Александрова Н. А., Ерешко А. Е., Ефимова Е. А.: Экспозиционная и массовая работа Музея истории детского движения по теме «100-летие системы дополнительного (внешкольного) образования детей»

1221

Н. А. Александрова, А. Е. Ерешко, Е. А. Ефимова

(Москва)

Экспозиционная и массовая работа Музея истории детского движения ГБПОУ «Воробьевы горы» по теме «100-летие системы дополнительного (внешкольного) образования детей»

Аннотация. В статье рассматриваются основные этапы истории дополнительного (внешкольного) образования в нашей стране. Освещен процесс подготовки выставки по теме «100-летие системы дополнительного (внешкольного) образования детей», разработки ее концепции и подбора материала; массовые мероприятия, состоявшиеся в рамках функционирования выставки.

Ключевые слова: музейная работа, выставочная работа, Музей истории детского движения, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Воробьевы горы», система дополнительного (внешкольного) образования детей

N. A. Alexandrova, A. E. Ereshko, E. A. Efimova

Exposition and mass work of Museum of the history of children’s movement of State budgetary vocational educational institution “Vorobyovy Gory” on the subject “100th anniversary of the system of additional (out-of-school) education of children»

Abstract. The article deals with the main stages of the history of additional (out-of-school) education in our country. The authors describe process of preparation of the exhibition on the theme “100th anniversary of the system of additional (out-of-school) education of children”. The authors pay attention to development of concept of the exhibition and selection of material. The article tolds about mass events held within the framework of the exhibition.

Keywords: Museum work, еxposition work, мuseum of the history of children’s movement, State budgetary vocational educational institution “Vorobyovy Gory” (Moscow), system of additional (out-of-school) education of children.


Музей истории детского движения, структурное подразделение ГБПОУ «Воробьевы горы» (до 1991 г. — Музей истории Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина Московского городского Дворца пионеров и школьников), в своей фондовой, научно-исследовательской, выставочной и просветительской работе уделяет большое внимание изучению материального наследия и сохранению социальной памяти прошедших лет. Хронологически материалы музея охватывают период с конца XIX в. до современности.

2018 год — год столетнего юбилея государственной системы внешкольной работы с детьми в нашей стране. Эта знаменательная дата стала темой выставки, организованной Музеем истории детского движения осенью 2018 г., «100-летие государственной системы дополнительного (внешкольного) образования».

4 июня 1918 г. Народный комиссариат просвещения РСФСР принял «Положение об организации дела внешкольного образования РСФСР». Это событие можно считать началом истории дополнительного (внешкольного) образования.

Становление и развитие детских внешкольных учреждений в России, организация внешкольной деятельности ребят, начались снизу, благодаря творческому энтузиазму педагогов-практиков, исследователей.

Зарождение внешкольного образования и воспитания, как и появление термина «внешкольная работа» относятся к последней трети XIX века. В этот период в стране начали открываться детские библиотеки и клубы при народных домах; деятельность народных домов была направлена на внешкольную (как правило, просветительную) работу со взрослыми. Были созданы образовательные детские музеи, детские музыкальные, художественные, фольклорные школы. Так, первая детская библиотека была открыта в городе Кронштадте в 1870 г., она и в настоящее время продолжает свою работу как Центральная городская детская библиотека им. А. С. Пушкина. В 1898 г. в селе Елизаветино Псковской области помещицей Е. Е. Вагановой был организован «Майский союз» по охране птиц и животных. Благодаря публикациям в прессе, это движение распространилось по всей стране. «Майские союзы», как и Курсы учебно-воспитательных занятий по сельскому хозяйству и природоведению, организованные в 1899 г. в Санкт-Петербурге по инициативе преподавателя естественных наук Кадетского корпуса, агронома Н. А. Бартошевича, стали предтечей движения юных натуралистов. Новый импульс во внешкольную работу привнесло создание в Москве в 1905 г. педагогом С. Т. Шацким и архитектором А. У. Зеленко общества «Сетлемент». В его структуру входили народная школа, детский сад, комната для ручного труда, кружки фотографов, астрономов, хоровой, театральный. В 1908 г. общество было закрыто полицией за пропаганду социализма среди детей, а в 1909 г. возобновило работу под названием «Детский труд и отдых». Общество занималось организацией дополнительного образования, детских клубов и мастерских, загородной летней трудовой колонии «Бодрая жизнь». Новой формой внешкольной работы явилось открытие в Москве в 1906 г. по инициативе педагога К. Н. Вентцеля «Дома свободного ребёнка». В 1912 г. для слушателей Петербургской Педагогической академии впервые был прочитан курс по вопросам внешкольного образования. Его автор, профессор Е. Н. Медынский, внёс значительный вклад в разработку проблем внешкольного образования.

