Терпиловская Л. В.: Исследование культурно-просветительной формы работы Егорьевского историко-художественного музея с категорией детей от 5 до 12 лет

109

Л. В. Терпиловская

(Московская область, г. Егорьевск)

Исследование культурно-просветительной формы работы Егорьевского историко-художественного музея с категорией детей от 5 до 12 лет

Аннотация. В 2019 году проанализирована актуальность и значимость культурно-просветительной формы работы Егорьевского музея с определённой возрастной категорией посетителей. Выявлены самые востребованные программы за последние 9 лет.

Ключевые слова: Егорьевский историко-художественный музей, посетители, дети, обучающие программы, Бардыгин.

L.V. Terpilovskaya (Moscow region, Egorievsk city)

Research of cultural and educational forms of work Egorievsk History and Art Museum with category of children from 5 to 12 years

Annotation. In 2019, the relevance and importance of the cultural and educational form of work of the Egorievsk Museum with a certain age category of visitors was analyzed. Identified the most popular programs over the past 9 years.

Keyword: Egorievsk History and Art Museum, visitors, children, educational programs, Bardygin.


Моё знакомство с музеем началось в 2014 году. Тогда я ещё не осознавала, себя музейным сотрудником, но как говорится, всё решил случай. Меня взяли на работу методистом экскурсионно-массового отдела. Познание новой для меня профессии музейщика я начала с изучения коллекции декоративно-прикладного искусства егорьевского текстильного фабриканта М. Н. Бардыгина, основавшего в 1911 году «Частное собрание русской старины». В коллекции были представлены старинные головные уборы, одежда, деревянные резные и расписные изделия, медная и железная посуда, иконы, фарфор, стекло, собрание оружия.

Музей расположен в центре города в особняке – доме купцов Никитиных. Это здание было выстроено в 50-е гг. XIX в. и представляло собой дом с лавками. Художественный отдел Егорьевского историко-художественного музея был открыт в этом здании 25 сентября 1999 г. Для создания художественного проекта экспозиции был приглашён самый неординарный музейный дизайнер – профессор Международной академии архитектуры, лауреат Государственной премии РФ Евгений Абрамович Розенблюм. Художник придал музею необыкновенно яркий, жизнеутверждающий колорит, опрокинувший представление о музее как о скучном, пыльном хранилище. С самого начала предполагалось, что музей будет не только выставкой старинных вещей, но и местом, привлекательным для общения людей. Залы украшены орнаментами, которые перешли в архитектурные формы со страниц рукописных старообрядческих книг местного гуслицкого письма. Самобытные и красочные росписи создают необыкновенную праздничную атмосферу, которая, безусловно, положительно влияет на эмоциональное состояние посетителя. Витрины в форме кристалла, разработанные по специальному проекту, подчеркивают драгоценность заключённых в них предметов. Егорьевский музей – неоднократный победитель Всероссийского конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» и номинант премии «Европейский музей года»-2010.

Передо мной была поставлена задачи: создавать культурно-просветительные и познавательные программы, находить новые формы популяризации коллекции, разрабатывать мастер-классы для дошкольников и учащихся начальной школы, участвовать в различного рода проектах и мероприятиях музея.

На то время в музее уже использовались разнообразные формы деятельности: театрализованные сезонные фольклорные программы в Каминном зале музея «Широкая масленица», «Светлое Воскресение», «Иван Купала», «Волшебство Рождества», «Капустные вечерки», и обучающие программы в экспозиции «Тайны страны Стекляндии», «Короб чудес».

Регулярно сотрудники музея разрабатывают всё новые и новые интерактивные программы. Так, в 2010 г. посетителям были предложены программы «Азъ, буки, веди», во время которой можно познакомиться с традициями старой славянской школы, и «Круг жизни», рассказывающая о жизни русского человека от рождения до смерти, в 2011 г. к 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова была подготовлена образовательная программа в художественной экспозиции «Загадки великого помора».

Ежегодно музей устраивает мероприятия, привлекающее значительное количество местных жителей. Во время январских каникул музей проводит познавательные интерактивные новогодние представления, связанные с историей нашей страны или города. 1 сентября, в День Знаний, музей каждый год предлагает новые программы для школьников города и района, во время которых они в игровой форме знакомятся с музеем, событиями или историей родного края.

20 лет в Егорьевском музее действует Музыкальная гостиная (10 концертных программ в год), где горожане знакомятся с нематериальным духовным наследием России. На музейной сцене выступали народные артисты России П. Глубокий, Э. Жерздева, Л. Захаренко, Н. Красная, заслуженные артисты России А. Гарин, Н. Гуторович, Н. Кушнер, Н. Минаева, И. Озерная.

По посещаемости за предыдущие 5 лет, можно сделать вывод, что среди учителей общеобразовательных школ, самой распространённой формой работы, даже для учеников начальной школы, является обзорная экскурсия.

Как говорит К. Н. Наземцева, преподаватель кафедры музейного дела и охраны культурного наследия МГИК, обзорную экскурсию для школьников, следует включать только с 4-5 классов. Я с ней полностью согласна, до этого возраста стоит преподносить музейную коллекцию, только через какие либо интерактивы или мастер-классы. Так как дети от 7-11 лет быстро утомляются от потока экскурсионного материала, что проверено на практике.

Целью моего исследования является анализ существующих видов и форм деятельности музея в работе с дошкольниками и учащимися начальных классов с 2010-2019 гг., рассмотреть варианты совершенствования социально-культурной деятельности Егорьевского музея, выявить новые эффективные и подходящие формы работы с детьми от 5-12 лет, определить положительное и негативное в методах подачи информации о коллекции и истории родного города.

