Улица Дирижабельная

702

История Долгопрудного неразрывно связана с историей отечественного дирижаблестроения и воздухоплавания. C 1932 по 1940 год здесь находилось крупнейшее предприятие «Дирижаблестрой». В течении 8 лет в нашем
городе было построено 16 дирижаблей различных конструкций.

С середины 20-х годов в нашей стране значительно возрос интерес к области научных исследований атмосферы. Но для организации работ в воздушных слоях атмосферы ученые нуждались в специальных летательных аппаратах. Развернувшееся строительство промышленных предприятий, городов, рабочих поселков в отдаленных и труднодоступных для доставки грузов регионах СССР также указывало на необходимость создания дешевого вида транспорта, не требовавшего больших затрат для эксплуатации и дорогостоящих посадочных площадок. Акцент был сделан на дирижабли – летательные аппараты легче воздуха, состоящие из непроницаемой оболочки — баллона, наполненного легким газом (водородом или гелием), гондолы и двигателей.

Для реализации грандиозного проекта в 1930 году при Центральном Совете Осоавиахима был создан Комитет содействия дирижаблестроению в СССР.

Через год в системе Гражданского Воздушного Флота была создана База опытного строительства и эксплуатации дирижаблей — БОСЭД. Вскоре её реорганизовали в Научно-исследовательский комбинат по опытному строительству и эксплуатации дирижаблей — «Дирижаблестрой».

Основной задачей предприятия стало изучение всех вопросов, связанных с проектированием, постройкой и опытной эксплуатацией дирижаблей и аэростатов; подготовка кадров по строительству и эксплуатации; организация портов и воздушных линий для дирижабельных сообщений; проведение научно-исследовательской работы.

В 1931 году состоялся осмотр земельной территории, расположенной к западу от платформы Долгопрудная. При этом установили, что участок является крайне удобным для организации здесь дирижабельной верфи. В том же году 245 гектар были выделены под строительство дирижабельных эллингов и мастерских, получивших название «Дирижаблестрой».

В начале 1930-х годов дирижабельная верфь состояла всего из небольшого деревянного эллинга для сборки дирижаблей, механической мастерской, располагавшейся в деревянном помещении барачного типа и небольшой баллонной мастерской. Вокруг опытного производства стал строиться и расти посёлок, в котором жили рабочие и служащие новейшего по тем временам производства. Так родился небольшой населённый пункт под названием «Дирижаблестрой», будущий Долгопрудный.

1932 год - Первый деревянный эллинг 'Дирижаблестроя'
1932 год — Первый деревянный эллинг ‘Дирижаблестроя’

На новом производстве были задействованы специалисты, готовившиеся Ленинградским институтом гражданского воздушного флота. Помимо этого в Москву были приглашены итальянские дирижаблисты со знаменитым конструктором Умберто Нобиле.

Постепенно опытная база строительства дирижаблей развивалась. Появились и жилые дома, бараки для работников верфи. Нобиле с итальянскими работниками разместились в стандартном доме №10 по Первомайской улице.

Предприятием «Дирижаблестрой» был создан Центральный дирижабельный порт, располагающий верфью, газовым заводом, металлическим и деревянным эллингами, летным полем, радиоцентром, электростанцией, служебными и жилыми зданиями. Была сформирована Учебная эскадра дирижаблей и Отдельный отряд сферических аэростатов.

1937 год - Строительство ДК 'Вперед'
1937 год — Строительство ДК ‘Вперед’

За время существования «Дирижаблестроя» (1931-1939) было построено и модернизировано 16 дирижаблей разного объема и типа – мягкого, полумягкого и полужесткого. Все они по своим летно-техническим характеристикам не уступали зарубежным.

Кроме того, был разработан проект жесткого дирижабля объемом 118.000 м3 по идее, предложенной К.Э. Циолковским, и создана его модель.

На самом большом в СССР дирижабле «В-6» в 1937 году состоялся рекордный шестидневный полет по маршруту Москва-Новгород-Белозерск-Горький-Ростов-Брянск-Курск-Воронеж-Пенза-Москва продолжительностью 130 часов 27 минут.

1 июня 1935 года поселение «Дирижаблестрой» отнесли к категории рабочих поселков с градообразующей промышленностью, его население составляло около 8 тысяч жителей. Дирижабельная верфь, порт, эллинг, газовый завод по выработке водорода, и опытно-конструкторское бюро – основные предприятия того периода.

В 1938 строительство дирижаблей, признанное неперспективным, было приостановлено, дирижаблестроительная база Осоавиахима была реорганизована, а её рабочий поселок переименован в Долгопрудный по названию Долгих Прудов.

В феврале 1940 года было принято решение о временной консервации «Дирижаблестроя». На его базе возникли новые предприятия и учреждения: Долгопрудненский машиностроительный завод, Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики, Центральная аэрологическая обсерватория, химический завод тонкого органического синтеза.