С первых дней создания РСФСР государство особое внимание уделяло вопросам внешкольной работы с детьми. В ноябре 1917 г. в Государственной комиссии по народному просвещению был создан отдел внешкольного образования во главе с Н. К. Крупской. В июне 1918 г. Государственная комиссия преобразована в Народный комиссариат просвещения РСФСР (Наркомпрос). С 25 по 28 августа 1918 г. в Москве проходил Первый Всероссийский съезд по просвещению, на котором действовала внешкольная секция, разработавшая основные положения внешкольного образования. Вскоре, 30 сентября 1918 г. открылся первый Всероссийский съезд работников внешкольного образования. На следующий год, с 6 по 19 мая был проведён 1-й Всероссийский съезд по внешкольному образованию. На съезде дважды выступил председатель Совета народных комиссаров РСФСР В. И. Ленин.

Первые детские внешкольные учреждения — ровесники революции. В ноябре 1917 г. в Замоскворечье создан детский клуб «Пчёлка», позднее преобразованный в Дом ребёнка «Пчёлка». В клубе дети играли, лепили, рисовали и пели под руководством рабочих-общественников. Ежедневно клуб посещало до двухсот детей. Тогда же в Петрограде начал работу самодеятельный клуб подростков и детей «Детский рабочий клуб имени мировой революции».

Создание первых государственных внешкольных учреждений в нашей стране связано с деятельностью Наркомпроса РСФСР. Особенно значительна здесь деятельность заместителя наркома просвещения Н. К. Крупской, которая поддерживала внешкольную работу на разных уровнях.

Организованная 15 июня 1918 г. в Москве Биологическая станция юных любителей природы стала первым государственным внешкольным детским учреждением и первым научным внешкольным учреждением для детей – «колыбелью юннатского движения в стране». В этом же году были созданы первый детский театр Моссовета и Центральное бюро школьных экскурсий при Наркомпросе РСФСР – первое внешкольное учреждение туристского профиля. С 1925 г. в СССР начали открываться дома художественного воспитания детей. В 1927 г. в Москве создана Опытная станция художественного воспитания Наркомпроса РСФСР, которая в 1929-1931 гг. была реорганизована в Центральный Дом художественного воспитания детей.

Созданный в октябре 1918 г. Российский Коммунистический Союз Молодёжи (РКСМ) также включился в процесс создания внешкольных организаций, где главной целью было воспитание подрастающего поколения. По инициативе комсомольцев для организации работы с молодёжью в декабре 1921 г. в Москве был открыт Центральный дом коммунистического воспитания молодёжи, расположившийся в бывшем Екатерининском институте. Вскоре такие же дома появились и в других городах страны. С лета 1922 г. юные пионеры, члены детских коммунистических групп имени Спартака, под руководством вожатых летом начали выезжать в пионерские загородные лагеря и совершать первые походы. 16 июня 1925 г. в Крыму, около Гурзуфа, по инициативе ЦК ВЛКСМ и Российского общества Красного Креста открылся лагерь-санаторий в Артеке, вскоре ставший Всесоюзным пионерским лагерем «Артек», ныне Международный детский центр «Артек».

