Трехсотлетняя история храма преподобного Сергия Радонежского в Кирееве (Г.Вершинина)

3267

Доклад Галины Вершининой, председателя Химкинского краеведческого общества на конференции «История земли Долгопрудненской через историю храмов»

Место храма и села Киреево находится на въезде в Долгопрудный со стороны Химкинского Левобережья на Лихачевском шоссе, в непосредственной близости от Москвы.

kireevo
Земли села Киреево на карте Генерального межевания 1766 года (Реконструкция В.С.Кусова, 2004)

История этого некогда обжитого и живописного уголка Подмосковья, безусловно, несет в себе глубинные смыслы. Чем-то она напоминает историю града Китежа. Постараюсь аргументировать этот тезис.

Удивительно, но факт – более ста лет назад в Сергиевском храме были прекращены церковные службы, десятки лет назад были стёрты с лица земли и церковные стены. Вот уже век прошёл, но находились и находятся люди, которые «слышат» это место, прилагали и прилагают усилия, чтобы сохранить его и возродить.

Обратимся к истории. Первые столетия своего существования жизнь в Кирееве была похожа на обычную жизнь маленькой русской деревни. В 1623 году деревня Киреевская на верховье реки Лихоборки состояла в поместном владении Ивана Еропкина, а до этого – была вотчиной Кирея Горина. В деревне располагался двор помещика, в котором проживали деловые люди. В 1678 году сельцо Киреево делили между собой стольник Иван Автамонов сын Большой Еропкин, Иван Меньшой Еропкин и стольник Михаил Иванов сын Еропкин.

В 1704 году сельцо Киреево принадлежало вдове стольника Михаила Еропкина Василисе Парфеньевне. В сельце находились вотчинников двор, в котором проживало 7 человек и всего два крестьянских двора (14 человек жителей). 10 мая 1714 года вдова подала прошение о разрешении построить «вновь по обещанию» каменную церковь Сергия Радонежского. Летом того же года передала священнику той церкви и причетникам 10 четвертей земли и 10 копен сена. Через год соответствующие органы не забыли «на попа ново построенной церкви» положить дани – с земли и сенных покосов 11 алтын 1 деньга. Были и другие налоги – всего 24 алтын 3 деньги.

Возникает вопрос – часто ли в столь малочисленном селении воздвигались в те времена каменные храмы? («В малом селе! Почему? – Не пойму». В.Н. Голубков).

Храм преподобного Сергия – первое и единственное на долгие десятилетия каменное сооружение на территории нашего края.

4 октября 1715 года Еропкина подала челобитную, в которой писала, что каменная церковь построена и к освящению «изготовлена» и просила дать освященную грамоту и антиминс. Не прошло и недели, как 10 октября 1715 года желаемое было осуществлено, о чем «запечатан» соответствующий указ. Причем освящал церковь протопоп Московского Большого Успенского собора Фёдор.

В России в то время происходили большие известные перемены. Столицей стал новый город Санкт-Петербург. У московской знати, к коим относились и семьи стольников Еропкиных, наступили тяжелые времена. Но, видимо, усердно молилась Василиса Парфеньевна за свою дочь Авдотью. Ей посчастливилось породниться со знаменитой династией Бутурлиных – она вышла замуж за стольника Бориса Ивановича Бутурлина.

Александр Борисович Бутурлин (неизвестный художник, ГИМ)
Александр Борисович Бутурлин (неизвестный художник, ГИМ)

В 1754 году имение Киреевское в Московском уезде переходит к внуку Василисы Парфеньевны от второго брака и сыну ее дочери Автодьи Ермолаевны – генерал-аншефу, генерал-адъютанту, действительному камергеру Александру Борисовичу Бутурлину, известному деятелю своей эпохи.

У Бутурлина было другое излюбленное имение. Приход же в Кирееве был маленьким. Одно время к нему приписали несколько дворов из соседнего более крупного и богатого села Бусинова, а в 1805 году каменный киреевский храм во имя преподобного Сергия уже сам был приписан к одноименной деревянной бусиновской церкви.

В год нашествия Наполеона храм был разграблен. Службы в нем долгое время не проводились. Но судьба сохранила его стены в качестве зернохранилища для будущего возрождения в середине XIX века – золотого века русской культуры.

В 1851 году новый владелец имения композитор и театральный деятель Алексей Николаевич Верстовский (1799-1862) привел храм в порядок. Его заново освятили, и в нем иногда стал служить бусиновский причт.

Иван Фёдорович Мамонтов
Иван Фёдорович Мамонтов

Настоящий расцвет храма во имя преподобного Сергия наступил, когда его хозяином стал Иван Федорович Мамонтов – один из родоначальников знаменитой московской династии Мамонтовых. В 1853-1854 годах была построена новая каменная колокольня, отлиты именные колокола. (Голос одного из колоколов доносится теперь из Прибалтики, где он чудесным образом сохранился в одной из церковных общин до настоящего времени.)

