Березина Н. М.: Роль музеефикации объектов культурного наследия в их сохранении и популяризации

8410

Н. М. Березина

(Московская область г. Дмитров)

Роль музеефикации объектов культурного наследия в их сохранении и популяризации

Аннотация: Вопрос музеефикации объектов культурного наследия сегодня особенно актуален. Через воссоздание и сохранение памятников и их приспособление к приёму посетителей, погружение в атмосферу эпохи возникновения и жизни объекта, мемориальные дома-музеи живут и рассказывают о себе через музейные экскурсии, событийные мероприятия. Необходимость их  содержания в надлежащем состоянии обусловливаются постоянным экскурсионным потоком и вниманием общественности и специалистов. Вместе с тем, важность научной работы по изучению и популяризации объектов культурного наследия сложно преувеличить как в части пополнения исторических знаний, так обогащения экскурсионных программ, привлечения новых посетителей и популяризации объектов, что является важнейшей задачей музеев.

Ключевые слова: музеефикация; воссоздание, сохранение и популяризация памятников, пополнения исторических знаний, обогащения экскурсионных программ.

Т.M. Berezina (Dmitrov)

The role of museumification of cultural heritage in their preservation and popularization

Abstract: Issues of museumification of cultural heritage today is particularly relevant. Through the reconstruction and preservation of monuments and their adaptation to the reception of visitors, immersion in the atmosphere of the era of the emergence and life of the object, memorial houses-museums live and talk about themselves through Museum tours, events. The need for their maintenance in good condition is due to the constant flow of excursions and the attention of the public and professionals. At the same time, the importance of scientific work on the study and promotion of cultural heritage is difficult to exaggerate both in terms of replenishment of historical knowledge, enrichment of excursion programs, attracting new visitors and promotion of objects, which is the most important task of museums.

Keywords: preservation; recreation, preservation and promotion of monuments, enrichment of historical knowledge, enrichment excursions.


На сегодняшний день музеефикация недвижимых объектов историко-культурного наследия одно из интенсивно развивающихся и перспективных направлений современного музееведения, однако методика музеефикации недвижимых объектов находится в стадии становления.

Исследовательский интерес к музеефикации в настоящее время чрезвычайно высок. Он объясняется тем, что быстро меняющийся мир обостряет музейную потребность, а потому сейчас музеефикации подвергаются культура, сознание, человек. В данный момент музеефикация является не только самым оптимальным вариантом сохранения и использования памятников культуры, но и активно содействует органичному соединению памятника с регионом, обществом, средой бытования. Повышенное внимание, которое представляет собой эта музейная практика, объяснимо значительной ролью историко-культурного наследия в формировании отечественной культуры. Современная музеефикация расширяет круг объектов, меняет прежний взгляд на главенство временной категории над пространственной, уравновешивает их значимость. Необходимо отметить, что музеефикация по-прежнему остаётся самым оптимальным вариантом не только сохранения историко-культурного наследия, но и репрезентацией его в привычном пространственном окружении. Стремительные и порой необратимые утраты культурного пространства очевидны. В связи с этим, необходимо музеефицировать всё то, что сохранилось. Музеефикационная практика стала реальным явлением. Однако существует расхожее мнение о том, что утерянный памятник якобы легко можно реконструировать без ущерба подлинности, что не совсем верно. Освоение историко-культурного наследия не может существовать обособленно, не взаимодействуя с семиосферой культуры.

До сих пор в музейной теории и практике термин «музеефикация» использовался достаточно узко, в основном применительно к недвижимым памятникам, осваиваемым исключительно на месте своего бытования[1]. Однако наметилась тенденция активного приспособления музейной среды, находящейся вокруг историко-культурного памятника в качестве музейного объекта[2]. Активизация музеефикационных практик повлекла за собой множество разноречивых трактовок. Музеефикация ещё не вполне осмыслена в музееведении, так как долгое время являлась прерогативой архитекторов и реставраторов. Поэтому при формировании нового типа комплексных музеев, мегамузеев, возникающих на основе музеев-заповедников, возникает острая проблема, связанная с использованием фрагментов среды, интерпретацией материальных и нематериальных объектов наследия, их отбором, сохранением и приведением в музейное состояние. Музеефикация, как и любой вид музейной деятельности, имеет и практический, и теоретический аспекты. Теории, определяющей направление практической работы, не всегда уделяется достаточное внимание.