По решению Хамовнического райкома РКСМ в апреле 1923 г. на базе детского клуба «Трудовая коммуна» был открыт Центральный Дом юных пионеров – первый в стране Дом пионеров. Коллектив этого учреждения разрабатывал методы работы пионерской организации. В 1925 г. решением МК РЛКСМ Центральный дом был утверждён опытно-показательным учреждением для Москвы и губернии.

В мае 1926 г. Центральное бюро юных пионеров при ЦК ВЛКСМ приняло решение об образовании Центральной станции юных техников. Станция открылась 12 октября 1926 г. в Краснопресненском районе Москвы. В 1935 г. она перешла в ведение Наркомпроса РСФСР.

В 1930-е годы в СССР создаётся сеть детских внешкольных учреждений, характеризующаяся большим разнообразием видов. Это – многопрофильные центры, например, Дома и Дворцы пионеров, детские лагеря отдыха (пионерские лагеря), трудовые коммуны; а также профильные учреждения, сосредоточивавшие свою деятельность на каком-либо одном участке внешкольной работы, например, детские театры и библиотеки, туристские и экскурсионные станции, детские технические и сельскохозяйственные станции, спортивные школы и клубы, детские железные дороги, автошколы, игротеки, а также Дом занимательной науки, Стадион юных пионеров. В июне 1936 г. в Москве открылись Московский городской дом пионеров и октябрят, 26 детских районных парков и детских площадок. Деятельность внешкольных учреждений развивалась по трём основным направлениям: учебно-кружковая, массовая работа, методическая работа (по профильным направлениям и по вопросам деятельности пионерской организации).

Большое внимание уделялось подготовке кадров внешкольных работников. В декабре 1918 г. открылся Институт внешкольного образования (Петроград); в 1928 г. – внешкольное отделение для подготовки кадров внешкольных работников при Академии коммунистического воспитания имени Н. К. Крупской (Москва).

В 1923-1931 гг. в Москве работал научно-исследовательский Институт методов внешкольной работы, активно занимавшийся разработкой и изданием методической литературы по внешкольной работе. С 1929 г. в структуре Наркомпроса РСФСР действовал совет по внешкольной работе, возглавляемый Н. К. Крупской. Для работников внешкольных учреждений с 1929 г. издавался журнал «Внешкольник», переименованный затем в журнал «Организуйте детвору». Особую ценность представляет «Энциклопедия внешкольного образования», созданная под редакцией профессора Е. Н. Медынского[1].

В послевоенные годы остро встали проблемы как организации свободного времени детей, так и всестороннего развития личности ребёнка. В 1948 г. в Министерстве просвещения РСФСР создана специальная комиссия по улучшению постановки внеклассной и внешкольной работы, инициировавшая и научно-педагогическое изучение этой сферы. С 1950-х гг. началось активное изучение теории и практики внешкольной работы, появились первые диссертационные исследования.

В эти годы возникли новые внешкольные учреждения и организации: пионерские колхозы, детские автотрассы, клубы юных моряков и речников со своими флотилиями и пароходствами, школьные лесничества, специальные учреждения по работе со старшеклассниками (дома комсомольцев-школьников, военно-спортивные клубы и др.).

Продолжалось дальнейшее поступательное развитие системы внешкольной работы, достигнувшей своего расцвета в 1960-е – 1980-е годы[2]. Важным событием этих лет стало открытие 1 июня 1962 г. нового здания Московского городского Дворца пионеров и школьников на Ленинских горах, который с первых дней существования стал организационно-методическим центром пионерской и внешкольной работы не только Москвы, но Советского Союза.

