Чувилькина Ю. В.: Законодательство РФ в области частного коллекционирования культурных ценностей

196

Ю. В. Чувилькина (Москва)

Законодательство РФ в области частного коллекционирования культурных ценностей

Аннотация. Законодательное регулирование является неотъемлемой частью любой сферы деятельности. Коллекционирование, в данном случае, не является исключением. В статье изложены основные проблемы в области частного коллекционирования с точки зрения законодательства.

Ключевые слова. Коллекционирование, законодательство, культурные ценности, частное коллекционирование, ввоз и вывоз культурных ценностей.

Y. Chuvilkina (Moscou)

Legislation of the Russian Federation in the field of private collecting of cultural values

Annotation. Legislative regulation is an integral part of any field of activity. Collecting, in this case, is no exception. The article describes the main problems in the field of private collecting from the point of view of the legislation.

Keywords: Collecting, legislation, cultural values, private collecting, import and export of cultural values.


Законодательное регулирование является неотъемлемой частью любой сферы деятельности. Коллекционирование, в данном случае, не является исключением. В музейном законодательстве, как и в любом другом, основополагающим законом является Конституция. Статья 44 гласит, что каждый обладает правом участвовать в культурной жизни, пользоваться учреждениями культуры и доступом к культурным ценностям. Это право представляет собой одно из основных культурных прав, которые гарантирует Конституция РФ.

В соответствии с основополагающими принципами культуры, законодательство содержит в себе специальные федеральные законы, законы субъектов РФ и подзаконные акты о культуре. С точки зрения общества, коллекционирование – это часть культуры, отражение того, что оно переживает в данный момент. Для каждого коллекционера оно выражает осознание своего общественного, национального, исторического долга.

Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» определяет объекты культурного наследия как «…объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры»[1].

В настоящее время коллекционирование набирает популярность. В XXI веке многие меценаты считают своим долгом возвращать в страну произведения искусства, а также делать их доступными для всех посетителей музеев и картинных галерей. Например, икона Дионисия «Богоматерь Одигитрия», а также полотна Рубенса «Поклонение пастухов», «Союз Земли и Воды», «Тарквиний и Лукреция», были переданы в Третьяковскую галерею и Эрмитаж для постоянного экспонирования одним из известных коллекционеров Владимиром Логвиненко.

Говоря о коллекционировании, необходимо упомянуть об его отличии от собирательства. В специальной литературе можно найти обособленные толкования «собирательство» и « коллекционирование», где коллекционирование отличается системностью и общими признаками группы предметов[2].

Одним из законов, отчасти регулирующих коллекционирование культурных ценностей, является закон РФ от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», который устанавливает правила пересечения границы для культурных ценностей и государственного контроля над ними. В законе прописаны правила вывоза и ввоза культурных ценностей (в том числе в рамках международного культурного обмена, выставки, гастроли и т.п.), необходимые для этого документы. Следует отметить, что закон не распространяется на обычные сувениры и предметы культуры массового или серийного производства. Если у сотрудника таможни возникают сомнения в определении ввозимых товаров в качестве культурных ценностей, он может потребовать предъявить стандартный сертификат, подтверждающий, что указанные предметы не подлежат государственной регистрации и не требуют экспортных сертификатов.

В соответствии с законом РФ от 15.04.1993 № 4804-1 (ст.5), «коллекция культурных ценностей — совокупность однородных либо подобранных по определенному признаку разнородных движимых предметов, которые независимо от отнесения к культурным ценностям каждого из них, собранные вместе, имеют историческое, художественное, научное или культурное значение»[3].

Согласно статье 35.2 вывоз предметов, представляющих культурную ценность, допускается только путем получения разрешения Министерства культуры РФ. Предметы культурной ценности, заявленные к вывозу или возврату после временного вывоза, должны пройти экспертизу, подтверждающую его подлинность[4].

Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» устанавливает особый правовой статус музейного фонда, порядок создания музеев России и их правовой статус.

Согласно статье 6 данного закона все коллекции культурных ценностей, в том числе включенные в состав Музейного фонда РФ, должны пройти государственный учет, вне зависимости от того, кто их собственник. Право собственности на коллекционируемые культурные ценности подтверждается свидетельством. В соответствии со статьей 8 данного закона, включение коллекции в состав Музейного фонда РФ происходит по заявлению собственника.

В статье 12 говорится, что коллекции, находящиеся в составе Музейного фонда РФ, могут перейти от одного владельца к другому в порядке правопреемства или другим способом, однако на это должно быть специальное разрешение, которое дает федеральный орган исполнительной власти в сфере культуры. Сделки с предметами культурной ценности следует заключать в письменной форме, в противном случае сделка будет объявлена недействительной. Сделки с предметами культурной ценности, включенными в музейный фонд РФ, подлежат регистрации с Государственном каталоге музейного фонда РФ[5].

Приобретение культурных ценностей юридическими лицами с целью их экспонирования, вовлечение их в гражданский оборот, влечет за собой обязательства, касающиеся налогообложения произведений искусства[6]. Доходы, полученные в результате вышеперечисленных действий, подлежат налогообложению в соответствии с главой НК РФ «Налог на доходы физических лиц».