Необходимо придать музеефикации чёткие формы и содержание. Соединение музееведческих приёмов и методов исследования с категориями и понятиями философии, культурологии, географии, регионоведения требует рассмотрения темы исследования в междисциплинарном контексте. До сих пор феномен музеефикации историко-культурного наследия изучали преимущественно архитекторы, реставраторы, музееведы, историки, краеведы, оставляя вне поля зрения пространственно-контекстуальные связи и социокультурные аспекты. Особую важность представляют работы М. Е. Каулен[3], касающиеся природы «средовых музеев». Большой интерес имеет концептуальный и эмпирический материал, содержащийся в публикациях журналов «Museum» и «Мир музея». Однако, собственно музееведческих методов, ввиду недостаточной методологической разработанности вопроса, не так уж много. К тому же, феномен историко-культурного наследия изучен далеко не полностью и не вполне систематизирован.

Проблемы музеефикации применительно к социальной среде рассматриваются в работах Н. И. Решетникова. В частности, он при выступлениях на конференциях и в опубликованных статьях заостряет внимание на изучении окружающей среды и формирование исторической памяти, раскрывает понятия музеефикации, демузеефикации и ремузеефикации, отмечает необходимость формирования социального сознания как местного населения, так и вообще всех посетителей музея[4].

Важной тенденцией современности является ускорение, процесса музеефикации историко-культурной среды методом создания музейных комплексов под открытым небом – архитектурного ансамбля как удовлетворение объективной культурной потребности в сохранении; дошедших до нас элементов историко-культурной среды для использования в социокультурном, научном, экономическом процессах[5].

Музей под открытым небом в среде его бытования – архитектурного ансамбля с его территорией археологического наследия – наиболее перспективный в современном обществе метод сохранения историко-культурного наследия, позволяющий не только музеефицировать отдельные уникальные предметы (объекты), но и фрагментарно реконструировать, консервировать и транслировать будущим поколениям историко-культурную среду в наиболее неискаженном виде.

Музеефикация — направление музейной деятельности, заключающееся в преобразовании историко-культурных или природных объектов в объекты музейного показа с целью максимального сохранения и выявления их историко-культурной, научной, художественной ценности. Хотя музееефикацией в широком смысле слова можно считать переход в музейное состояние любого объекта, термин, как правило, употребляется по отношению к недвижимым объектам, средовым объектам и объектам нематериального наследия.

Понятие «музеефикация» употреблял в своих работах еще Фёдор Иванович Шмит[6], но утвердился этот термин в советском музееведении после Великой Отечественной войны в период широкомасштабных работ по реставрации историко-культурного наследия и организации музеев-заповедников. В этот период принято было выделять две формы музеефикации: «под музей», т.е. использование памятника под экспозиции и музейные службы, и «как музей», то есть превращение памятника в самостоятельный объект музейного показа. Сегодня всё чаще используется частичная (или «мягкая») музеефикация, не предполагающая полного изъятия объекта из среды бытования и допускающая выполнение им изначальных функций (напр., музеи-храмы, находящиеся в совместном использовании музея и религиозной общины). Выбор формы и методов музеефикации определяется типом памятника, его историко-культурной ценностью и состоянием. Наибольшее число среди музеефицированных объектов составляют памятники архитектуры. Важной тенденцией развития современного музейного мира является неуклонно возрастающий удельный вес ансамблевых и средовых музеев, созданных на основе музеефицированных памятников, которые становятся всё более многочисленными и посещаемыми среди общего числа музеев.

В последние десятилетия появилась очень полезная тенденция, вписывающаяся в рамки зарубежного опыта сохранения историко-культурного наследия — музеефикация археологических памятников в условиях естественного ландшафта. На территории бывшего СССР имеется множество территорий, достаточно удалённых от районов с большой техногенной нагрузкой, на которых существуют крупные и важные археологические памятники, принадлежащие самым различным культурам[7].

