Василий Васильевич Собин

4778

Василий Васильевич Собин (7 августа 1923, пос. Алексеевка, Воронежская губерния — 8 февраля 1944) — лейтенант Рабоче-крестьянской Красной Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1944).

Биография

Василий Собин родился 7 августа 1923 года в посёлке Алексеевка (ныне — город в Белгородской области). Окончил девять классов школы. С 1940 года проживал и работал в Долгопрудном, занимался в аэроклубе. В ноябре 1941 года Собин был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1942 году он окончил Черниговскую военную авиационную школу пилотов. С мая того же года — на фронтах Великой Отечественной войны.

К февралю 1944 года лейтенант Василий Собин командовал эскадрильей 88-го истребительного авиаполка 229-й истребительной авиадивизии 4-й воздушной армии. К тому времени он совершил 379 боевых вылетов, принял участие в 122 воздушных боях, сбив 9 вражеских самолётов лично и ещё 6 — в составе группы. 7 февраля 1944 года к северо-востоку от Керчи он в воздушном бою сбил вражеский бомбардировщик. В том бою самолёт Собин был подбит, а сам лётчик получил девять тяжёлых ранений, но тем не менее сумел посадить самолёт на своей территории. На следующий день он скончался в медсанбате. Похоронен на площади III Интернационала в Алексеевке.

Описание подвига

4 декабря 1943 года во главе четверки ЛАГГ-3 Собин  провел  бой с численно превосходящим противником. Схватка закончилась победой наших летчиков. Но на смену первой группе фашистских истребителей подошла вторая. Немцы нападали с разных сторон, но Василий Собин крепко держал свою группу, сцементировав ее волей и упорством. Каждый летчик, атакуя врага, оберегал и товарища, отсекал от него фашистов. Вот ведущий заметил, что один самолет его группы подбит, и что пара Me-109 вновь навалилась на него. Ни секунды не медля, лейтенант пошел на выручку, внезапным ударом разогнал «мессеров». Товарища спас, помог ему выйти из боя, но сам попал под огонь четырех Ме-109,

Мотор работал с перебоями. Появившееся пламя все больше разрасталось, лизало ноги, руки, лицо. Угроза взрыва бензобаков настоятельно требовала немедленного приземления. Наполовину ослепший от дыма, он посадил самолет на воду.

Стояла зима. Холодный декабрьский ветер гнал большую волну, хотя прибрежные отмели Таманского полуострова и были заняты льдом. После посадки машина сразу же стала тонуть. Собин осмотрелся – никого. С одной стороны виднелся высокий Крымский берег, с другой – пологий Таманский. Летчик поплыл к Таманскому.

Собин целых два часа боролся со смертью. Вода леденила не только усталое тело – все существо. Но летчик не падал духом. На исходе второго часа после посадки его подобрала спасательная лодка.

И вот последний его подвиг, совершенный 7 февраля 1944 года. К этому времени Собин был уже заместителем командира эскадрильи, имел на счету 379 боевых вылетов, 122 воздушных боя, 15 лично уничтоженных вражеских самолетов.

В этот день во главе четверки ЛАГГ-3 он прикрывал наши войска, находившиеся на Керченском полуострове. Встретив вражеские истребители, Собин пошел в атаку. Бой длился более четверти часа. Будучи тяжело раненным, Василий продолжал сражаться и управлять своей группой, пока фашисты не повернули на запад.

Прикрываемый ведомыми, Собин пошел на аэродром. При заходе на посадку, он попытался выпустить шасси, но поврежденная левая стойка не вышла. Не помог и аварийный способ выпуска. Несмотря на девять ранений в бедро, руку, ногу и голову, несмотря на тяжелое состояние, летчик решил спасти самолет.

Он зашел на посадку, намереваясь приземлиться на одно колесо. Но ограниченные размеры площадки и попутный ветер не позволили сесть с прямой. Летчик прошел над аэродромом, развернулся на 180 градусов, спланировал, и мягко приземлил самолет на правое колесо.

Истекая кровью, он удержал самолет и на пробеге не дал ему развернуться, а когда скорость погасла, левой рукой, раздробленной осколками снаряда, дотянулся до зажигания, выключил мотор и потерял сознание. Придя в себя лишь на минуту, спросил, цел ли его самолет. Снова впал в забытье. Помощь врачей была уже не нужна.

Не единичны случаи, когда летчики, израненные в боях, умирали после посадки. Стремление спасти машину, свое оружие становилось единственной целью, и это стремление концентрировало их волю, нервы, мысли, придавало им силы на очень короткий, но исключительно сильный душевный порыв.

Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 19 августа 1944 года заместителю командира эскадрильи 88-го истребительного авиационного полка старшему лейтенанту Василию Васильевичу Собину было присвоено посмертно звание Героя Советского Союза. А приказом Министра обороны Союза ССР от 28 июня 1965 года В. В. Собин зачислен навечно в списки одной из авиационных частей.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» лейтенант Василий Собина посмертно был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Также был награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени и Красной Звезды. Навечно зачислен в списки личного состава воинской части.

Память

В честь Собина названа улица и установлен бюст в Алексеевке, названа площадь в Долгопрудном.

По материалам  Википедии.