Семья Мамонтовых любила Киреево и выезжала сюда на весь летний период. Здесь подрастали дети И.Ф. Мамонтова, в том числе самый знаменитый из сыновей – Савва Иванович, известный тогда всей Москве как Савва Великолепный. Вклад этого человека в русскую культуру невозможно переоценить. Но почти 100 лет, с начала ХХ века, имя это было подвергнуто забвению. К счастью, в нынешнем двадцать первом веке Мамонтовым стали отдавать должное. О юбилеях Саввы Ивановича Мамонтова стали писать центральные газеты, уже сняты фильмы и написаны книги.

Большая статья о нем в «АиФ» № 41, 2016 называется «Орден Саввы», где в развитии культуры и искусства ему отводится та же почетная роль, как М.В. Ломоносову в русской науке.

Савва Иванович Мамонтов. Портрет работы И. Е. Репина. 1880 год.
Савва Иванович Мамонтов. Портрет работы И. Е. Репина. 1880 год.

Савва Иванович Мамонтов прекрасно известен и мировой культуре. Давным-давно в 330-м году первым византийским царем Константином Великим была учреждена древнейшая на нашей планете награда. Золотой орден Константина Великого присуждается за подвижничество, за высочайшие достижения, за меценатство. Это своего рода сертификат рыцарства. В России кавалерами ордена были царь Пётр Первый, Александр Суворов, Савва Мамонтов и Павел Третьяков.

Здесь уместно сообщить, что в 1865 году в Кирееве в храме преподобного Сергия и породнились знаменитые династии Мамонтовых и Третьяковых. Сохранились документы, есть знаменитый «Дневник в Кирееве». Опубликованы воспоминания дочерей Павла Михайловича и Веры Николаевны Третьяковых. Одна из дочерей, названная в честь матери Верой (В.П. Зилоти), пишет: «Рассказывали, что свадьба была весёлая. После великолепного обеда молодые, переодевшись в дорожные костюмы, шли пешком до станции Химки, с оркестром впереди и сопровождаемые хозяином и гостями. Молодые поехали в Петербург и оттуда в Биарриц – купаться». Проехали через всю Европу, осматривая музеи, храмы, архитектурные памятники и картинные галереи.

Вера Николаевна и Павел Михайлович Третьяковы. 1880-е
Вера Николаевна и Павел Михайлович Третьяковы. 1880-е

Венчание Третьяковых состоялось 22 августа 1865 года в церкви преподобного Сергия Радонежского. Венчал молодых «московский Николотолмачевский» священник о. Василий (Нечаев), усердным прихожанином которого был Павел Михайлович Третьяков.

Духовный свет игумена земли русской – преподобного Сергия Радонежского осветил всю дальнейшую жизнь молодых супругов. Приведу факты.

Большую роль в жизни семей Мамонтовых и Третьяковых занимала благотворительность.

Главное же, как Мамонтовы, так и Третьяковы, неустанно заботились о просвещении души русского народа. Как они это делали? Заботой о просветителях. Лучшим художникам, музыкантам, деятелям театра, издателям они создавали живительную атмосферу духовного творчества. Известно, что свою картинную галерею, которая стала правдивым зеркалом души русского народа, Павел Михайлович Третьяков подарил людям всех сословий для бесплатного посещения.

Что касается семьи Саввы Мамонтова, то Сергий Радонежский буквально призвал ее поближе к себе – в благословенные земли Радонежья. Когда у молодых супругов родились первые сыновья (старшего, кстати, так и назвали Сергей), в 1869-м году скончался хозяин Киреева И.Ф. Мамонтов. По завещанию имение перешло сыну Фёдору и его семье. Савва Иванович и его супруга Елизавета Григорьевна выбрали для себя новое место – усадьбу Абрамцево вблизи Сергиева Посада. Она от Москвы дальше Киреева, но добираться сюда стало удобно по только что построенной на деньги Ивана Федоровича Мамонтова железной дороге.

Музей заповедник Абрамцево хранит документы и фотографии, раскрывающие подвижническую деятельность Мамонтовых, которая не укладывается в обычную формулу меценатства и благотворительности. Их цель была выше – они полагали, что страна будет сильна, коль скоро поэзия, живопись, музыка и другие искусства станут достоянием народа. И Мамонтовы строили дороги в глубинку и поощряли лучшее, что появлялось тогда в русской культуре. Всю жизнь им были благодарны Васнецов и Шаляпин, Рахманинов и Нестеров («Явление отроку Варфоломею», «Три богатыря» Васнецова и написаны были в Абрамцеве). Коровин, Врубель, Серов, Дягилев – известные всем имена можно еще долго перечислять.

Кстати, известный художник Валентин Серов, чья юбилейная выставка имела в минувшем году в Москве столь громкий успех, побывал и в Кирееве. Здесь среди цветущего сада в 1892-м году им был написан портрет одной из последних хозяек усадьбы Ольги Фёдоровны Томара (в девичестве Мамонтовой). Храм в эти годы продолжал действовать (заметка в «Московских церковных ведомостях» за 1893-й год).

