Железная дорога

5013

Автор — методист Долгопрудненского историко-художественного музея Николай Иванович Решетников.

Странно, что о Савёловской железной дороге нет фундаментальных исследований и даже полноценных краеведческих очерков. «Неправда, ‑ скажет любопытный читатель, ‑ есть исследования. Откройте интернет и найдёте там массу сведений». Правильно. Найдём. Большие статьи там имеются. И в Энциклопедии Долгопрудного информация есть, в том числе изобразительный материал. Но я о другом. Я об очерках истории края. Какова роль Савёловской железной дороги в жизни горожан, в истории поселения, которое ныне называется городской округ Долгопрудный?

У нас изданы замечательные книги, раскрывающие особенности истории Долгопрудного (см. примечания), но подобной книги о Савёловской железной дороге нет, о той её части, которая прорезает городской округ с юга на север с пятью остановками: Новодачная, Долгопрудная, Водники, Хлебниково, Шереметьевская.

Судьба многих тысяч жителей городского округа связана с железной дорогой. Долгие годы она была единственной транспортной артерией, связывающей горожан с Москвой и микрорайонами Долгопрудного. Это сейчас много автобусных маршрутов как внутри городского округа, так и до московских станций метро: Ховрино (ранее Речной вокзал), Сходненская, Алтуфьево. А на протяжении десятилетий (уже можно сказать  ‑ 120-столетия) лишь железная дорога была связующим звеном с «внешним миром». Каждый день мы слышим регулярный перестук колёс и звонкие гудки электричек. Каждое утро и вечер, в часы пик, мы пробиваемся в их салоны. А мест уже нет, они заняты на предыдущих станциях. Мы теснимся в тамбурах, порой с трудом пробиваясь к выходу на нужной остановке. Но в этой тесноте мы не в обиде. Только так мы чувствуем своё братство, испытываем не только чувство локтя, но тесноту всех остальных частей тела. Когда тебя прижимают к стенке тамбура, невольно вспоминаешь реплику Аркадия Райкина, который говорил, что народу набивается, «как сельдей в бочке; только в бочке меж сельдей рассол есть, а тут никакого рассолу». Несмотря на эту тесноту, мы благополучно добирались до работы, а студенты до вузов. Ныне такая обстановка уходит в прошлое. Если раньше все жители посёлка Гранитного добирались до Москвы только по железной дороге, то сейчас они и жители новых микрорайонов пользуются автобусным сообщением. Да и железная дорога преображается. Теперь мы непосредственно и в метро можем «нырнуть».

С одной стороны, железная дорога является транспортной артерией, а с другой – она разделяет восточную и западную часть Долгопрудного. И мы постоянно переходим через железнодорожную линию. В прошлом на переходах у платформ были обыкновенные деревянные настилы. Ныне это благоустроенные переходы со светофорами и звуковыми сигналами. В связи со строительством жилых домов на месте бывшего опытного поля ДАОС появилась необходимость устройства нового перехода южнее платформы Водники, напротив дома № 55 по Московскому шоссе, с северной стороны теннисного корта.

Для перехода из одной части города в другую пользовались и пользуются не только переходами через линию, но и так называемыми «трубочками». Самая известная и необходимая в наши дни это  трубочка с южной стороны платформы Хлебниково. Когда-то по этой трубочке протекал ручей, и люди проходили под линией железной дороги по каменной тропе. Ныне там широкая дорога с твёрдым покрытием.

Другая трубочка находится с южной стороны платформы Водники, немного севернее от нынешнего перехода, описанного выше. Весной и во время дождей здесь протекал ручей, и мы проходили по каменной тропе. Очень удобное было место перехода за линию на восточную сторону.

Та самая трубочка, по которой проходили лыжники на восточную сторону Долгопрудного, когда там ещё были опытные поля ДАОС. Ныне там жилая застройка
Та самая трубочка, по которой проходили лыжники на восточную сторону Долгопрудного, когда там ещё были опытные поля ДАОС. Ныне там жилая застройка

Летом ходили туда отдыхать с детьми. Устраивали соревнования и различные игры. Любители шашлыков сиживали там у костров. А зимой на восточную строну города по трубочке проходили лыжники. Лыжня была очень популярной. Отдыхающих было много. Школы проводили там соревнования. Лыжня проходила вдоль восточной стороны линии до платформы Долгопрудная и далее по Берёзовой роще до курганов или до Лысой горы у Долгих прудов. Любителей дальних путешествий лыжня увлекала в сторону деревни Грибки и далее через Дмитровское шоссе (в ХХ веке через шоссе можно было свободно переходить в любом месте) в лес – кому в сторону канала им. Москвы, кому в сторону Ворошиловских дач. Лыжни эти были хорошо накатаны. Снегом их не успевало заметать. Теперь по этой трубочке не пройдёшь, хотя она и сохранилась. Вдоль железнодорожного полотна устроен забор. Можно пройти только по устроенному неподалеку переходу.