Многие из них имеют сохранность, при которой можно проектировать сохранение и музеефицирование памятника в естественной обстановке природной среды, когда он производит наиболее выигрышное впечатление на посетителей. В ряде случаев уже можно говорить о воплощении этих идей в реальности: Генуэзская крепость в Судаке (Крым), античный город Горгиппия (Краснодарский край), парк «Зарядье» в Москве и некоторые другие.

Мы рассмотрим принцип музеефикации комплексного объекта – памятника культуры, искусства, архитектуры и археологии на примере малого города России Дмитрова, имеющего на территории своей центральной части архитектурный, культурный и исторический памятник «Ансамбль присутственных мест, XIX в.». Город знакомит нас с древнейшим памятником оборонного зодчества древней Руси, который в 1154 году был заложен ростово-суздальским князем Юрием Долгоруким как пограничная крепость. Со временем, меняя облик и обрастая посадами вокруг земляного вала, к концу XIX века сформирован и по сей день сохранён в большей своей части каменный город с архитектурной застройкой, выполненной в смешанном стиле. Определить однозначно архитектурный стиль этого ансамбля очень сложно, поскольку чего здесь только не намешано, но всё-таки не эклектика, уж слишком гармонично всё выглядит. Состояние самих зданий сегодня требуют реставрационных работ. Сами же земляные валы, которые также являются памятником истории, археологии и архитектуры федерального значения «Земляные валы, XVI в.», обрамляют территорию древнего Дмитрова, формируют его микросреду и микроклимат, несмотря на некоторую деформацию и утрату прежней высоты стен укрепления. Природная среда и открытый доступ любопытных пешеходов неумолимо сказываются на степени сохранности объекта: наблюдаются изъязвления склонов, оползание насыпи склонов.

Говоря про музеефикацию ансамблевой застройки, важно понимать, что разработку концепции музеефицирования памятников необходимо вести в условиях естественного ландшафта и микросреды всех имеющихся объектов внутри вала, на территории Исторической площади, поскольку это и есть его среда бытования. Археологическое наследие здесь неразрывно вплетено страницами истории древней Руси, сочетая отпечатки каждого этапа жизни населения и становления государственного строя, о чём мы сможем более подробно узнать из научных трудов историков и археологов. Археологическое изучение Дмитровского кремля было начато относительно недавно, в 1933-1934 годах, отрядом экспедиции ГАИМК (ныне Институт археологии РАН) под руководством Н. П. Милонова.

В большинстве случаев определяющим является влияние геологической среды, имеющее направление, как на сохранение, так и на разрушение различных элементов памятника. В конечном итоге, искать вариант грамотной реконструкции, консервации и музеефикации приходится именно в геологической среде. При раскопках, в любом случае, изменяются сложившиеся в течение длительного времени условия консервации разрушенных или полуразрушенных памятников, и начинается иногда невиданное по скорости разрушение, вызванное переменой обстановки (взаимодействие с атмосферой, изменение температурно-влажностного режима и т.д.). И это, по-видимому, послужило, толчком к ухудшению условий сохранения фундаментов и самих стен объектов. Болевой точкой для зданий ансамбля в последние годы стало недостаточное обеспечение систем водоотведения и отсутствие дренажной системы, тем самым неся существенную проблему по сохранению памятника. К сожалению, решения о способе музеефикации того или иного памятника часто принимаются без учета состава, состояния, свойств грунтов, слагающих и окружающих объект, а также технологических возможностей реставрации и последствий их применения. При сохранении археологических памятников в условиях естественного ландшафта необходимо учитывать возможность их длительного, управляемого, безаварийного существования. По естественным причинам не все грунты могут соответствовать этому требованию. Музеефикация ни в коем случае не должна становиться печальным эпилогом в истории существования памятника. Она обязана базироваться на строго рассчитанном эксплуатационном режиме, основу которого составляет тщательное изучение инженерно-геологических условий функционирования природно-археологической системы. Сейчас к решению археологических проблем инженеры-геологи привлекаются чаще. Изучение изменения геологической среды требуется производить с известной периодичностью, поскольку ситуация может меняться. Опыт показывает, что цели и задачи, возникающие при этом, весьма разнообразны. Это объясняется как спецификой того или иного памятника (тип, возраст, степень сохранности, геологические условия), так и планируемым вариантом его сохранения (консервация, реставрация, реконструкция, музеефикация). Инженерно-геологические исследования памятников позволяют оценить влияние природных геологических процессов на способы хозяйствования, условия жизни древнего населения, а также давать обоснованные рекомендации по вариантам музеефикации природно-археологических систем с учётом реального состояния объекта, окружающей его геологической среды и уровня современных природных и техногенных воздействий. Без детального инженерно-геологического изучения, ориентированного на специфику конструкций, технологию первоначального строительства и историю эксплуатации архитектурных и археологических памятников, в настоящее время невозможно получать полностью достоверные сведения, необходимые для музеефикации. Мало формально знать возраст памятника, его назначение и конструкцию, геологическое строение, свойства грунтов и положение уровня грунтовых вод. Необходимо определить формы и виды взаимодействий различных элементов природно-археологической системы и подобрать оптимальный режим сохранения или музеефикации памятника.

