Жбанкова Е. В.: Региональные музейные коллекции как основной источник знаний об истории культуры России

994

Е. В. Жбанкова (Москва)

Региональные музейные коллекции как основной источник знаний об истории культуры России

Аннотация. В учебный план факультета иностранных языков и регионоведения МГУ им. М. В. Ломоносова входит выездная  практика, во время которой студенты изучают Россию, в том числе и провинциальные музеи. О состоянии, перспективах и проблемах музея Н. Бенардоса в Ивановской области, музея А. Герасимова в  Тамбовской области и Борисоглебского историко-художественного музея  в Воронежской области идет речь в данном докладе.

Ключевые слова: практика, студенты, провинциальный музей, усадьба, проблемы, регион, перспективы

E. V. Zhbankova (Moscow)

Regional museum collections as the main source of knowledge about history of Russian culture

Annotation. The curriculum of the Faculty of Foreign Languages and Area Studiesof  the Lomonosov Moscow State University includes onsite practice, during which students study Russia, including the local museums. The present report is dedicated to the analyses of the current state, prospects and problems of the Museum of N. Benardos in the Ivanovo Region, the Museum of A. Gerasimov in the Tambov Region and Borisoglebskii History and Art Museum in Voronezh Region.

Key words: practice, students, local museums, mansion, problem, region, prospects.


В учебный план факультета иностранных языков и регионоведения МГУ им. М. В. Ломоносова включена обязательная выездная регионоведческая практика для студентов II курса. Летом, после окончания сессии, студенты группами в 20-25 человек едут в разные регионы России с целью их подробного изучения.

Одной из самых главных задач, стоящих перед студентами во время практики, является задача ознакомления с работой провинциальных музеев, о существовании которых большинство из них до поездки даже не подозревают. Кроме того, студенты в обязательном порядке в своих письменных работах должны высказать пожелания и рекомендации по оптимизации деятельности музеев для их дальнейшего перспективного развития.

Основными направлениями регионоведческих практик 2014-2016 гг. стали город Иваново и Ивановская область, город Воронеж и Воронежская область и город Тамбов и Тамбовская область.

Во время практики студенты посетили значительное количество различных музеев трёх областей. В их число входили как крупные краеведческие музеи и картинные галереи, широко известные в стране, так и небольшие, но не менее интересные и значительные музеи, расположенные в районных городах и посёлках. Так, в данной статье будет уделено внимание трём музеям: музею Н. Н. Бенардоса в г. Лух Ивановской области, историко-художественному музею в г. Борисоглебске Воронежской области и музею-усадьбе А. М. Герасимова в г. Мичуринске Тамбовской области.

Лух – одно из древнейших поселений Ивановской области, получивший свой герб в 1785 г. На червлёном поле изображена золотая лестница, означающая, что городу дарованы средства для восхождения на вершины благосостояния. В 2005 году герб был частично изменён. В новом  геральдическом описании герба говорится: «В червлёном поле золотая лестница в левую перевязь, в лазоревой главе – расторгнутый серебряный пояс с заостренными концами обеих частей, между которыми – касающаяся их золотая восьмилучевая звезда» — символ того, что Лух – родина электросварки[1].

В 1981 году по решению ЮНЕСКО весь мир торжественно отметил 100-летие изобретения электросварки. Первым в мире электрическую дуговую сварку осуществил Николай Николаевич Бенардос. Он является создателем основных видов электрической дуговой сварки, а также контактной сварки, получивших развитие в современной промышленности[2].

Николай Николаевич Бенардос родился в 1842 году в семье военного.  В 1867 году Бенардос побывал в родовом поместье матери в Лухе, где познакомился со своей будущей женой и после женитьбы остался в этих краях. На перешедшем к нему от матери лесном участке, он выстроил помещичью усадьбу «Привольное». При усадьбе были двухэтажный дом, большой фруктовый сад и оранжерея, а также хорошо оборудованные слесарные, механические, деревообделочные мастерские и кузница.