В этот период усиливается роль внешкольных учреждений как методических центров, укрепляются связи со школой и общественностью, педагогическими коллективами внешкольных учреждений. К концу 1970-х гг. завершилось формирование государственной системы внешкольной работы. Внешкольные учреждения стали одним из основных институтов социального воспитания. Была создана государственная система внешкольной работы, не имеющая аналогов в мире, позволяющая удовлетворять разнообразные потребности и интересы учащихся.

1960-е ‑ 1970-е годы — время подъёма и в области подготовки кадров работников внешкольных учреждений. Здесь ведущее место принадлежит Костромскому педагогическому институту имени Н. А. Некрасова, осуществлявшему, в частности, подготовку методистов для Домов и Дворцов пионеров. Научно-педагогическая деятельность по внешкольной работе сосредоточилась в созданном в августе 1969 г. НИИ общих проблем воспитания АПН СССР. В 1970-х – 1980-х гг. в НИИ ОПВ и других педагогических учреждениях страны защищены сотни диссертационных исследований по различным проблемам истории, теории и организации внешкольной работы.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» с 1992 г. внешкольные учреждения стали именоваться учреждениями дополнительного образования детей (статья 26). Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 233 утверждено «Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей» (изменения и дополнения к нему утверждены постановлением Правительства РФ от 22 февраля 1997 г. № 212). Работу по преобразованию внешкольного образования в дополнительное возглавило Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи Министерства общего и профессионального образования РФ под руководством начальника управления А. К. Бруднова.

С 1997 г. возобновилось издание информационно-методического журнала «Внешкольник». В марте 1999 г. начал выходить журнал «Дополнительное образование», а в 2006 г. – журнал «Наука и практика воспитания и дополнительного образования».

С переходом от внешкольной работы к дополнительному образованию изменились формы и методы работы, требования к педагогам и структура учреждений. Обучение педагогов дополнительного образования взяли на себя педагогические и профессиональные колледжи и университеты. Весьма возросло количество научно-исследовательских работ, связанных с различными проблемами дополнительного образования детей.

Основные виды учреждений дополнительного образования детей, действующих в настоящее время: Центры (комплексы) дополнительного образования, творческого развития, детского творчества, детский (подростковый), внешкольной работы, детский оздоровительно-образовательный, профильные экологический, детского и юношеского туризма и т.д.; дома (дворцы) детского творчества; учащейся молодёжи, профильные ‑ юных натуралистов, техников, туристов, эстетического воспитания, культуры (искусств) и т.д.; клубы, детские студии (по различным видам искусств), станции (юных натуралистов, детского технического творчества и т.д.), детские парки, школы (в различных областях науки и техники, по видам искусств, детско-юношеские спортивные), музеи (детского творчества, литературы и искусства), детские оздоровительно-образовательные лагеря.

Для современного дополнительного образования характерен высокий уровень профессиональной подготовки педагогов, использование современных технологий, методов, форм и ресурсного обеспечения. Цели дополнительного образования по-прежнему ориентированы на удовлетворение познавательных, коммуникативных и творческих потребностей детей и подростков. Система дополнительного образования, сложившаяся в последние десятилетия в нашей стране, – это современный этап развития внешкольной работы с детьми. В практической деятельности для него характерно усиление образовательного блока и его преобладание над культурно-массовым.

Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30 ноября 2016 г. № 11 утверждён паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей». Включение приоритетного проекта по дополнительному образованию в портфель Правительства Российской Федерации демонстрирует важность задач по развитию именно этого уровня образования.

Дополнительное образование детей сегодня является неотъемлемой составной частью единого образовательного процесса и должно сопровождать человека на протяжении всей его жизни, способствовать его успеху в жизни.

За время своего существования дополнительное образование детей стало уникальным педагогическим феноменом, заметным событием в культурной жизни страны, открывшим немало новых юных дарований. Среди воспитанников дополнительного образования детей, много тех, кто составил славу России: государственные и общественные деятели, писатели, композиторы, артисты, художники, инженеры, врачи и педагоги и те, чьё творчество уже отмечено признанием профессионалов, вниманием широкой зрительской аудитории. Важно, что всех детей, занимавшихся в учреждениях дополнительного (внешкольного) образования, объединяет стремление к творческому росту, мастерству, бережному отношению к традициям, приверженность гуманистическим ценностям.

