Шкатулка «Марья Моревна»
Автор: Г.К. Буреев
Период создания: 1956 г.
Материал, техника: папье-маше, яичная темпера, лак, роспись
Размер: 26,5х20х7 см
Место создания: Палех
Буреев Григорий Константинович (1900-1972)
Родился 28 января (16 января по старому стилю) 1900 года в деревне Свергино ныне Палехского района Ивановской области в семье иконописца.
В 1912-1917 годах учился в учебных мастерских Комитета попечительства русской иконописи у мастера И.М. Баканова, расписывал иконы.
Участвовал в Первой мировой войне. Вернувшись домой, работал на лесозаготовках. В 1928 году одним из первых был принят в Артель древней живописи.
Г.К. Буреев занимался монументальной живописью (участвовал в оформлении павильона центральных областей ВСХВ), театрально-декорационным искусством (участвовал в подготовке декораций к опере «Золотой петушок» в постановке Саратовского театра оперы и балета), реставрацией, росписью по фарфору, книжной иллюстрацией (совместно с А.В. Ковалёвым оформил книгу П.П. Бажова «Каменный цветок»). С 1932 года участвовал в выставках. В 1941 году принят в Союз художников РСФСР.
Умер 8 сентября 1972 года. Похоронен на кладбище в посёлке Палех.
Палехская миниатюра
Русский народный художественный промысел, развившийся в посёлке Палех Вязниковского уезда Владимирской губернии (ныне Палехский район Ивановской области). Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, картины, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и прочее.
Своеобразное и тонкое искусство лаковой миниатюры Палеха вобрало в себя как основу принципы древнерусской живописи и народного творчества. Наряду с развитием древних традиций оно несёт в себе поэтическое видение мира, свойственное русским народным сказкам и песням.
Самостоятельный палехский стиль иконописания сформировался только к середине XVIII века. Он вобрал в себя и развил основные принципы и элементы новгородской и строгановской школ и живописи Поволжья второй половины XVII века. В XVII-XIX веках палехские мастера неоднократно выполняли заказы на иконы в новгородском стиле или в характере московской фрязи.
Чёрный стал основным цветом фона и отличительной чертой палехской лаковой миниатюры. Типичные сюжеты для нее заимствуются из повседневной жизни, классических, сказочных, былинных литературных произведений и песен. Колорит миниатюры построен на сочетании трех основных цветов – красного, жёлтого и зеленого с обилием золотой штриховки.
Композиция обычно обрамляется изысканным орнаментом, выполненным творёным золотом. Пишут палехскую миниатюру темперой – краской, приготовленной на основе яичного желтка.
Отличительными чертами палехской школы являются:
- миниатюрное (мелочное) многоклеймное письмо (клейма — серия мелких картин, которые дополняли основной сюжет, размещенный в середине (середняк));
- общий мягкий тон письма;
- живописность и многообразие элементов композиции (ярусное построение, однофигурная композиция, единая композиция повествовательного характера, односюжетная многофигурная композиция);
- узорчатость палатного письма (узорчатость изображения зданий);
- разнообразие радужных сияний;
- вписание гор остроконечными лещадками (вертикальные плоскости в
- изображении горок);
- деревья с натуральной листвой;
- удлинённость фигур;
- тонкость плави голов и обнажённых частей фигур (плавь – прозрачный слой краски, из-под которой просвечивает нижний слой; головы и части тела писали несколькими плавями);
- пробелы (линии, обозначающие складки одежды и накладываемые по определённой системе для выявления формы), широкие и светлые, с резкой и очень тонкой белой оживкой (обозначение белилами световых бликов в виде линий, кавычек на выпуклых местах изображения), наносятся краской или золотом.
Краткая история Палехской миниатюрной живописи
Палех издавна был знаменит иконописью. Наивысшей точки мастерство палехских иконописцев достигло в XVIII–XIX веках. Местные мастера помогали расписывать и реставрировать Грановитую палату, церкви Троице-Сергиевой лавры, Новодевичий монастырь.
В 1917 году иконопись попала под запрет, и палехским художникам пришлось искать новые сферы для творчества. Уже через год мастера занялись росписью по дереву и объединились в Палехскую художественную декоративную артель. Позднее художники открыли для себя папье-маше, которое уже давно применяли в своем творчестве миниатюристы села Федоскино. На этот материал палешане перенесли характерную для иконописи стилистику и технику темперной живописи. В 1924 году несколько палехских мастеров основали Артель древней живописи. Через год палехские шкатулки отправились на Всемирную выставку в Париж.
Изящные работы, выполненные вручную золотой росписью на черном фоне, стали необычайно популярны как в СССР, так и в Европе. С 1934 года на дне шкатулок ставилась золотая подпись «Made in USSR» (после 1992 года – «Made in Russia»), служащая знаком подлинности изделия. Позднее появился и знаменитый товарный знак палехской миниатюры – Жар-птица. Число мастеров с каждым годом росло. В 1954 году были открыты Палехские художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР.
Сегодня в Палехе работают как мастерские Художественного фонда, так и частные. В Палехском художественном училище им. М. Горького ведется обучение по специальности – «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (лаковая миниатюрная живопись).