В 1873 году Бенардос взялся за осуществление идеи постройки колёсного парохода-вездехода. Весной 1877 года пароход «Николай» был спущен на воду у Болдыревой пустыни, в трёх километрах от Луха. Для испытания своей модели изобретатель предпринял многокилометровое путешествие по рекам Луху и Клязьме вплоть до Гороховца. Затем судно было доставлено в Санкт-Петербург. Однако новый вид транспорта остался без внимания чиновников и промышленников. В дальнейшем пароход был продан на слом и разобран на дрова[3].

В середине 1870-х годов Бенардос знакомится с инженером и изобретателем Андреем Бюксенмейстером, основавшим в 1878 году неподалёку от Кинешмы завод по производству аккумуляторов, угольных изделий и электродуговых ламп (ныне завод «Электроконтакт»). Дружба с Бюксенмейстером способствовала изобретательской деятельности Николая Бенардоса. Владелец завода снабжал его химическими источниками тока, электроуглями и другими необходимыми материалами. Бенардос получил возможность экспериментировать с электрической дугой, работать в области изыскания конкретных направлений практического использования электричества. В конечном счёте, и была изобретена электросварка[4].

В июне 1981 года в Лухе был открыт музей Н. Бенардоса. В праздновании принимал участие президент Академии наук СССР А. П. Александров и летчик-космонавт В. Н. Кубасов, первым применившим сварку металлов в космосе.

В 1998 году музей получил юридическую самостоятельность и стал муниципальным. Сейчас музей обладает уникальной коллекцией, состоящей из 1500 единиц хранения. В экспозиции выставлен 241 предмет, самыми ценными экспонатами которой являются рукописи и альбом подлинных чертежей Бенардоса с его автографами[5].

После знакомства с музеем студентами были высказаны предложения по его дальнейшему развитию.

Следующий музей, о котором пойдет речь, это историко-художественный музей в городе Борисоглебске Воронежской области.

Основание Борисоглебского историко-художественного музея следует отнести ко второму десятилетию XX века. Для города этот период отмечен развитием промышленности, открытием новых учебных заведений, библиотек, книжных магазинов, кинематографа. В городе Борисоглебске с инициативой создания городского школьного музея выступил учитель 3-го городского начального мужского училища И. Овцынов[6].

Разрешение об открытии музея было получено 30 июня 1912 года, а к 1914 году в инвентарной книге музея уже насчитывалось несколько сотен единиц хранения. После 1917 года поступательное развитие музея было прервано гражданской войной. Город несколько лет пребывал на военном положении, поскольку находился то во фронтовой полосе, то в эпицентре мятежей и восстаний. Только с 1923 года  начинается возрождение городского музея.

С 1 октября 1930 года Борисоглебск перешёл на положение города областного подчинения, поэтому музей стал именоваться городским краеведческим музеем. Качественно новый уровень работы музея связан с его переездом в конце 1980-х годов  в новое современное здание. На площади более 1600 кв. м представлены отделы природы, археологии и средневековья, истории XIX века, современности[7].

В 1987 году отдел изобразительного искусства Борисоглебского краеведческого музея принял своих первых посетителей, а в 2001 году состоялось торжественное открытие картинной галереи имени П. И. Шолохова. С этого года музей получил статус историко-художественного, а также статус крупного научно-просветительского центра Воронежского Прихоперья.

Студентам более всего запомнилась выставка «Декабристы ‑ первые борцы за свободу», являющаяся постоянно действующей экспозицией в доме Р. К. Вейса. Выставка была открыта в 1918 году С. М. Волконским.