Благоустройство территории Дмитровского кремля как туристического объекта началось в начале нынешнего века – в 2001 году. У Пятницкого пролома установили памятник Юрию Долгорукому; в 2004 году рядом с Успенским кафедральным собором появился монумент Кириллу и Мефодию; реконструирована деревянная Никольская проездная башня.

Вопросы, к сожалению, сегодня решаются фрагментарно, с условным учётом возможности размещения новых малых архитектурных форм.

Музеефикация исторических зданий, которые являются памятниками истории, архитектуры и культуры, могут и становятся музейными выставочными инсталляциями, посвящёнными истории каждого здания, известным людям, проживавшим или работавшим в нём, а также основным историческим событиям, к которым здание имеёт отношение. Сегодня перед Музеем-заповедником «Дмитровский кремль» стоит объёмная задача не только сохранения вверенных в управление объектов истории и культуры, но и их популяризация ‑ музеефикация в целях развития внутреннего туризма. Одним из таких примеров которого в начале XXI века стало восстановление и реставрация Успенского кафедрального собора, прежде в помещениях которого находился Дмитровский краеведческий музей. В ближайшие годы здание «Тюрьма», которое входит в состав памятника «Ансамбль присутственных мест, XIX века» также может стать памятником истории и архитектуры через организацию экспозиции ‑ воссоздание интерьеров тюремных камер. Реализация таких проектов является возвращением исторического долга и даёт возможность более полного использования потенциала исторических зданий и ансамблей. Выставочные инсталляции в исторических зданиях ансамблей представляют собой выставки, расположенные в витринах и на стендах, где представлены предметы, документы, фотографии и другие экспонаты, раскрывающие те или иные исторические темы, связанные с этим зданием. Такие выставки могут быть размещены в отдельном зале или в части зала, в коридорах, на лестничных площадках. Особенно важным условием таких инсталляций является дизайнерское и художественное оформление. Таким образом, каждый сотрудник или посетитель этого здания имеет возможность познакомиться с его историей. Эти инсталляции напоминают нам об исторических корнях наших предков, которые строили и укрепляли Российское государство, доставшееся нам в наследство. Тем самым мы возвращаем людям историческую память. Это создает современную интеллектуальную и культурную среду, позволяющую вдохнуть новую жизнь в исторические памятники города.

Музеефицируемые элементы исторической среды объективно присутствует в современной среде, и их перевод – музеефикация в первую категорию памятника историко-культурного наследия требует специфических адекватных научно-исследовательских процедур и практических мероприятий, важнейшими из которых являются: определение памятника как материализованного носителя традиционной строительной традиции; определение духовной и материальной ценности объекта; теоретическое обоснование процента музеефикации, практическая работа по дальнейшему сохранению объекта. Важным аспектом в формировании интереса и проблематики сохранения памятников и активизации интеллектуального профессионального сообщества является проведение форумов, симпозиумов и конференций, где освещается наработанный опыт и имеется возможность получения рекомендаций и компетентных проектных решений. Также важно вовлекать в процесс реставрации и музеефикации объектов и заручаться поддержкой Всероссийского общества по охране памятников истории и культуры (ВООПИиК), Союза реставраторов России и Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест ИКОМОС РФ, волонтёров и студентов специализированных ВУЗов. Следуя целям  музеефикации, мы тем самым преодолеваем путь не только исследования, изучения, восстановления и популяризации памятников, но и частично решаем вопрос финансирования на его содержание через привлечение дополнительных туристических потоков.

