Компьютерная реставрация и обработка изображений стеклянных негативов коллекции Г.Н. Малиновского для создания выставки

128

Доклад научного сотрудника Долгопрудненского историко-художественного музея И.В. Кувыркова на научно-практической конференции «Научно-исследовательская деятельность в музее», проходившей 21 марта 2025 года в Московском государственном институте культуры.

В 2021 году в фонды музея поступила коллекция стеклянных фотографических негативов, созданных фотографом-любителем Григорием Николаевичем Малиновским. Общее количество стеклянных негативов составило 367 единиц, в подавляющем большинстве представляющих из себя сдвоенные снимки, предназначенные для стереопросмотра. В основном негативы находились в удовлетворительном состоянии, несмотря на то, что хранились на чердаке частного дома. Однако около 20 негативов были в плачевном состоянии: часть из них разбита, другая оказалась с повреждённым фотослоем – либо отслоившимся, либо с прилипшей бумагой, в которую они были завёрнуты.

Разбитая пластина с утратами
Разбитая пластина с утратами
Пластина с прилипшей бумагой в левой нижней части
Пластина с прилипшей бумагой в левой нижней части
Пластина с отслоившейся эмульсией в правой части
Пластина с отслоившейся эмульсией в правой части

Негативы были очищены от пыли, стороны без эмульсии отмыты дистиллированной водой. Следующим этапом стало сканирование на сканере Epson Perfection V700 Photo. Данный сканер имеет возможность сканирования на просвет, необходимого для оцифровки прозрачных фотоматериалов. Сканирование прозрачных фотоматериалов должно производится без контакта материала с предметным стеклом сканера из-за возникновения эффекта колец Ньютона, вызванных неидеальной плоскостью соприкасающихся поверхностей.

Кольца Ньютона при соприкосновении двух стеклянных поверхностей
Кольца Ньютона при соприкосновении двух стеклянных поверхностей
Пример сканирования негатива с кольцами Ньютона
Пример сканирования негатива с кольцами Ньютона

В комплекте сканера отсутствовали фиксаторы фотоматериалов требуемого формата, поэтому пришлось разработать и изготовить собственный держатель, обеспечивающий минимальное расстояние между предметным стеклом и негативом для попадания в глубину резкости сканера.

Сканирование производилось с оптическим разрешением 1200 dpi, что составляет 2231 точку на квадратный миллиметр. Сканирование с бóльшим разрешением не приводило к увеличению качества изображения – в изображении не увеличивалась чёткость, но начинали просматриваться гранулы серебра, формирующих изображение на фотопластине.

Таким образом была отсканирована вся коллекция фотопластин Малиновского – как для будущего использования в выставочной деятельности, так и для размещения в Госкаталоге. Согласно с условиями дарения сканы негативов был выложены на сайте музея и стали общедоступными для изучения независимыми исследователями.

Следующим этапом подготовки выставки стала атрибуция изображений. Было выявлено, что все негативы были сделаны в короткий промежуток времени – с 1903 по 1906 год. Бо́льшая число негативов относилось к Саратову и окрестностям, также значительные части относились к железнодорожной тематике и святым местам – храмам и монастырям. Благодаря собственному кругозору и поискам в интернете по схожим изображениям удалось атрибутировать только часть негативов. Однако благодаря помощи краеведов из Саратова подробную атрибуцию получил корпус изображений, относящийся соответственно к Саратову и окрестностям. С атрибуцией некоторых других негативов помогли добровольные помощники, которые смогли ознакомиться с фотографиями на сайте музея. В результате хотя длительного, но увлекательного процесса, практически все негативы, на которых имелись какие-либо сооружения, надписи или подписи, получили привязку к месту съёмки. Примерно половину негативов атрибутировать не представляется возможным, так как они не подписаны и на них отсутствуют детали или надписи. К таким снимкам в основном относятся портреты людей, съёмки на природе, внутри некоторых помещений и в сельской местности.

Для создания выставки было принято решение отобрать 40 лучших фотоснимков. Двадцать из них наиболее эстетически и технически совершенных одинарных изображений (которые выбирались из стереопар) – для печати репродукций и остальные двадцать – с наиболее выраженным эффектом объёма для демонстрации стереоизображений. Часть выставки с демонстрацией стереоизображений можно считать уникальным событием, упоминаний о подобных выставках обнаружено не было.

Этап цифровой реставрации оказался самым кропотливым и трудозатратным и продолжался несколько месяцев. Реставрация проводилась при помощи графического редактора Adobe Photoshop CC 19. С изображений были удалены следы бытования:

  • следы прилипшей пыли;
  • царапины и трещины фотослоя;
  • пятна, появившиеся от плохой промывки от проявителя или фиксатора;
  • в некоторых случаях пришлось восстанавливать небольшие утраты.
Фрагмент фотоснимка до удаления следов бытования (слева) и после (справа)
Фрагмент фотоснимка до удаления следов бытования (слева) и после (справа)

Особую сложность представляло выравнивание яркости и контрастности. Так как снимки были созданы на несовершенном фотоаппарате начала XX века, не всегда с правильной экспозицией и соблюдением технологии процесса проявки, образовались зоны с разными плотностями цвета на разных участках одного и того же снимка.

Финишной обработкой стало кадрирование и выравнивание по горизонту.

Фотоснимок до реставрации (слева) и после (справа)
Фотоснимок до реставрации (слева) и после (справа)

При создании выставочных планшетов был выбран размер 84х59,4 см для дальнейшего помещения в рамки модели «Нельсон» формата А1.

