Умберто Нобиле – главный конструктор Дирижаблестроя

1511

История Долгопрудного связана с понятиями, которые характерны только для нашего города. И понятия эти ясны для каждого, кто интересуется своим прошлым и бережёт историческую память: ДИРИЖАБЛЬ, ДИРИЖАБЛИСТЫ, ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ, ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛИ.

Эти слова мы произносим чаще всего, когда говорим о созидателях. В истории созидателей Долгопрудного есть замечательная страница сотрудничества с Италией. Связующим звеном в братском содружестве стал итальянский инженер, специалист в области дирижаблестроения Умберто Нобиле. При его участии были разработаны и построены несколько дирижаблей, на которых наши доблестные дирижаблисты осваивали воздушное пространство.

Личность многогранная и спорная, во многих областях заметная и одарённая, сумевшая стать олицетворением эпохи и одновременно врагом сразу нескольких политических режимов. 21 января исполнилось 137 лет со дня рождения Умберто Нобиле – итальянца, без которого вряд ли состоялось бы советское дирижаблестроение.

Он занимался конструкторской и научной работой, носил высокое воинское звание, не был чужд политики, много где преуспевал, а потому весьма раздражал подчас многих современников. Но заслуги Нобиле переоценить вряд ли возможно, ведь сначала, в конце 20-х годов прошлого столетия, он сконструировал дирижабль, совершивший первый и единственный трансполярный полёт. Во время него был на борту и сам Нобиле. Ну а уже позже, в 30-х, ему поступило предложение советской стороны возглавить конструкторскую работу на предприятии «Дирижаблестрой» на станции Долгопрудной (ныне – город Долгопрудный), в качестве конструктора и консультанта по техническим вопросам. Нобиле должен был руководить постройкой дирижаблей типа «N». Он согласился, в том случае, если правительство Италии не будет этому препятствовать. Был заключен предварительный договор, оговаривавший, помимо прочего, возможность организации в будущем полярных перелётов из Советского Союза с участием Нобиле.

В мае 1932 г. Нобиле прибыл в Москву. Вместе с ним в Советский Союз отправилась группа из девяти итальянских авиационных специалистов, в основном сотрудники «Завода воздухоплавательных конструкций». Среди них является интересной фигура инженера-конструктора Феличе Трояне.

План развития массового дирижаблестроения в СССР предусматривал выпуск с 1932 по 1936 годы 425 дирижаблей разных типов и кубатур. Оптимизм такого революционного плана граничил с абсурдом, однако на Умберто Нобиле он подействовал благотворно. Для него эти годы стали периодом психологической реабилитации после унижений, перенесенных на родине. О масштабности планов строительства дирижаблей говорят многочисленные плакаты, призывавшие к созданию дирижабельной эскадры имени В.И. Ленина.

В 1933 г. Нобиле совместно с советскими инженерами был построен первый небольшой полужесткий дирижабль В-5 объемом 2158 м3. В это время у него случился острый приступ аппендицита, из-за чего он был направлен в Кремлёвскую больницу. Поэтому монтаж дирижабля возглавил Трояни и затем продолжил Умберто Нобиле. Первый полет был выполнен 27 мая 1934 г., а 1 мая на нем полетел и Трояни. Испытательная комиссия подтвердила, что В-5 продемонстрировал удовлетворительные  качества и был готов войти в строй.

Дирижабль СССР-В6 «Осоавиахим» был сконструирован в 1934 году и стал самым большим из советских дирижаблей. В сентябре 1937 года он совершил перелёт по маршруту Долгопрудная – Новгород – Шуя – Иваново – Калинин – Брянск – Курск – Пенза – Воронеж – Васильсурск и обратно. Целью было побить рекорд «Норге», итальянского дирижабля такого же типа и объема, который в 1926 г. достиг продолжительности непрерывного полета в 71 час при перелете от Шпицбергена до Аляски через Северный полюс. Однако замечательные полетные характеристики позволили экипажу превзойти также рекорд продолжительности полета жесткого дирижабля LZ-127 «Граф Цепеллин».  4 октября 1937 г. дирижабль В-6 приземлился в Долгопрудном, продержавшись в воздухе 130 часов 27 минут и установив абсолютный мировой рекорд дальности полета дирижаблей.

Помимо текущей конструкторской работы, Нобиле занимался преподавательской деятельностью, выступал на многочисленных конференциях, а также проектировал стратосферный дирижабль объемом 100000 м3, который дал бы возможность сделать важные астрономические наблюдения за Солнцем.

В 1936 г. Нобиле читал цикл лекций для студентов Дирижаблестроительного института имени К.Э. Циолковского «по эксплуатации дирижаблей, применению эллингов, пилотированию и эксплуатации дирижаблей на регулярных воздушных линиях».

Покидая СССР в конце 1936 г, Умберто Нобиле радовался достигнутому прогрессу: «Долгопрудная дирижаблестроительная база в результате деятельности «Дирижаблестроя» была уже хорошо развернута. Имелось два металлических эллинга (большой и малый), много надлежаще оборудованных производственных цехов, каменные здания служебных и жилых помещений, хорошо снабженные продовольственные магазины и несколько миль железнодорожных подъездных путей. Испытательные лаборатории (НИО), ввиду недостатка подходящих помещений, оставались пока что в Москве, а учебный комбинат (ДУК), где готовились инженеры-дирижаблисты, оставался в Тушино. <…> Люди уже больше не предлагали планы, не имеющие под собой реальных оснований».