С. М. Волконский занимает особое место в русской культуре: крупный театральный деятель, искусствовед, литератор, критик и мемуарист. Он  был крупным землевладельцем Борисоглебского уезда Тамбовской губернии (ныне Воронежская область), владел 12 757 десятинами земли, имел дом в Борисоглебске, в котором довольно долго жил[8]. Принимал активное участие в общественной жизни города, являлся председателем съезда мировых судей, почётным мировым судьей. В сентябре 1914 года в его доме был устроен лазарет для раненых. Газета «Борисоглебский листок» отмечала заботливое отношение Волконского к раненым: для них князь выписывал столичные газеты, купил струнные музыкальные инструменты, шашки, лото[9].

Яркой страницей деятельности С. М. Волконского в Борисоглебске явилось открытие весной 1918 года выставки, посвящённой декабристам, из материалов семейного архива. На ней были представлены картины, портреты, рисунки, документы, а также личные вещи: папки, часы, подсвечник, стол, кресло, ноты. Усилиями Волконского в одной из типографий города был отпечатан тираж каталога выставки, являющийся теперь библиографической редкостью. В 2014 году тиражом в 200 экземпляров каталог был напечатан в Борисоглебске с полным сохранением стиля и оформления 1918 года[10].

Изначально все документы и материалы выставки находились в Павловке Тамбовской губернии, родовом имении Волконских. В 1918 году Волконский, опасаясь погрома имения, перевёз музейные предметы в Борисоглебск. Под названием «Декабристы – первые борцы за свободу» выставка была развёрнута в Народном доме[11]. В том же году выставка была вывезена в Москву и представлена в Коллегию охраны памятников Музейного отдела Наркомпроса. В течение долгого времени она находилась в подвалах Румянцевского музея.

В предисловии к каталогу первой в России «Выставки декабристов» говорится: «Да послужит она назиданием для тех, кому дороги прошлая и будущая судьбы нашей родины. Она ознакомит народ с одною из самых трогательных страниц русского революционного движения и послужит посильной данью уважения первым в России борцам за свободу»[12].

Ныне эта выставка почти полностью представлена в постоянной экспозиции Борисоглебского историко-художественного музея. В 2014 году новая экспозиция музея (автор А. В. Аксенов) под названием «Сибирский коридор» (название дано С. М. Волконским) стала победителем ХI грантового конкурса музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире» благотворительного фонда В. Потанина в номинации «Технологии музейной экспозиции».

Работа по созданию современной экспозиции длилась 12 месяцев. В результате она заняла три зала музея и парадную лестницу, на которой находится большой портрет князя Волконского. В первом зале представлена реконструкция выставки «Декабристы – первые борцы за свободу», во втором воссоздан кабинет князя С. М. Волконского, а в третьем — гостиная хозяина дома, гласного Борисоглебской городской думы, аптекаря К. Вейса[13].

Возрожденная «Выставка декабристов» стала своеобразным памятником сложного и противоречивого времени. К сожалению, город Борисоглебск не является центром туристического интереса, как, впрочем, и большинство небольших провинциальных городов России. Однако по количеству историко-культурных достопримечательностей и уникальных материалов, Борисоглебск превосходит многие крупные города. К тому же, в историко-художественном музее сложился необыкновенно дружный коллектив сотрудников-энтузиастов, только благодаря усилиям которых сегодня можно прочесть малознакомые страницы истории отечественной культуры.

Третий музей, о котором пойдёт речь, это музей-усадьба Александра Герасимова, жемчужина Тамбовского региона, находящийся в городе Мичуринске (бывшем городе Козлове).

Музей был открыт в доме, выстроенном отцом художника, Михаилом Софроновичем, в котором А. Герасимов провёл свои детские и юношеские годы с 1886 по 1903 г.

В 1977 году, в память о заслугах Герасимова, бывший дом художника приобретает статус мемориального дома-музея, а с 1988 года — музея-усадьбы[14].

К 100-летию со дня рождения А. М. Герасимова на территории усадьбы был открыт выставочный зал общей площадью свыше 800 кв.м. – интересное в архитектурном плане здание, напоминающее раскрытую книгу.