Под указанный размер был разработан шаблон для Adobe Photoshop CC 19, в котором левую и бóльшую часть занимало собственно изображение, а оставшееся пространство в правой части использовалось для пояснительной подписи и сопутствующего изображения, дополнявшем по смыслу основное.

Готовый вариант планшета
Готовый вариант планшета

Отдельно производилась подготовка стереоизображений. Реставрация производилась по тем же принципам, но необходимо было решить важную задачу – каким образом представить стереоизображения зрителям, чтобы они ощутили объём?

Вариантов показа стереофотографий публике немного. Обычно это осуществляется с применением дополнительного оборудования – стереоскопов различных типов и конструкций, но они подходили для индивидуального просмотра, а не группового.

Единственный бюджетным, но эффектным способом показа стереоснимков стали анаглифы. Это сдвоенные красно-синие изображения для рассматривания в соответствующих очках с красным и синим светофильтрами для левого и правого глаза соответственно. Таким образом, человек одним глазом видит синюю часть изображения, другим – красную, получая эффект объёма при рассматривании плоского изображения.

Поиск программного обеспечения для создания анаглифических изображений привёл к малоизвестной программе StereoPhoto Maker Ver. 4.34. Сложность интерфейса StereoPhoto Maker компенсировалась широким спектром настроек.

Интерфейс StereoPhoto Maker Ver. 4.34
Интерфейс StereoPhoto Maker Ver. 4.34

С помощью StereoPhoto Maker производились следующие операции:

  • вручную или автоматически выровнены левые и правые части изображений по вертикали, горизонтали и углу поворота;
  • автоматически выровнены яркость левого и правого изображения;
  • подобран оптимальный сдвиг каждой пары изображений для достижения наибольшего пространственного эффекта (с проверкой в анаглифических очках).
Пример подготовленного анаглифического изображения
Пример подготовленного анаглифического изображения

Оставалась последняя операция – печать анаглифов, которая приподнесла неприятный сюрприз.

Проблема заключалась в том, что оттенок светофильтра должен совпадать с цветом на отпечатке, но для синего цвета, из-за особенностей печатных машин, работающих в цветовом пространстве CMYK, это достичь этого очень сложно.Несовпадение голубого цвета в моделях RGB и CMYK

Несовпадение голубого цвета в моделях RGB и CMYK

Пришлось сделать множество пробных отпечатков изображений на различном печатном оборудовании, пока на одном из них совпадение синего цвета не получилось удовлетворительным.

Законченная выставка получила название «Чуть больше века назад» и представила срез повседневной жизни Российской Империи начала XX века сквозь объектив фотографа-провинциала. Уникальность выставки состояла в демонстрации стереоскопических анаглифных изображений, предтечей современной виртуальной реальности.

Афиша выставки
Афиша выставки

Технически выставка представляла собой двадцать рамок размером 59х84 см с репродукциями и подписями и двадцать анаглифных стереоизображений размером 50х50см, напечатанных на плёнке и наклеенных на листы полистирола. Для просмотра стереоизображений посетителям предоставлялись одноразовые анаглифные очки в картонной оправе. Предлагалась и другая, более традиционная техника просмотра стереоизображений – при помощи стереоскопа, для чего были подготовлены соответствующие комплекты стереокарточек. Экспозицию дополняли предметы из коллекции Г.Н. Малиновского, вошедшие в фонды Долгопрудненского музея: стеклянные обычные и стереоскопические негативы, картонные коробки от дореволюционных фотопластин и деревянный ящик для хранения фотопластин с владельческой латунной табличкой «Негативы фотографа-любителя Григория Николаевича Малиновского». Дополнительными экспонатами стали представленные из фондов музея и частных коллекций различные оптические приборы первой половины XX века: стереоскопы, электрические и керосиновые диапроекторы, фотоаппараты, а так же соответствующие фотоматериалы: стереослайды, стереокарты, стеклянные и плёночные диапозитивы, диафильмы.

Выставка была открыта в Долгопрудненском историко-художественном музее 23 апреля 2022 года.

Открытие выставки в Долгопрудненском историко-художественном музее
Открытие выставки в Долгопрудненском историко-художественном музее

Для того, чтобы выставку взяли на экспонирование другие площадки, была подготовлена информационно-справочная документация, содержащая:

  • краткое описание сути выставки;
  • пояснения что такое анаглифные изображения;
  • уменьшенные изображения репродукций;
  • биографию Г.Н. Малиновского;
  • пример афиши с используемыми шрифтами.

В комплекте выставки предлагались анаглифные очки.

Благодаря обстоятельному комплекту документации и необычности выставки стереоизображений, её приняли другие площадки Подмосковья и Москвы. В 2022 году выставку приняла «Художественная галерея им. В.Коробкова» (Лобня), дважды, в 2022 и 2023 годах – Музейно-выставочный комплекс «Артишок» (Химки), в 2023 году Люберецкая картинная галерея и в сокращённом виде (только стереоизображения) выставка демонстрировалась в Главном военном клиническом госпитале им. Н.Н Бурденко (Москва).

Выставка в «Художественной галерее им. В.Коробкова» (Лобня)
Выставка в «Художественной галерее им. В.Коробкова» (Лобня)
Выставка в музейно-выставочном комплексе «Артишок» (Химки)
Выставка в музейно-выставочном комплексе «Артишок» (Химки)
Выставка в Главном военном клиническом госпитале им. Н.Н. Бурденко (Москва)
Выставка в Главном военном клиническом госпитале им. Н.Н. Бурденко (Москва)