В.А.Серов. Портрет Ольги Фёдоровны Томара. 1891 год (Минский художественный музей)
В.А.Серов. Портрет Ольги Фёдоровны Томара. 1891 год (Минский художественный музей)

Плохие времена наступили в начале ХХ века, когда Киреево переходит к другому владельцу – В.М. Грачеву. Его любимая усадьба находилась неподалёку в Ховрине. Прекрасный сад и огород в Кирееве он стал использовать в качестве подсобного хозяйства и о храме совсем не заботился.

В 1915-м году Киреево посетил художник-архитектор Василий Михайлович Борин (1863-1926). Он был учеником архитектора Александра Степановича Каминского (1829-1897) – друга и родственника семей Мамонтовых и Третьяковых, который и строил Третьяковскую галерею. Увиденное запустение больно поразило художника. В.М. Борин обратился с горячим письмом к оберпрокурору Синода А.Д. Самарину. Александр Дмитриевич Самарин тоже значимая фигура в русской истории. Он приходился зятем Савве Ивановичу Мамонтову, т.е. был совсем не чужим для семьи человеком. Шла первая мировая война. В Московскую губернию хлынули беженцы из западных областей, в том числе и священнослужители. Борин предложил сделать пустующую Сергиевскую церковь убежищем для этих людей. Но Самарин пробыл на высокой должности в Синоде всего несколько месяцев. А затем началась революция.

Храм продолжал разрушаться, на рубеже 1930-х годов был стёрт с лица земли. Есть легенда, что кирпичи были засыпаны в фундамент нынешнего Московского Института Культуры.

Последовали годы забвения. О Кирееве помнили лишь краеведы, некоторые профессора МГИК, историки и потомки Мамонтовых и Третьяковых.

В 1991 году на очередном переломном моменте русской истории зарубежная благотворительная организация «Мамонтовский дом» обратилась в Мособлисполком с просьбой закрепить за ними Киреево, чтобы возродить культурный облик этого места. Им было отказано. Киреевский парк стал санитарной зоной полигона ТБО.

Большие перемены произошли в новейшее время, когда стали строиться планы новой скоростной автомобильной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом. Полигон ТБО был закрыт. Почти вся территория усадьбы попала в зону полосы отвода проектируемой автомагистрали. Сейчас на этом месте большая развязка между МКАД, М-11 и Лихачевским шоссе.

vezd-v-moskvu
Храм преподобного Сергия Радонежского в Киреево располагался на месте зелёной треугольной лужайки в центре снимка.

В 2010-2011 годах химкинские краеведы попытались стеной встать в защиту Киреева, чтобы сохранить это место. Особенную активность проявляли наши тогдашние «три богатыря» – три молодых человека, носящие святое для Киреева имя Сергей. Были написаны аргументированные обращения во все инстанции вплоть до Президента. Эти обращения не имели успеха. Усадебный парк и пруды пошли под бульдозер.

Но удивительное дело – на территории грандиозной стройки уцелел именно тот небольшой участок земли, где располагался Сергиевский храм с прилегающим к нему кладбищем, которое было в церковной ограде. Это место помечено старинным диким камнем – валуном с высеченным на нем православным крестом.

kraevedy-u-kamnya-v-kireevo

Дорога на этом участке была достроена в 2014-м году, как раз в год празднования 700-летия преподобного Сергия Радонежского. То есть в 2014-м юбилейном году новая дорога между русскими столицами привела к храму.

В том же 2014 году руководителем Химкинской администрации был назначен В.В. Слепцов, прибывший к нам из Сергиева Посада после того, как им были проведены там на самом высоком уровне юбилейные Сергиевские торжества.

В 2015 году – в год 300-летия киреевского Сергиевского храма и 150-летия венчания в нем Мамонтовых и Третьяковых на первой же встрече В.В. Слепцова с жителями Химок ему было сказано о нашем храме преподобного Сергия и передано обращение о необходимости возрождении этого места. В.В. Слепцов пообещал поставить там памятную часовню. Увы. В этом году Слепцов и его команда отбыли на службу в город Ярославль.

Проект часовни в знак памяти о храме прп. Сергия Радонежского в Киреево. Фасад. Арх. А.Карпов.
Проект часовни в знак памяти о храме прп. Сергия Радонежского в Киреево. Фасад. Арх. А.Карпов.

Химкинские краеведы делают то, что они могут. Были собраны и проведены выставки и презентации с приглашением СМИ и московских историков. Выставку, посвященную юбилею Саввы Ивановича Мамонтова в нашем ДК «Родина», открывал его правнук В.Н. Чернышов – внук Веры Саввишны Самариной – знаменитой «Девочки с персиками» кисти Валентина Серова.

Краеведческая выставка о Киреево в Воскресной школе
Краеведческая выставка о Киреево в Воскресной школе

На нынешней конференции, посвященной истории нашей местности в истории храмов, где присутствуют не только историки и краеведы, но и священнослужители, другие духовные лица, хотелось бы обратиться с вопросом – в чем же Промысел Божий в отношении храма в Кирееве? Каковы могут быть наши дальнейшие действия по возрождению исторической памяти храма во имя преподобного Сергия?