Теперь через эту трубочку пройти нельзя
Теперь через эту трубочку пройти нельзя

Кроме переходов и трубочек для пешеходов были ещё переезды для автомобилей: у платформ Новодачная, Водники, Хлебниково. Ныне там возведены шоссейные мосты,  а потому и «пробки» у переездов канули в лету.

Автомобильный мост через железную дорогу над платформой Водники
Автомобильный мост через железную дорогу над платформой Водники

Правда, здесь следует отметить одно обстоятельство. В былые годы переезды, переходы, трубочки связывали восточную и западную часть города Долгопрудного. В современных условиях на восточную сторону линии от платформы Новодачная до немногим севернее платформы Долгопрудная мы можем перейти непосредственно в Москву. Так что в известной шутке есть некоторая реальная достоверность. А шутили так: «Долгопрудный – это всемирно известный город, сбоку которого прилепилась Москва».

В прошлые годы Савёловская железная дорога отличалась интенсивностью не столько пассажиропотоков, сколько грузоперевозок. Вначале здесь раздавались паровозные гудки. Паровозы сменились тепловозами. На их смену пришли электровозы и до боли знакомые нам электрички. Ходили здесь и пассажирские поезда в северо-восточном направлении. По этой дороге можно было и в Ленинград проехать. А грузовые составы в 1970-1980-е годы следовали здесь один за другим, пожалуй, чаще, чем электрички. Поезда шли с лесом, нефтепродуктами и другими материалами. Бывало, когда ждёшь электричку, мимо следуют один за другим составы, в которых насчитывалось до 80 вагонов. Сейчас грузовых перевозок нет. И пассажирские поезда прекратили ходить с 1999 года. На смену пришли электрички. С каждым годом всё более комфортабельные. Вот и метро к нам «пришло». «Пробок» на переездах нет. Теснота в тамбурах электричек поубавилась. На смену картонным, затем бумажным пришли электронные проездные билеты. Кассиров заменяют электронные автоматы.

По территории нашего города на линии возведены два железнодорожных моста. Один через речку Клязьму, он небольшой. По нему ходить нельзя, да и незачем.

Железнодорожный мост над рекой Клязьмой
Железнодорожный мост над рекой Клязьмой

Другой мост, большой, через канал им. Москвы. По нему не только поезда ходят, он является ещё и связующим звеном между собственно Долгопрудным и его заречной частью.

Железнодорожный мост через канал им. Москвы. Вид с хлебниковского берега канала
Железнодорожный мост через канал им. Москвы. Вид с хлебниковского берега канала

Он связывает Хлебниково и Водники. По сути, он и пешеходным является. Лестницы по обе стороны моста устроены. По нему не только пешеходы ходят, но велосипедисты переправляются на другой берег канала. Специальные настилы там положены. Но надо быть очень осторожным.

Редкие теплоходы ещё курсируют по каналу. Вид с железнодорожного моста. С краю моста видна пешеходная часть
Редкие теплоходы ещё курсируют по каналу. Вид с железнодорожного моста. С краю моста видна пешеходная часть

Электрички «бегут» довольно часто в ту и другую сторону. Пока несчастных случаев на мосту не было. В то время, как на переходах у платформ было несколько случаев гибели людей под колёсами электричек. Нынешние благоустроенные переходы предотвращают эти несчастные случаи. Железнодорожный мост через Клязьму, рядом с пешеходным мостом, примечателен тем, что летом на песчаном берегу около него устраивается небольшой пляж, где молодёжь купается и загорает. А отчаянные парни, любители острых ощущений, взбираются на мост и прыгают с него в воду.

Железная дорога видоизменяется в своём предназначении, но продолжает играть существенную роль в жизни Долгопрудного. Естественно, нам надо знать ‑ с чего всё начиналось и почему город так называется

Всё началось со строительства железной дороги. Вначале она называлась Бутырской. Поезда ходили с Ярославского вокзала через станцию Бескудниково. Это был 1900 год. Близ усадьбы Виноградово, где располагались известные нам Долгие Пруды, была основана и платформа Долгопрудная от названия близлежащих Долгих Прудов. Платформа существует и поныне, хотя в народе зовут её станцией, и маршруты автобусов обозначаются “от станции”. В 1902 году построили Савёловский вокзал, и дорога стала называться Савёловской. От Долгих Прудов было ещё одно название – совхоз «Долгие Пруды», организованный в 1921 году. Именно с платформой Долгопрудная связан выбор места для строительства Базы опытного строительства и эксплуатации дирижаблей (БОСЭД). Изначально около платформы Долгопрудная были дачные места. Живописная местность, близость барского имения в Виноградово, наличие Долгих Прудов – всё это привлекало москвичей для строительства дач. Дачи стали расширяться в южную сторону, потому и возникла необходимость устройства нового остановочного пункта. Так появилась Новодачная.