Реставрация в архитектуре и искусстве, укрепление и восстановление разрушенных, повреждённых или искажённых памятников истории и культуры (архитектурных сооружений, произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, археологических находок и пр.) с целью сохранения их исторического и художественного значение (как частный случай — с целью вернуть первоначальный облик). Реставрация является составной частью охраны памятников истории и культуры и имеет важное значение для общей истории и истории культуры. Проводимые при реставрации исследования нередко коренным образом меняют сложившиеся концепции исторического развития объекта. Попытки реставрации памятников архитектуры известны уже в античный период, однако до рубежа XVIII и XIX веков они обычно сводились к простому ремонту. На рубеже XVIII и XIX веков задачей реставрации стали считать «восстановление первоначального облика» или «великолепия» повреждённых или искажённых позднейшими перестройками и переделками памятников. Однако цель была поставлена ошибочно. Отсутствовала и научно разработанная методика реставрации. Это приводило к искажениям и даже утратам выдающихся памятников культуры. Существенные ошибки допускались при реставрационных работах в России и в середине XIX века. Отдельные ценные научные реставрации проводились уже в первые десятилетия XIX века. Лишь с конца XIX века накопление систематических знаний в области истории искусств и материальной культуры, а также инженерно-технических знаний сделало возможной подлинно научную реставрацию. В России на производство реставрационных работ начала оказывать благотворное влияние Археологическая комиссия Русского археологического общества. На рубеже XIX и XX веков складывается научная теория реставрации, наиболее разработанная в отношении памятников архитектуры.

Основу теории современной реставрации составляет понятие о реставрационном методе и дифференциации различных реставрационных методов, из которых для современной практики имеют значение три: консервация ‑ работы, не меняющие облик памятника, сохранившийся к моменту начала этих работ; реставрация – укрепление памятника с сохранением внешнего облика, воссоздание – полное воспроизведение памятника или его частей. Для реставрации могут применяться различные материалы, но внешне они должны приближаться к материалам, из которых был сооружен памятник, хотя подделка под подлинный материал не допускается. Разборка подлинных частей памятника, как правило, исключается, так как современная техника реставрации позволяет укреплять поврежденную кладку без её нарушения. Реставрационным работам предшествует тщательное и всестороннее исследование памятника: натурное (архитектурное и инженерное) и историко-архивные изыскания. На натуре изучаются причины обветшания, повреждений, нарушения статического равновесия памятника; для исследования состояния конструкций используются технические средства. Выясняются возможные способы устранения повреждений и деформаций памятника и исследуются специфические особенности основных строительных материалов и растворов. Если состояние памятника угрожающее, то уже в процессе предварительного обследования принимаются меры по аварийному ремонту.