Здесь сейчас представлено самое большое собрание произведений Герасимова, которое имеется в нашей стране ‑ 141 полотно, среди которых «Дворик в Козлове», «Тройка», «Март», «Мастерская в Мичуринске», «Крайняя изба», «Портрет Н. Гиляровской», «Портрет искусствоведа В. Лобанова» и др. 

Из этих 141 произведения 54 были подарены Герасимовым лично Мичуринскому краеведческому музею, а 87 произведений собрала со всей страны Тамара Воронова,  директор музея А. М. Герасимова[15].

В доме художника доступны для осмотра пять его комнат. В них размещены мебель конца XIX — начала XX в. и предметы обихода, к примеру, радиоприемник, подаренный художнику его близким другом К. Е. Ворошиловым. В двух первых комнатах расположенных на первом этаже дома-музея, находится документальная экспозиция, отражающая детские и юношеские годы художника Герасимова, его учёбу, а также годы его творчества в Козлове. В витринах выставлены документы из архивов, фотографии и биографические материалы, свидетельствующие о жизни художника[16].

Чтобы попасть на второй этаж дома-музея, нужно подняться по крутой лестнице, сделанной из дерева, и пройти мимо парадного входа. В столовой, которой служила комната на втором этаже, размещена коллекция, повествующая о творческом и жизненном пути Герасимова, начиная с 1925 года. Здесь же можно увидеть фотографии известных произведений художника, оригиналы которых находятся в различных музеях нашей страны.

Из столовой через створчатую дверь можно попасть в просторный зал, его четыре больших окна делают это помещение очень светлым. В этом зале в 1942 году пили чай Герасимов и член ГКО Ворошилов Климент Ефремович, который по пути на фронт заскочил к другу в гости, о чём свидетельствует мемориальная табличка на фасаде дома[17].

Украшением гостиной является резной мебельный гарнитур, выполненный в стиле модерн, на стене находится портрет матери художника работы 1936 года. Также на стене висит графический портрет самого художника Герасимова, написанный в 1944 году Г. Верейским.

Выйдя из музея, его посетители оказываются во дворе мемориальной усадьбы. Не её территории до сих пор находятся сохранившиеся хозяйственные постройки: сарай для карет, погреб и амбар, который был переделан под мастерскую художника. До мастерской, расположенной в глубине двора, можно дойти по вымощенной булыжным камнем дорожке.

Рядом с мастерской была восстановлена терраса, где работал художник во время своих приездов в Мичуринск. На этой террасе был создан пейзаж Герасимова «Мокрая терраса. После дождя», признанный лучшим в творчестве художника[18].

Удачное сочетание купеческого дома и современного выставочного зала привлекает внимание не только туристов нашей страны и  зарубежья, но и музейных работников-профессионалов. Самую высокую оценку музею-усадьбе А. М. Герасимова дала генеральный директор Государственного музея-заповедника «Петергоф» Е. Я. Кальницкая. Когда летом 2013 года она в сопровождении директора Тамбовского областного краеведческого музея ехала в Мичуринск, то в разговоре с ним сказала: «И куда вы меня везёте? Мичуринск ‑ маленький провинциальный городок, да и Герасимов известен лишь тем, что писал Ленина и Сталина». А когда для неё директором Вороновой была проведена экскурсия по мемориальному дому, по усадьбе, а затем по постоянной экспозиции, то Кальницкая воскликнула: «Да вы понимаете, какой музей вы создали?! Ведь это Клод Моне!». И тут же открыла планшет и показала усадьбу французского художника в Париже, также утопающую в цветах. После посещения музея, она, восхищаясь, рассказывала в областной администрации о том, что увидела в Мичуринске в музее А. М. Герасимова[19].