Музей истории детского движения располагает интересными и уникальными материалами по истории внешкольной работы, использованными при подготовке юбилейной выставки.

Идея создания выставки по исследуемой проблеме появилась несколько лет назад, но подготовка к ней началась только в 2017 г., с завершением работы над выставкой в честь 95-летия Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина.

При разработке концепции выставки, посвящённой 100-летию государственной системы дополнительного (внешкольного) образования детей, главная цель её была определена следующим образом: дать посетителям выставки представление об истоках, создании, формировании, развитии и современном состоянии внешкольного дополнительного образования детей в нашей стране (РСФСР – СССР – РФ) на протяжении 100 лет, показать взаимодействие системы внешкольного воспитания с деятельностью ВЛКСМ на определённом историческом этапе. В связи с целью были сформулированы задачи: показать личности педагогов-внешкольников, создателей и отдельных руководителей внешкольных учреждений, организаций дополнительного образования детей, направлений деятельности внешкольной работы, учёных и т.п.; познакомить посетителей выставки с формами и направлениями работы внешкольных учреждений и учреждений дополнительного образования детей; показать роль ВЛКСМ в создании, развитии и деятельности учреждений внешкольной работы в 1920-х – 1991 гг.; представить уникальный опыт учреждений дополнительного образования детей; показать систему подготовки кадров, научную и методическую деятельность педагогов и учёных в области внешкольного воспитания и дополнительного образования детей; показать работы и достижения детей, реализующих разные направления дополнительного образования; представить опыт совместной работы учреждений внешкольной работы и комсомольских организаций разного уровня. Специальные пункты о роли ВЛКСМ в развитии внешкольной работы были внесены в связи с исполняющимся в этом же 2018 г. столетним юбилеем комсомола.

Работа над выставкой потребовала от коллектива музея исследовательской работы. История внешкольной работы освещена в трудах специалистов недостаточно, преобладают узкие (история юннатской работы[3], история туристской работы) исследования, имеющие характер хроник, сосредоточенные на констатации фактов. История детского туризма и краеведения освещена лучше других направлений внешкольной работы[4]. В обобщающих работах часто основное внимание уделено статистическим данным, свидетельствующим о росте количества внешкольных учреждений.

Авторы работ, изданных после 1992 г., концентрируют своё внимание на современном периоде, часто рассматривая весь предшествующий период (внешкольной работы) как предысторию взлета дополнительного образования в постперестроечное время[5].

Содержательно материалы выставки структурированы по тематически-хронологическому принципу. 1 стенд – «Истоки» – посвящен истории внешкольной работы с конца XIX в. до 1917 г.; на 2 стенде – «Первые шаги» – показаны мероприятия по организации внешкольной работы после Октябрьской революции 1917 г.; на 3 стенде, «Комсомол и внешкольная работа» освещена роль комсомола в развитии внешкольной работы с детьми. 4 стенд – «Подготовка педагогических кадров и научная деятельность» – охватывает весь период истории внешкольного (дополнительного) образования с 1920-х гг. до современности. 5 стенд – «Детские внешкольные учреждения» – охватывает период с 1930-х до 1980-х годов, а 6 стенд – «От внешкольного воспитания к дополнительному образованию детей» – период с 1990-х гг. до современности. Последующие шесть стендов посвящены отдельным направленностям дополнительного образования; на них представлены, в основном, современные фотоматериалы: 7 стенд «Художественная направленность»; 8 стенд «Техническая направленность»; 9 стенд «Естественнонаучная направленность»; 10 стенд «Туристско-краеведческая направленность»; 11 стенд «Физкультурно-спортивная направленность»; 12 стенд «Социально-педагогическая направленность». На 13 стенде «Научное творчество учащихся» показана направления исследовательской работы. 14 стенд «Международный и Всероссийские детские центры» посвящен современной деятельности в области дополнительного образования, осуществляемой в МДЦ «Артек», ВДЦ «Орленок», «Океан» и «Смена». И, наконец, на 15 стенде «Печатные издания» выставлены издания по дополнительному образованию, преимущественно современные. Несколько стендов были отведены для тематических плакатов разных лет. Кроме того, в витринах были представлены редкие книги, в том числе 3 тома из прижизненного собрания сочинений Н. К. Крупской, авторефераты диссертаций, книги и учебные пособия по внешкольной работе и дополнительному образованию, ящик с палитрой и красками художника, академика Б. М. Неменского, подлинные рисунки юной художницы Нади Рушевой, а также сувенирные платочки и билеты на новогоднее представление, сделанные по её эскизам, наградные кубки и призы, вымпела, открытки, значки, буклеты учреждений внешкольной работы и дополнительного образования детей.

