Канал имени Москвы (в момент строительства и до 1947 года – канал Москва-Волга) соединил реку Волгу с Москва-рекой.
Решение о его строительстве было принято в 1931 году, непосредственно строительство проводилось в период с 1932 по 1937 год.
В 1932 году сооружение канала было поручено ОГПУ и в сентябре того же года был образован Дмитровский исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ) – ДмитЛаг с местом дислокации в городе Дмитров Московской области, просуществовавший до 1938 года.
На строительстве канала трудились как заключенные, так и вольнонаемные рабочие. По официальным данным, имеющимся на данный момент, всего во время строительства комплекса сооружений канала Москва-Волга погибло более 22 тысяч заключённых.
Канал им. Москвы является одним из крупнейших гидротехнических сооружений в мире. Он обеспечивает около 60% потребности города Москвы в питьевой и технической воде. За счет волжской воды, перекачиваемой по каналу, осуществляется обводнение реки Москвы. Также, благодаря каналу, Москва стала «портом пяти морей» – Балтийского, Каспийского, Белого, Азовского и Черного.
Протяженность канала составляет 128 километров, на его трассе и реке Москва было построено 11 судоходных шлюзов с камерами длиной до 300 м, 7 гидроэлектростанций, 10 земляных и бетонных плотин, а также множество других вспомогательных сооружений.
Через канал и спрямления реки Москвы было сооружено 11 автомобильных и железнодорожных мостов.
Многие сооружения канала, в особенности здание Северного речного вокзала (Химкинский речной вокзал) являются крайне примечательными и с архитектурной точки зрения.