Сегодня музей, по словам его сотрудников, также широко востребован молодёжью трёх университетов ‑ Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина, Липецкого государственного педагогического университета, Мичуринского государственного аграрного университета. Студенты этих вузов с удовольствием, и нередко, посещают экспозицию. Приезд студентов-регионоведов из МГУ имени М.В. Ломоносова был воспринят работниками музея с радостью. Когда студенты попросили сотрудников поделиться проблемами, мешающими дальнейшему развитию музея, то главной проблемой было ожидаемо названо отсутствие достаточных денежных средств.

Если делать общие выводы по состоянию и возможностям перспективного развития провинциальных музеев, предложенных студентами в своих письменных работах, то при всей разнице в положении дел в охарактеризованных музеях, их насущные проблемы и возможная оптимизация, предложенная студентами в своих письменных работах, выглядят примерно одинаково.

К главным проблемам, в первую очередь, относятся реальные материальные проблемы музеев. Студенты, видя их, в качестве предложений по улучшению благосостояния рекомендуют искать спонсоров, из числа известных людей, уроженцев данной местности: бизнесменов, политиков, представителей шоу-бизнеса, популярных актеров и пр. Никто из студентов не предложил добиваться дополнительных средств из госбюджета и от муниципальной власти, предполагая, что это бесполезно.

В качестве предложений по улучшению кадровой ситуации в музеях студенты высказались как за суммарное увеличение количества сотрудников, так и за стремление заполнить появившиеся новые рабочие места выпускниками вузов с профильными специальностями: историками, архивистами, музееведами и пр. Их предложили искать в первую очередь в областных государственных университетах: Ивановском, Воронежском и Тамбовском. Никто из студентов МГУ, присутствующих на практике, желания приехать на работу в музей после выпуска не изъявил.

Третий недостаток, обнаруженный студентами в работе музеев, состоял в их малой технической оснащенности. По мнению студентов, только наличие новейших технологий может в действительности оптимизировать музейную деятельность.

Подводя общий итог, с уверенность можно сказать, что ознакомление с работой провинциальных музеев во время выездной регионоведческой практики, позволяет не только получить необходимые студенту-гуманитарию дополнительные знания, которые невозможно приобрести в университетской аудитории, но и привить им серьезные патриотические чувства и желание пытаться что-либо изменить в лучшую сторону в российской действительности.


[1] Из материалов обзорной экскурсии по музею, проведенной директором Ширшовой Г. И.  Июнь, 2015.

[2] Корниенко А. Н. История сварки. XV-XX вв. Киев, 2004. С. 54

[3] Чеканов А. А. Николай Николаевич Бенардос (1842-1905). М., 1983. С. 17

[4] Там же. С. 76.

[5] Из материалов обзорной экскурсии по музею, проведенной директором Ширшовой Г. И.  Июнь, 2015

[6] Зайцева А. А, Кригер Л. В. Историко-культурное наследие Борисоглебской земли. М., 1994. С. 93

[7] Из материалов обзорной экскурсии по музею, проведённой директором Апальковым Ю.А.  Июнь, 2016

[8] Зайцева А. А, Кригер Л. В. Указ соч. С. 126

[9] Там же. С. 127

[10] Выставка Декабристов – первых борцов за свободу. Каталог. Борисоглебск. Апрель 1918 г.

[11] Волконский С. М. Воспоминания. М.: Искусство, 1994. С. 196.

[12] Выставка Декабристов – первых борцов за свободу. Каталог. Борисоглебск. Апрель 1918 г. С. 4

[13] Кончин Е. Приключения «Музея декабристов» // Турист, 1990, 12 декабря

[14] «Мичуринская правда», 2014, 6 сентября.

[15] Михайлова Е. Александр Михайлович Герасимов. Мичуринск, 2011. С. 7

[16] Воронова Т. И. Музей двух художников. Мичуринск, 2014. С. 82

[17] Из материалов обзорной экскурсии по музею, проведённой директором Вороновой Т. И.  Июнь, 2016

[18] Там же.

[19] Мичуринская правда», 2014, 6 сентября