Изучаются элементы и детали, относящиеся к первоначальному облику здания, его стилевая характеристика, имеющиеся позднейшие наслоения, пристройки и переделки с их строительными и стилистическими особенностями, историческая и художественная ценность этих наслоений, пристроек и переделок. Часто одновременно с реставрацией составляется проект приспособления памятника к его новому использованию (например, бывшего жилого дома для размещения музейной экспозиции), и здание приспосабливают уже под нужды и интересы туристов, правообладателей и пользователей объекта. Сегодня такие здания могут принадлежать как государственному учреждению, так и частному лицу, готовому исполнять охранные обязательства по его содержанию и пользованию. При реставрации внутреннего и наружного убранства необходимые раскрытия ведутся послойно и с большой осторожностью, так как в наслоениях могут быть ценные фрагменты или их следы. Раскрытия проводятся только после предварительных зондажей или шурфов, когда известно, что под наслоениями есть ценные и хорошо сохранившиеся элементы. Замена и восстановление разрушенных элементов производятся только на основе бесспорных данных об их первоначальном или прежнем облике. В количественном соотношении подлинных и восстановленных частей и элементов обязательно должны преобладать первые. Нередки примеры восстановления фресок в православных храмах по всей России. При невозможности проведения оперативных реставрационных работ применяется меры по консервации объектов (от лат. conservatio — сохранение), совокупность мер, обеспечивающих на длительное время сохранение облика (первоначального или к моменту поступления на консервацию), механической прочности и химической инертности памятников истории и культуры, археологических находок, произведений архитектуры, изобразительных и декоративных искусств. Консервация тесно связана с реставрацией. При консервации сооружений укрепляют грунт, стены, своды, возводят защитные павильоны и навесы, предотвращая разрушение памятника в период до его реставрации. Деревянные постройки пропитывают бесцветными водоотталкивающими и укрепляющими синтетическими соединениями и другими защитными составами. Монументальную живопись на стенах архитектурных памятников укрепляют преимущественно высокопрочными смолами, которые сохраняют цвет и фактуру живописи, не нарушая воздухо- и паропроницаемости красочного слоя и грунта.

Это все те меры, которые могут позволить предотвратить стремительное разрушения памятников до момента реставрационных работ.

Успех консервации зависит от соблюдения режима хранения, определённого для каждого рода предметов. Разработкой методов консервации и её осуществлением занимаются специализированные лаборатории и реставрационные мастерские, археологические институты с использованием материалов библиотек, музеев и их архивов, а также специальные архитектурные научно-реставрационные мастерские. Музей-заповедник «Дмитровский кремль» имеет богатейшие архивы, графические материалы, литературные научные работы, которые необходимо изучать и учитывать при реставрации и музеефикации исторических объектов, представляющих кладезь городов древней Руси. Все перечисленные выше способы сохранения недвижимых памятников являются необходимой и неотъемлемой частью работы и пристального внимания органов охраны памятников и их пользователей. Музейное использование, как правило, единственный возможный вариант использования памятника архитектуры и археологии. Соответственно, музеефикация – не просто оптимальный, но единственный путь включения таких памятников в современную культуру. Одновременно она позволяет решить проблему сохранения, ибо после археологических раскопок и полевой научной фиксации археологический объект, как правило, разрушается, зарастает, засыпается и со временем исключается из охранных списков. Так и памятник архитектуры, попав в руки коммерческой организации, становится закрытым для доступа широкого круга туристов и исследователей. Туризм по охраняемым природным территориям может быть ключевым фактором в деле сохранения природного и культурного наследия. Он генерирует финансовые ресурсы за счёт взимания платы за вход и обслуживание, отчисления налогов в местный бюджет и за счет других поступлений.

 Эти финансовые ресурсы могут напрямую использоваться для возмещения расходов на охрану природы, поддержание культурных традиций и повышение уровня образования. Опосредованно, через демонстрацию экономической значимости охраняемых территорий для региона или страны в целом, можно получить общественную и государственную поддержку в вопросах сохранения наследия. Благодаря реставрационным работам, которые масштабно прошли в преддверии юбилейной даты города Дмитров в 2000-2004-х годах на территории Дмитровского кремля, мы сегодня можем наблюдать все здания памятника культурного наследия «Ансамбль присутственных мест, XIX века». Достопримечательное место притягивает туристов и горожан.

Организованный и управляемый туризм любой исторической территории может содействовать охране или восстановлению культурного наследия, как на местном, так и на региональном уровне. Туризм может обеспечить дополнительные доходы для содержания и ремонта исторически ценных зданий и ландшафтных особенностей. Средства могут собираться напрямую через взимание платы за посещение, либо опосредованно, через уплату местных налогов. Культурное наследие края также присутствует через бытование и инсталляции обычаев в местных традициях.

Время от времени туристы ищут подлинных впечатлений. Поэтому важно развивать имеющиеся ценности и развивать мощности, грамотно приспособив их и оборудовав для посещения, создавая культурные фестивали и другие традиционные события. Обогащая впечатлениями туристов от посещения исторических мест, тем самым поощряя их более длительное пребывание на территории. Демонстрация культурного богатства помогает изменять поведение и взгляды местных жителей и туристов, тем самым они становятся сторонниками охраны памятников старины и народных традиций. Кроме того, сохранение местных традиций и памятников на должном уровне развивают в местных жителях чувство гордости своим краем.

