Художник Дмитлага В.Н.Ёлкин

19

Василий Николаевич Ёлкин родился 10 марта 1897 года в деревне Крылатки на берегу Москвы-реки, невдалеке от легендарного Бородино. Отец его работал краснодеревщиком на обойной фабрике в Москве и в 1911 году он отвел подававшего надежды сына в школу рисования при типографии И.Д. Сытина.
Через три года, на выставке 1914 года, семнадцатилетний юноша предоставил свою работу – пейзаж. Успех превзошёл все ожидания. Помимо того, что работа была отмечена денежной премией организаторами выставки, картину была тут же продана за 50 рублей, что по тем временам считалось весьма приличными деньгами.
В 1916 году В.Н. Ёлкина мобилизовали в армию. Так он попал на Первую мировую войну.
После революции 1917 года Ёлкин в рядах Красной Армии участвовал в боях на Деникинском фронте, а затем в Поволжье и на Украине. По возвращении в Москву в 1924 году был принят во ВХУТЕМАС в класс В.А. Фаворского, где вновь встретился со своим прежним учителем С.В. Герасимовым и продолжил у него обучение. Параллельно с учебой он работал в издательстве «Новая Москва», был организатором общества «Октябрь», работал там вместе с Александром Дейнекой, Диего Риверой, Сергеем Эйзенштейном, Альфредом Куреллой, Густавом Клуцисом и другими художниками различных областей искусства.
На рубеже 1920-х–1930-х годов творчество Василия Николаевича Ёлкина пользовалось широкой известностью. Он участник Международной выставки прессы в Кельне (1928), Первой выставки объединения «Октябрь» в Москве (1930), Антиимпериалистической выставки (Москва, 1931), первой всесоюзной выставки плаката «Плакат на службе пятилетки» (Третьяковская галерея, 1932), Международной выставки плаката в Льеже и Вервье (Бельгия, 1932).
В 1928 и 1929 годах В.Н. Ёлкин, будучи техническим редактором Агитпропа, работал вместе с Густавом Густавовичем Клуцисом.
Начало тридцатых годов для В.Н. Ёлкина были очень активными и продуктивными. Именно в этот период и были созданы самые интересные и известные его плакаты.
Жизнь художника складывалась вполне удачно: известность, востребованность, устроенность личной жизни… Но досадная техническая оплошность круто изменила жизнь Василия Николаевича.
В 1934 году В.Н. Ёлкин предложил оформить брошюру с речью Сталина в трёх цветах, в стиле французских импрессионистов. В результате то ли неправильно подобранных красок, то ли качества бумаги, то ли нарушения технологического процесса, краски расплылись, картинка оказалась смазанной и совсем не соответствовала задумке.
Тираж отправили под нож, а художника и нескольких других руководителей типографии повесткой вызвали на Лубянку.
В.Н. Ёлкин был осуждён по статье 58, пункту 10, за антисоветскую пропаганду. Дали 3 года лагерей.
Статья 58-10. Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву, ослаблению советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений (ст.ст. 58-2-58-9), а равно распространение, изготовление или хранение литературы того же содержания влекут за собою лишение свободы не ниже шести месяцев.
Ёлкина отправили в Дмитлаг. Первоначально его определили в Темпы, где ему пришлось потолкать неподъёмную тачку, работая в котловане. Однако Василию Николаевичу повезло. Начальник Дмитлага Семён Григорьевич Фирин, бог и царь Дмитлага, привечал людей искусства. Выступая своеобразным меценатом, он собирал талантливых людей под крыло КВО (культурно-воспитательных отделов), разбросанных по участкам строительства канала. Ёлкин же попал в Дмитров, в Центральный КВО всего строительства, где и занялся тем, чем занимался всю жизнь, начиная с отрочества – рисованием. Уже к сентябрю 1934 года В.Н. Ёлкин вместе с Я.И. Французовым оформили журнал «Москваволгострой».
Василий Николаевич принял участие в оформительской деятельности Дмитлага. За время нахождения в лагере он активно работал в издании литературно-художественного журнала «На штурм трассы», редактором которого стал сам Фирин.
Во время работы Ёлкина в Центральных художественных мастерских, Василий Николаевич сдружился с другим художником, Константином Станиславовичем Соболевским.
Наивысшим успехом творчества В.Н. Ёлкина в Дмитлаге стала совместная работа со своим непосредственным начальником, Глебом Сергеевичем Куном и со своим другом, Константином Соболевским – плакат «Канал Москва-Волга открыт!»
По окончании трёхлетнего срока заключения Ёлкина оставили вольнонаёмным в системе Дмитлага, но сокращение штатов, предваряющее окончание строительства канала, спасло его от расстрела.
В конце тридцатых годов В.Н.Ёлкин много работал над плакатом в Изогизе. За тридцать лет работы было издано более 50 его плакатов, особенно удачные из которых оформлялись в виде открыток. Во время Великой Отечественной войны одновременно с работой над военным плакатом В.Н. Ёлкин по направлению МОСХа работал художником на заводе им. Владимира Ильича, оформляя иллюстрированные агитационные стенды, содержание которых менялось еженедельно; командировался в колхозы Оренбургской области, организовал школу рисования по образцу Сытинской школы в 1-й Образцовой типографии.
После войны Василий Николаевич увлёкся иллюстрированием детской книги. Работает с Борисом Житковым, Ниной Павловой. Иллюстрировал книги Михаила Пришвина «Лисичкин хлеб» и «Журка», рисунки которых очень понравились автору. Эти книги издавались и за рубежом.
Василий Николаевич прожил очень длинную жизнь. Он умер 12 января 1991 года, не дожив совсем немного до 94 лет.

Подробнее о В.Н.Ёлкине можно прочесть здесь.