Доклад настоятеля Георгиевского прихода протоиерея Александра Суворкина на конференции «История земли Долгопрудненской через историю храмов»
Тысячелетняя история Православной Руси — это нескончаемая летопись, повествующая о жизни святых обителей и храмов Божиих, которые с верой и упованием возводили наши предки, не мысля своего существования вне дома молитвы. Какие бы испытания ни посещали наше Отечество, будь то Смутное время и польско-литовское нашествие или Отечественная война 1812 гола, православные стремились в первую очередь защитить свои святыни. Как только наступало мирное время, сразу приступали к восстановлению разрушенных или оскверненных храмов и строительству новых.
Древняя земля Подмосковья, свидетельница формирования Московского государства и возрастания могущества Русского царства, особенно богата древними храмами и монастырями. Здесь были сосредоточены великие святыни и неисчислимые сокровища церковного искусства. То был мир, сильный своей целостностью и простотой, зиждившийся на «благоволении благости и делах веры» (2фес.1;11).
Среди особо почитаемых святынь нельзя не упомянуть о храме великомученика и Победоносца Георгия — небесного покровителя Московской области, расположенном в селе Лихачево, прилегающем к городу Долгопрудному.
Почти весь мир чтит святого великомученика Георгия Победоносца. Он именуется победоносцем не только потому, что никогда и никем не был побежден в боях как римский военачальник, но и потому, что открыто иповедуя свою верность Христу, «мужественно победил» все страшные мучения, которым подверг его гонитель христиан император Диоклетиан.
Церковь воспевает св. Георгия как «пленных свободителя, нищих защитителя, немощствующих врача и православных поборника». В древних иконописных подлинниках сохранилось описание наружности святого: «Св. Георгий возрастом млад, подобием темнорус, лицом прекрасен вельми, власы русы из-черна, кудреваты округлены, яко бы стрижены». Согласно житию, Георгий был уроженцем Каппадокии и происходил от знатных родителей. Юношей он вступил в армию и стал блестящим полководцем, достигшим высокого звания на службе у римского императора Диоклетиана. За исповедание христианской веры Георгий был подвергнут жесточайшим мучениям, но перенес их с терпением и мужеством. Его казнили в Никомидии в 303 году. В возрасте 30 лет.
На Руси имя Георгия становится излюбленным у киевских князей. Особенно много для его почитания сделал Ярослав Мудрый, принявший его имя.
День освящения первого на Руси храма св. Георгия 26 ноября/9 декабря 1051 года был отмечен установлением ежегодного празднования этого события. Имя св. Георгия носил основатель Москвы Юрий Долгорукий. Первым великим князем Московским был Юрий Данилович, со времени которого изображение св. Георгия Победоносца стала гербом Москвы и эмблемой Русского государства.
Первое документальное свидетельство о храме святого великомученика Георгия относится к 16 веку. По Писцовым книгам 7081 (1573) года известно, что в селе Гнилуши (Старбеево или Тарбеево), принадлежавшем в то время окольничему князю Петру Ивановичу Татеву, стояла небольшая деревянная церковь «страстотерпца Егория, ней образа, книги, на колокольнице колокола». В 1585 году село-вотчина Аксиньи Михайловской. Под 1623 или 1624 годами значится уже «за вдовою за Марьею Григорьевскою женою Мартемьянова», которая купила его у монахини княжны Ф. Бахтеяровой — Ростовской. После смерти сына вдовы Луки Григорьевича селом владела его вдова Анна с детьми Федором и Михаилом. В 1723 году село приписано было к «госпиталю».
В 1729 году, по указу Верховного Тайного совета, поместье продали с торгов княжне Александре Григорьевне, по мужу Салтыковой, дочери князя Григория Федоровича Долгорукова, сподвижника Петра 1. В 1762 А.Г. Салтыкова продала село родному племяннику Александру Алексеевичу Долгорукому.