В целом было представлено 629 экспонатов (фото, документы, книги, журналы, брошюры, предметы и др.): 277 – на стендах, 155 – на подиуме, 189 – в витринах, 8 – плакаты).

Торжественное открытие выставки состоялось 26 сентября 2018 г. в Большом гостином зале Московского Дворца пионеров. В этот же день в Большом концертном зале Дворца прошёл праздничный концерт, посвящённый 100-летему юбилею.

Заключительным мероприятием, проведённым в рамках выставки 28 ноября 2018 г., стал Круглый стол «Дополнительное образование: историческая ретроспектива», посвященный 100-летию государственной системы дополнительного (внешкольного) образования детей, подготовленный Ресурсным научно-методическим центром непрерывного образования образовательного комплекса «Воробьёвы горы» совместно с отделом «Музей истории детского движения».

Дизайном и оформлением выставки занималась группа художников Московского Дворца пионеров. Они разработали схему расположения стендов, их оформление, расстановку подиума и витрин, оформление воздушного пространства зала.

Конечно, хотелось, чтобы данная выставка проработала ещё какое-то время, неся историческую и актуальную информацию о деятельности учреждений, о содержании работы с детьми по дополнительным образовательным направленностям, о достижениях в данной сфере деятельности, о замечательных педагогах и воспитанниках системы дополнительного (внешкольного) образования. Но Большой гостиный зал нужен и для других мероприятий, проводящихся на его базе. Возможно, следует создать виртуальную версию нашей выставки, но здесь нужны специалисты.

Изучение истории дополнительного (внешкольного) образования детей сотрудниками нашего Музея продолжается, поступают новые материалы, в том числе книги, журналы, газеты и другие предметы музейного значения. Они также могут стать экспонатами будущих выставок, посвящённых данной тематике.


[1] Медынский Е. Н. Энциклопедия внешкольного образования: Лекции, читанные на Педагогических факультетах Уральского университета в 1920-1922 г. и 2-го Московского университета в 1922-1924 гг. В 3 т. М.: Гос. изд-во, 1925.

[2] См.: Внешкольные учреждения: Пособие для работников внешкольных учреждений / Под ред. Л. К. Балясной. М.: Просвещение, 1978. 256 с.

[3] См.: У истоков юннатского движения. / Сост. В. Г. Холостов. М.: Просвещение, 1972.

[4] См.: Детский туризм в России. Очерки истории: 1918-1998 гг. / Автор-составитель Ю. С. Константинов. М.: ЦДЮТур, 1998; Замалетдинов И. В. Краткая энциклопедическая история развития детско-юношеского туризма и краеведения / Историко-биографическое эссе. Казань: Артиссимо, 2018.

[5] См.: Березина В. А. Дополнительное образование детей России. М.: Диалог культур, 2007; Буйлова Л. Н. Исторический контекст становления и пути развития дополнительного образования детей в современной России. М.: Новое образование, 2013.