В настоящее время, на волне развития туризма в нашем регионе, было бы недальновидным не использовать сохранившееся в полном объёме здания всего ансамбля в среде его бытования – территории Дмитровского  кремля.

Неповторимая особенности архитектуры, богатое историческое прошлое, возможность прикоснуться к нему, использование театральных эффектов привлечет в Дмитровский кремль  большое количество туристов. При этом очень важно подходить к вопросу комплексно, в том числе с привлечением таких организаций как АЭРОНАТЦ (базируется в Дмитровском районе).

Культурная политика фактически формирует жизненное пространство, в котором живёт, действует и творит человек. Таков процесс взаимодействия: политика заинтересована в культуре как средстве очеловечивания её прагматических решений, а культура заинтересована в политике как связующем звене с жизнью человека и общества.

Культура всегда приобретается дорогой ценой. Да, не сохранилось многое, что сегодня, безусловно, было бы признано культурным наследием. Но правомерно ли говорить в таком случае о катастрофической утрате культурного наследия?

Новый подход к пониманию ценности памятников истории и культуры должен в известной мере снять стресс, возникающий при мысли об утраченном наследии. Движение в поддержку экологии культуры с каждым днём нарастает, что обеспечивает возможность действенного контроля со стороны общественности за сохранением культурного наследия. И, наконец, человеческий фактор, которому ныне уделяется первостепенное значение, становится истинным гарантом активизации общественного интереса к памятникам истории и культуры во всем их многообразии и неповторимости.

Историческая преемственность развития культуры, воплощённая в памятниках, и осознание живой их связи с современностью, являются главными побудительными мотивами общественного движения в защиту культурного наследия. Памятники истории и культуры являются носителями определенного исторического смысла, свидетелями народной судьбы, а значит, служат воспитанию поколений, пресекая национальное беспамятство и обезличивание.


[1] Музейные термины // Терминологические проблемы музееведения: Сб. трудов / ЦМР СССР. М., 1986; Российская музейная энциклопедия. М., 2001.

[2] Об этом см.: Веденин Ю. А. Культурно-ландшафтный подход к сохранению наследия / Ю. А. Веденин // Обсерватория культуры. 2013. № 1.

[3] Каулен М. Е. Музеефикация историко-культурного наследия России. М.: Этерна, 2012.

[4] Решетников Н.И. Проблемы музеефикации архитектурного наследия и градостроительства Каргополья // Актуальные проблемы изучения и сохранения архитектурно-градостроительного наследия исторических поселений. Материалы XIII Каргопольской научной конференции. Каргополь / Науч. ред. и сост. Н. И. Решетников, Н. И. Тормосова, 2015; Он же. Проблемы музеефикации историко-культурного и природного наследия // Научно-исследовательская работа в музее. Материалы XV Всероссийской научно-практической конференции. (Москва, 3-4 апреля 2015 г.) / Науч. ред. и сост. Н. И. Решетников, И. Б. Хмельницкая. М.: Изд-во «Экон-информ», 2016; Он же. Музеефикация как решение комплекса проблем охраны и использования историко-культурного и природного наследия // «Музеефикация историко-культурного наследия: теория и практика»: теория и практика. Материалы III Международного симпозиума.  Уфа: ГБУ НПЦ РБ, 2018. С. 160-175; Он же. Музей и музееведческие проблемы современности. ЭПИ «Открытый текст», 2015 // http://opentextnn.ru/museum/N.I.Reshennikov._Museum_and_the_Museological_problems_of_modernity/?id=6067

[5] Методика и практика сохранения памятников архитектуры. М., 1974; Михайловский Е. В. Реставрация памятников архитектуры. М., 1971.

[6] См.: Шми т Ф.И. Музейное дело: Вопросы экспозиции. Л.: Академия, 1929.

[7] Медведев А. Н. Музеефикация памятников археологии в России. М., 2004.