Церковь во имя великомученика Георгия в ту пору была деревянная, со всей церковной утварью и большим количеством икон, но очень ветхая. В 70-е годы 18 столетия храм был перенесен ближе к деревне Лихачево на погост, вдали от жилья, и отстроен заново «с прибавкою нового леса». Церковь из дуба и мореной сосны срублена в «обло», т.е. без единого гвоздя. Состоит из одноглавого невысокого четверика, завершенного четырехскатной железной кровлей, над которой возвышается обшитый железом восьмигранный глухой барабан с луковичной главой на круглой шее. Металлический ажурный крест с цепями и «сиянием» принадлежит концу 17 — началу 18 века. С востока к основному объему примыкает более узкий, квадратный в плане алтарь с трехскатной кровлей, с запада — одинаковая с храмом по ширине трапезная, вытянутая с востока на запад, завершенная железной кровлей. Освящен храм 15/28 декабря 1774 года. Со слов старожилов, в годы Отечественной войны 1812 года Георгиевский храм подвергся поруганию – «в храме нашем Наполеон лошадей ставил». Шли годы. Село меняло хозяев, и в 1852 году Гнилушам владел уже князь А.Д. Львов, статский советник, потомок (30-е колено) Рюрика. Неоднократно, судя по кладовым книгам, перестраивалась и сама церковь.
В годы гонений храм был закрыт, имущество разграблено. В 1946 году церковь возвратили верующим. Настоятелем был назначен протоиерей Николай Иванович Рафальский (1896-1967 гг.). Он, едва родившись, чуть не умер от асфиксии (удушья), но мать сильно молилась, в душе посвящая его Богу, и он выжил. Получив высшее экономическое образование, Николай Иванович долгое время служил в военных . Будущий пастырь отличался весьма слабым здоровьем; тяжела заболев в очередной раз, он дал обет Богу в случае выздоровления стать священником. После Великой Отечественной войны, в 1946 году, этому обещанию суждено было исполниться, и Георгиевский храм получил нового настоятеля. Отец Николай прослужил здесь девять лет. При нем церковь была отреставрирована: обшита «вагонкой», внутри обновлена роспись. Благодаря неустанным трудам на благо прихода, батюшка стяжал большой авторитет среди местного населения.
В период усиления гонений на веру, когда нормой стали заявления типа: «Борьбу с религией нужно не только продолжать, но усилить всеми возможными средствами», 23 июня 1961 года храм был закрыт согласно резолюции Мытищинского райсовета №21/3 от11.06.61г. В 1974 году Георгиевская церковь взята под охрану государства как памятник деревянного зодчества. Но это не спасло ее от разрушения: прохудилась крыша, начали гнить полы и стены, пропали иконы, книги, другая церковная утварь. Согласно распоряжению Мосгорисполкома № 2302р от 16.12.76г. памятник предполагалось перенести с места его существующего расположения в центр г. Долгопрудного. Указанным распоряжением принято к сведению согласие Министерства культуры РСФСР (письмо от 11.06.76 г. №123-14 ) на перенос церкви и дома причта из с. Лихачево на другой участок, в целях организации городского музея с реставрацией строений и благоустройства прилегающей территории. Главное управление охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры РСФСР письмом от 06.02.87 г. №17/25/08, рассмотрев вопрос переноса церкви, сообщило о целесообразности ее сохранения в исторической среде.
Изменение в судьбе Георгиевской церкви наступили в 1988 году, когда праздновалось 1000-летие Крещения Руси. Храм был возвращен верующим, а его настоятелем стал протоиерей Владимир Симаков (1937-2003гг.). 5 ноября 1988 года состоялось первое богослужение. В 1989 году началась реставрация церкви Храм Святой Троицы Георгия Победоносца, а также строительство дома причта с храмом Святой Троицы (архитектор — В.В.Овчинникова).
Много сил и личных средств, вырученных от продажи своих картин, батюшка вложил в это богоугодное дело. И всегда верной спутницей и помощницей была его супруга — матушка Антонина Ивановна Симакова.
В 1997 году протоиерей Владимир Симаков, который уже тогда страдал тяжелым онкологическим заболеванием, принял решение построить большой собор. В декабре того же года приступили к строительству нового трехъярусного храма в честь иконы Божией Матери по проекту архитектора В. И. Ненарокова. В апреле 1999 г. архиепископ Можайский Григорий отслужил Божественную литургию и молебен и заложил камень в основание алтарной части храма.
Увенчанный по замыслу авторов 33 куполами, по числу лет земной жизни Христа, устремленный в высоту более чем на 50 метров, вмещающий больше тысячи человек, Казанский храм радует каждого, кто удостоится видеть его, въезжая в Долгопрудный по Лихачевскому шоссе или проплывая мимо по каналу им. Москвы.