском храме, нес послушание братского духовника. В Лавре отец Иларион пробыл год с небольшим и снова вернулся в Виноградово.
В свидетельстве о смерти, выданном Виноградовским сельским советом, причиной смерти старца указано правостороннее воспаление легких. (Свидетельство о смерти от 17.03.1951, II-А номер190067. АХВ).
Материалы, собранные об отце Иларионе, легли в основу книги «Подвижник Афона и Москвы», изданной в 2010 году.
При подготовке к докладу использовалась книга священника Владислава Мишина «Храм на Долгих прудах».
* Фотографии из «Энциклопедии Долгопрудного»
Храм Владимирской Иконы Божией Матери в Быково. Тоже Баженов в бОльшей степени.
Здесь чистая готика. В Виноградово только элементы, к тому же скрыты в планировке.