Станция Хлебниково находилась на месте нынешнего острова Водники, где располагается Хлебниковский машиностроительно-судоремонтный завод (ХМСЗ), практически превращённый в Международный Московский яхтенный порт. С введением в строй канала Москва-Волга, станция Хлебниково оказалась на острове, поэтому её перенесли к северу от канала, где она сейчас и находится, и она стала платформой. Необходимость в железнодорожной остановке обусловило и создание платформы Водники, местоположение которой незначительно менялось.

Изучение истории строительства и действия Савёловской железной дороги на нашем участке, конечно же, представляет собой значительный интерес. С одной стороны, город наш как первоначальное поселение своим названием обязан платформе Долгопрудная. Платформы Новодачная, Водники и Хлебниково, да и Шереметьевская непосредственно связаны с историей развития города. С другой стороны, городской округ Долгопрудный имеет свою железнодорожную сеть.

На самом деле, это, конечно, не сеть, а ответвления железной дороги от основной магистрали, железнодорожные ветки. Их четыре.

Одна из них отходит от станции Лобня, минует посёлок Шереметьевский и Хлебниковскую овощно-плодовую базу по направлению к Павельцевской нефтебазе. В советское время по этой ветке один за другим шли грузовые составы с нефтеналивными цистернами. Ныне, когда грузовой и частично пассажирский речной транспорт прекратили свою активную деятельность, эта железнодорожная ветка используется крайне редко.

Другая железнодорожная ветка подходит к Долгопрудному с южной стороны от станции Марк и имеет три ответвления. Первый путь проложен на территорию НИОПиК. Он действует до сих пор. Второй путь отходит от платформы Новодачная, пересекает Первомайскую улицу около ЦАО и далее по ул. Жуковского идёт в промзону, туда, где ранее был Дирижаблестрой, а ныне ДНПП. Третий путь отходил от платформы Долгопрудная в сторону МКК. Путь этот активно эксплуатировался, пока не закрыли продуктовую базу и не ликвидировали МКК. Надобность в этой железнодорожной ветке отпала, и она подлежит демонтажу.

Идёт демонтаж железнодорожной ветки. Снимают рельсы с пути
Идёт демонтаж железнодорожной ветки. Снимают рельсы с пути

Так найдётся ли автор, который напишет хорошую книгу об участке Савёловской железной дороги, с которой связана история Долгопрудного со времени его возникновения. Будем надеяться.

Фото автора. Все снимки 2019 года.

Примечания:

  • Бороздин В. П. Отдать корабль в воздух. Документальная повесть / Предисл. дважды Героя Советского Союза И. Д. Папанина. М.: Мол. гвардия, 1979
  • Гастелло В. Мой отец – капитан Гастелло. М.: Изд. дом «Звонница-МГ», 2006
  • От дирижаблей до ракет. 1932-1937. Изд. 2-е, уточнённое и дополненное / Сост. И.Н. Калашникова. М.: Изд. Дом «Авиамир», 2007
  • Долгопрудный прифронтовой. Сборник документов и воспоминаний ветеранов / Авт.-сост. Н. И. Декин, Л. В. Козарь. М.: Полиграфсервис, 2012
  • Умберто Нобиле. Дирижабли над планетой / Ред. совет: В.Н. Голубятников, С.В. Шукшин, М.М. Ивакин, М.А. Лукичёв, С.Н. Смирнова. Изд-во «РМП», 2014
  • Голубятников В.Н. Второй взлёт. М.: Издательство РМП, 2016
  • Долгопрудный вчера, сегодня, завтра. 3-е переработанное и дополненное изд. М.: Граница, 2017
  • Белокрыс А. Девять часов неба. Неизвестная история дирижабля «СССР В-6». М.: Паулсен, 2017
  • Игнатович А. Е. История школ г. Долгопрудного. М.: Изд-во «Спутник+», 2017
  • Кузнецов В. В. Родословная моего села. История села Спасское-Котово и его жителей. М., 2017
  • Тюфтякова Елена. Долгопрудный. Страницы прошлого: Исторический очерк. М.: Белый ветер, 2017
  • Головко Юрий. Записки мысовского мальчишки. М.: «Галлея-Принт», 2019