В соответствии со статьей 24 №54-ФЗ частный коллекционер имеет право на государственную правовую защиту и поддержку со стороны органов государственной власти, однако только в том случае, если предметы, которыми он владеет, прошли регистрацию. В законе прописаны следующие формы поддержки со стороны государства:

  • помощь в реставрации в государственных реставрационных учреждениях;
  • помощь в хранении в государственных хранилищах[7].

Данные обстоятельства являются еще одной причиной зарегистрировать имеющиеся культурные ценности. Однако при этом на коллекционеров возлагаются и дополнительные обязательства – в законе установлены единые правила по организации комплектования, учету, хранению и использованию музейных предметов и коллекций.

Согласно статье 9, музейные предметы и коллекции, которые включены в состав Музейного фонда не могут быть из него исключены, не считая случаев утраты, уничтожения, а также отсутствия исторических, культурных, художественных, научных и других ценностей, установленных в ходе проверки. Вышеперечисленные обстоятельства могут стать проблемой для частного коллекционера. Владелец предметов может их продать, обменять, отдать (соответствующим образом оформляя сделки), однако из Музейного фонда их исключить не представляется возможным, возможна лишь перемена владельца[8].

Помимо этого, данный закон может нести в себе еще одно препятствие для коллекционера, в том случае, если обладатель большого количества культурных ценностей решит создать частный музей. Владелец, согласно требованиям законодательства, оформляет юридическое лицо, проводит экспертизу предметов коллекции, регистрирует ее в Музейном фонде РФ, после чего создает некоммерческое учреждение для их хранения, изучения, представления. Однако потом, если в связи с разными жизненными обстоятельствами, коллекционер примет решение передать часть коллекции в другой музей, продать или подарить ее — он столкнется с проблемой. В соответствии со статьей 7 музейную коллекцию нельзя разделить, по закону она является неделимой.

Множество разногласий вызвало принятие Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии» от 23.07.2013 № 245-ФЗ. Согласно закону, все частные коллекции, которые связаны с археологией и материалом старше 100 лет, переходят в собственность государства — «негосударственную часть Музейного фонда Российской Федерации». Коллекция, которой владел коллекционер, теперь находится у него на ответственном хранении.

Теперь все коллекции должны пройти регистрацию и поставку на учет. После принятия данного закона, многие коллекционеры ощутили на себе риски, связанные с доступностью сведений об интересующих артефактах для сторонних лиц. Однако в законе прописан также способ легального владения коллекцией. Согласно статье 8, коллекция считается легализованной и принадлежащей коллекционеру, если она была привезена из-за рубежа. Некоторые коллекционеры, данную статью могут считать способом обойти закон. Коллекционер может прибегнуть к контрабанде, вывезя свою коллекцию незаконно, а потом вернувшись уже ее собственником[9].

Предмет коллекции характеризуется рядом особенностей, таких как: подлинность, аттрактивность, репрезентативность, уникальность[10]. В настоящее время возрождается традиция коллекционирования, так называемого «собирательства для себя», совсем недавно уступавшая коллекционированию с целью получения прибыли.

Рассматривая процесс частного коллекционирования можно сделать вывод о том, что он предполагает существование тесного взаимодействия с рынком художественных ценностей, наличие связи с выставочной деятельностью, экспозиционной работой, а также непосредственной атрибуцией предметов. Например, выставки проходят в крупных музеях России, таких как ГМИИ им. Пушкина, Исторический музей, Третьяковская галерея и Эрмитаж.

Разнообразие данных особенностей регулируется законодательством РФ, с целью сохранения собственной культурной самобытности и обеспечения долгосрочного социального и культурного прогресса. Однако в настоящий период имеется необходимость в доработке некоторых вышеперечисленных законов.


[1] Цит. по: Федеральный закон от 25.06.2002 г.  № 73-ФЗ (ред. от 27.12.2018 г.) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», ст. 3 // СПС «Консультант плюс».

[2] Клюканова Л. Г. Частное коллекционирование как явление современной культуры // Обсерватория культуры. М.: ФГБУ «РГБ»,  2015 (2), С. 73-77.

[3] Цит. по: Закон Российской Федерации от 15.04.1993 г. № 4804-1 (ред. от 30.03.2018 г.) «О вывозе и ввозе культурных ценностей», ст. 5 // СПС «Консультант плюс».

[4] Закон Российской Федерации от 15.04.1993 г. № 4804-1 (ред. от 30.03.2018 г.) «О вывозе и ввозе культурных ценностей» // СПС «Консультант плюс».

[5] Федеральный закон от 26.05.1996 г. № 54-ФЗ (ред. От 27.12.2018 г.) «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс».

[6] Рыбак К. Е. Налогообложение произведений искусства и предметов коллекционирования // Налоги. 2011. №3. С. 2-5.

[7] Федеральный закон от 26.05.1996 г. № 54-ФЗ (ред. От 27.12.2018 г.) «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс».

[8] Там же.

[9] Федеральный закон от 23.07.2013 г. № 245-ФЗ (ред. от 28.12.2017 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии» // СПС «Консультант плюс».

[10] Клюканова Л.Г. Частное коллекционирование в современной художественной культуре России: диссертация кандидата культурологии, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, СПб, 2017.