О коллекции негативов Г.Н. Малиновского

127
Буковецкий Евгений Иосипович. 1866—1948 Фотограф-любитель. 1894 Живопись Холст, масло. 66,5 х 74,5 Государственная картинная галерея, Одесса
Буковецкий Евгений Иосипович. 1866—1948 Фотограф-любитель. 1894 Живопись Холст, масло. 66,5 х 74,5 Государственная картинная галерея, Одесса.

О Григории Николаевиче Малиновском практически ничего неизвестно. Инженер-путеец, дворянин, посвятивший всю свою жизнь железной дороге. И до, и после революции 1917 года он служил на Павелецком направлении и жил на территории современного города Видное. По трагическому стечению обстоятельств железная дорога стала и причиной его гибели – он умер, попав под колёса паровоза. Себя же он называл скромно – фотограф-любитель.

Коллекция стеклянных негативов Малиновского включает 284 стереопластинки и 4 обычных фотопластинки различной степени сохранности, в основном удовлетворительного и хорошего состояния.

После тщательного изучения его фотографического наследия появились дополнительные сведения о Малиновском. Среди его фотографий обнаружилось несколько видов города Саратова. Благодаря помощи саратовского краеведа Артёма Пузанова выяснилось, что саратовских фотографий гораздо больше, чем предполагалось ранее. Поиск по саратовским и железнодорожным справочникам 1898-1904 гг. оказался успешным лишь отчасти. Сам Георгий Николаевич в справочниках отсутствовал, но, предположительно, был найден его отец, Малиновский Николай Николаевич, отставной артиллерии поручик, заместитель начальника счетного отдела в Саратовском управлении Рязано-Уральской железной дороги. Косвенным подтверждением этого факта можно считать одну из фотографий Г.Н. Малиновского, на котором запечатлён пожилой господин в мундире поручика. Помимо этого фото пожилой господин нередко встречается на фотографиях, которые можно отнести к семейным.

Тем не менее, Г.Н. Малиновский также имел прямое отношение к Рязано-Уральской железной дороге, что подтверждает документ, случайно оказавшийся в ящике с негативами и множество негативов, относящихся к железнодорожной тематике и непосредственно к Рязано-Уральской железной дороге — станции и сооружения, мастерские, паровозы, мосты и даже железнодорожные катастрофы.

Помимо железнодорожной темы в архиве Малиновского присутствует значительное количество негативов с изображениями монастырей и святынь, в основном Нижегородской губернии. По всей вероятности Малиновский путешествовал по этим местом, впрочем как и бывал в Крыму, что также зафиксировано на его фотопластинках. Значительное место занимают и фотоснимки, сделанные в Саратове – панорамы города с Волги и с возвышенностей, виды отдельных зданий, храмов, улиц.

Судя авторской датировке некоторых негативов, стало понятно, что Г.Н. Малиновский жил в Саратове примерно до 1906 года, после чего переехал в Московскую губернию – с этого года в его портфолио стали появляться фотографии подмосковных городов и железнодорожных станций.

К сожалению, примерно половину из почти трёхсот фотоснимков атрибутировать не представляется возможным. В основном это виды природы, дачные зарисовки, семейные фото и сельская местность – нет никаких визуальных ориентиров, позволяющих определить место съёмки. Также осталась не определена небольшая часть фотографий с изображениями церквей и монастырей.

Отдельно хочется отметить удивительные совпадения фотоснимков Малиновского и фотооткрыток, выпущенных в те же времена. Например, существует несколько фотографий, совпадающих с ракурсами классика дореволюционной фотографии, нижегородца Максима Петровича Дмитриева, выпустившего огромную серию почтовых открыток с видами Волги и приволжских городов. То ли любитель Малиновский намеренно повторил ракурсы профессионала Дмитриева, то ли невольно, по наитию – сейчас установить сложно.

Фрагмент фото Г.Н. Малиновского
Фрагмент фото Г.Н. Малиновского

Фото Г.Н Малиновского
Фото Г.Н Малиновского

Фото Г.Н. Малиновского
Фото Г.Н. Малиновского

Вторым удивительным совпадение является открытка с фотографией также саратовского фотографа Вячеслава Васильевича Мизеровского, который в 1895 году переехал в Саратов на службу в управление Рязано-Уральской железной дороги. По его фотографиям в начале XX века было выпущено около 200 открыток.

Открытка по фотографии В.В. Мизеровского
Открытка по фотографии В.В. Мизеровского

Фото Г.Н. Малиновского
Фото Г.Н. Малиновского

 

Вполне можно предположить, что Мизеровский и Малиновский были знакомы, благо работали в одном учреждении и имели одно увлечение. И Малиновский в своём увлечении стереофотографией оказался не одинок — в архиве Мизеровского также находится немало стереоснимков.

Существует стереонегатив Малиновского, запечатлевший группу фотографов на природе. Обратите внимание на две детали. Первая — в сюжете фотоснимка на самом деле присутствуют не два фотоаппарата, а три — стерефотоаппарат с двумя объективами рядом с худощавым господином, обычный фотоаппарат рядом с мальчиком и третий — фотоаппарат Малиновского, с которого и был сделан снимок. Что можно говорить о некоторой компании фотографов, вероятно саратовских.

Вторая деталь —  худощавый  господин сильно напоминает Мизеровского. Вот автопортрет Мизеровского:

А вот увеличенный фрагмент с худощавым господином:

Похожи, не правда ли?

Перенимая ли опыт коллег по увлечению фотографией, копируя ли работы ставшего на тот момент классиком фотографии М.Д. Дмитриева или других фотографов, Григорий Николаевич достиг определённых успехов в фотоделе. Некоторые фотоснимки Малиновского раскрывают его как фотографа, хорошо владеющего своим аппаратом и умеющего делать снимки довольно высокого художественного уровня.

Как рассказывалось ранее, основная часть фотоматериалов представляет собой стереоснимки, в те времена считавшиеся новым шагом в фиксации действительности и ставшие первым шагом к современной виртуальной реальности. Искусство стереофотографии имеет свою специфику. Необходимо правильно выстроить кадр – передний, средний и задний планы для более полного ощущения объема. Нередко Малиновскому удавалось делать замечательные кадры, полностью раскрывавшие сущность стереофотографии.

Обидно, что нам так и не удалось понять, есть ли в коллекции Малиновского его изображения. На фотографиях множество молодых людей, но кто из них может быть Малиновским остаётся загадкой. Один из негативов мог бы решить эту задачу, он подписан «Я и Люся», но фотослой стеклянной пластины чрезвычайно сильно пострадал от влаги.

В целом коллекция негативов Малиновского представляет собой срез жизни Российской Империи на протяжении короткого промежутка времени, всего 3-4 лет.  Настоящая история без учебника, которую лучше один раз увидеть.

Согласно условиям дарения, все негативы Г.Н. Малиновского отсканированы и выложены в свободный доступ на нашем сайте. Для удобства ознакомления  с коллекцией изображения поделены на условные группы и часть фотографий снабжена как текстовыми, так и визуальными пояснениями. 

Выражаем отдельную благодарность за помощь в атрибуции фотографий саратовскому краеведу Артёму Пузанову и сайту «Фотографии старого Саратова«, откуда брались идеи и подавляющее большинство поясняющих фотографий.