Выставка художника-реставратора Павла Ивановича Баранова «В селе прифронтовом»

180

На сайте Долгопрудненского историко-художественного музея размещена виртуальная выставка акварельных рисунков Паши Баранова «В селе прифронтовом». Все события мы видим глазами подростка, рассматривая его рисунки. Каждый рисунок сопровождается четверостишием. Кто же такой Павел Баранов? Художник, реставратор высшей квалификации, сотрудник отдела реставрации станковой масляной живописи Всероссийского художественного научно-реставрационного центра (ВХНРЦ) имени академика И.Э.Грабаря (с 1955 по 1995 гг.), заслуженный работник культуры РФ, поэт! Такой интересный человек с удивительной судьбой долгое время жил в городе Долгопрудный.

 

Павел Иванович Баранов родился 12 июня 1928 года в селе Хлябово по Савеловской железной дороге. Здесь же прошло его отрочество.

Когда началась Великая Отечественная война, тринадцатилетним подростком он видел и переживал все ужасы войны. Паша не мог оставаться равнодушным к происходящему, он зарисовывал все события, волновавшие сердце мальчишки. В его памяти, словно фотографии, навсегда остались картины прошлого: как через село проходили батальоны, идущие на фронт; как мальчишки наблюдают воздушный бой над их головами; как ребята помогают летчику, самолет которого вышел из строя; как школьники едут на занятия на попутных танках; как помогают взрослым расчищать от снега Дмитровское шоссе, чтобы машины двигались на фронт без задержек; как натружено тянут на себе плуг женщины и дети, весной вспахивая землю, и многое другое.

Павел Иванович Баранов написал сборник стихотворений под общим названием «В селе прифронтовом», который и дал название выставке. Эта самодельная тетрадка, в которой листочки со стихами сшиты между собой, удивительный по своей силе эмоционального воздействия документ. Этот настоящий «живой» исторический документ сурового военного времени, такой же как «Дневник Анны Франк» или «Дневник Нади Рушевой», правдиво, искренно, практически документально, рассказывает о жизни советских людей в суровые дни Великой Отечественной войны.

Стихи Павла Баранова помогают более остро прочувствовать происходящее в то суровое время. Очень личные, искренние и эмоциональные. Перед нами проходит вся трудная жизнь прифронтового села.

В 1943 году пятнадцатилетним подростком будущий реставратор пришел учиться «на художника» в село Федоскино из подмосковной деревни Хлябово. Федоскино, бывшая фабрика Лукутина, было одним из старых лаковых производств в России. При фабрике находилось Федоскинская профессионально-художественная школа миниатюрной живописи.

П.И. Баранов. Автопортрет.
П.И. Баранов. Автопортрет.

Окончил школу по специальности мастер-живописец миниатюрной живописи в 1949 году. После окончании школы во время прохождения службы в Советской Армии в городе Ухта продолжал совершенствовать своё мастерство. 

При каждом удобном случае Баранов много рисовал. Это были различные виды города (городская котельная, общежитие горно-нефтяного техникума, его сослуживцы и так далее). Всего сохранилось 93 рисунка.

После службы в армии работал мастером-живописцем в Федоскинской артели живописцев и Московском областном художественном фонде.

С 1955 по 1995 работал в отделе реставрации станковой масляной живописи ГЦХРМ — ВХНРЦ имени академика И. Э. Грабаря, был одним из ведущих специалистов в СССР и, позднее, в России. За сорок лет работы он отреставрировал, сохранил для нашего и будущих поколений сотни произведений отечественных и зарубежных мастеров, которые ныне украшают многие советские музеи. Павел Иванович всегда с интересом брался за самые безнадежные картины, которые, казалось, невозможно спасти, и возрождал их к жизни. Искал и находил необычные решения сложных реставрационных задач, разрабатывал оригинальные методики для работы с различными материалами и техниками. Баранов, выступал против списания под разными предлогами картин, так же как и против обучения студентов на умышленно разрезанных или порванных «малохудожественных» полотнах. Возможно, если бы не эта чёткая охранительная позиция реставратора, наши музеи не досчитались бы многих памятников.

Благодаря П. И. Баранову в практику вошли многие реставрационные приемы. Через его руки прошли полотна Репина, Саврасова, Тропинина, Жуковского, Туржанского, Айвазовского, Кустодиева. Среди спасенных им произведений — картины не только на холсте и дереве, но также на стекле, фарфоре, слоновой кости и др.

Павел Иванович Баранов выдающаяся личность, всю свою жизнь посвятивший спасению произведений искусства. В советское время он сопровождал все зарубежные выставки произведений Пушкинского музея и Третьяковской галереи. Следил за сохранностью и правильным экспонированием картин. Был соратником Ирины Александровны Антоновой (советский и российский искусствовед, специалист по итальянской живописи эпохи Возрождения; директор (1961—2013) и президент (с 2013) Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, доктор искусствоведения).

Умер Павел Иванович Баранов 3 сентября 2015 года в городе Долгопрудный. Похоронен на кладбище родной деревни Хлябово.

Долгопрудненский историко-художественный музей готовит к изданию альбом «В селе прифронтовом», в котором стихи и акварельные рисунки Паши Баранова расскажут нам о жизни подмосковного мальчишки в суровые дни Великой Отечественной войны.