Первым опытом создания нового метода просветительной работы, была разработка местной самобытной гуслицкой росписи в виде мастер-класса «Райская птица Гуслиц». По её мотивам расписаны все залы музея. Мы предложили посетителям познакомиться с прекрасным творением народных мастеров, писавших и украшавших церковные старообрядческие книги необыкновенной, яркой и замысловатой росписью, наносимой тончайшей штриховкой. Были разработаны подходы для разных возрастных категорий. На примере создания открытки в стиле гуслицкой росписи, дети впитывают характер народного искусства, его эмоциональность, декоративность, разнообразие. Всё это влияет на развитие детского творчества, интерес ребёнка к истории и культуре родного края, воспитывает гордость за своих талантливых предков. А так как мастер-класс привязан к музейному экспонату коллекции ‑ Гуслицкой книге староверов, то здесь ещё срабатывает принцип и эстетического воспитания музейным предметом.

В результате, мы получили большую заинтересованность в мастер-классе по гуслицкой росписи не только местного сообщества, но и жителей Москвы и Подмосковья. В дальнейшем это переросло в 2-х годичный проект возрождения и сохранения нематериального культурного наследия в рамках конкурса «Культурная мозаика малых городов и сёл» — «Провинциальный эксперимент», где стали победителем в своей номинации. В результате были обучены 30 мастериц, которые до сих пор расписывают сувениры для музейного салона-магазина.

В 2014 году от заведующего местным детским садом нам поступило обращение о проведении один раз в месяц занятия на базе музея для детей от 5 до 7 лет. Например, «Грибное лукошко», «Бирюльки», «История костюма» и т.д., где после изученной темы в саду, для закрепления материала, дети приходят в музей и зрительно погружаются в историю, эпоху или мир определённых вещей. Проблемы организации этих занятий, состояли в сложности предоставления транспорта и сопровождения детей до музея. На данный момент в связи с этим работа с первым детским садом прервалась, но занятия оказались востребованы в других садах, расположенных территориально ближе. До появления такого цикла занятий, детей от 5 до 7 лет в составе группы в музее практически не было.

В результате работы, мы растим новое подрастающее поколение, интересующееся родным краем, мастерством своих предков, любящее искусство и принимающее мир прекрасного.

 «Как на наши именины…», самый долгожданный праздник для ребёнка – это его день рождения. Мы предлагаем провести его в совместном путешествии с королевой именин, которая расскажет о происхождении русских имён и устроит настоящий рыцарский турнир для гостей именинника.

«Хозяйка медной горы» ‑ занятие, которое познакомит детей от 7 до 12 лет с земными богатствами Урала, поможет найти им природные минералы, откроет секреты горного мастерства на примере изделий чеканщиков и гравировщиков уральских заводов XVIII-XIX вв. Всё это представляет собой некое виртуальное путешествие в историю, эпоху того или иного времени, где ребята становятся активными участниками-реставраторами событий, знакомятся с различными науками, такими как минералогия, геология, география. Это возбуждает интерес дальнейшего познания различных сфер жизнедеятельности человека.

В программе «Фронтовой привал» для детей старше 9 лет, мы создали ситуацию, соприкосновения с историческим предметным миром Великой Отечественной войны, где участники, постигают солдатский быт. Посредством марш-броска в зал Великой Отечественной войны музея ребята узнают о земляках-фронтовиках, учатся собирать вещмешок, наматывать портянки, писать письма и складывать их в треугольники, петь песни военных лет. Программа, созданная к 70-летию победы над фашистской Германией, актуальна и по сей день. Школы активно вовлекают учеников в сохранение памяти этих событий, что не мало важно для современной политической обстановки в мире.

Успешно освоены и применяются во время тематических занятий новые технологии музейной экспозиции («Феерия света» ‑ светоакустическая экспозиция, «Четвертое измерение» ‑ мультимедийная интерактивная обучающая экспозиция, «Занимательный сундук» ‑ мультимедийная обучающая игра). Здесь мы сочетали музейное пространство и неотъемлемый интерес к сенсорным и мультимедийным устройствам у детей и взрослых. Например, в «Занимательном сундуке», ребёнок уже с 4-5 лет может познакомиться и поиграть с предметом XVIII-XIX вв., о назначении которого он и не догадывался. В результате совместной работы экспозиционно-выставочного и массового отдела, появился интерактивный мультимедийный проект, где посетитель любого возраста, познаёт секреты русских мастеров и предметов коллекции М. Бардыгина, погружается в мир забытых вещей и узнаёт множество новых интересных фактов о жизни наших предков.

Долгое время наш музей искал подходящую форму работы с семейной аудиторией. Нам хотелось создать такую программу, в которой бы была заинтересована вся семья! В результате появилось Семейное путешествие – «Назад в будущее». Дети от 5 лет вместе с родителями 2 раза в месяц по собственному желанию, а не по обязательству перед учителем, приходят на культурно-просветительные интерактивные занятия в музей. Материал подаётся в игровой форме, причём каждое занятие посвящено новым темам, связанным с наукой, искусством, окружающим миром, где используются предметы коллекции из фондов. Уже третий год мы поддерживаем наработанную аудиторию в количестве 60 человек, у которой растёт интерес к музею, как месту семейного проведения культурного досуга, получению новых знаний, навыков, т.к. каждое занятие подкрепляется каким-либо тематическим мастер-классом. Всё это, в каких-то семьях вызывает объединение усилий, в каких-то дух соревнования друг с другом, некоторые семьи привлекают к занятиям своих друзей и соседей, тем самым увеличивая аудиторию музея. Эта аксиологическая программа стала популярна и среди приезжих гостей нашего города, т. к. «Семейное путешествие» проходит только по воскресеньям.

 Следующая форма работы – это конкурсы, проводимые музеем. Например, в рамках Международного дня музеев 2019, мы объявили конкурс «Музейный модельер» для детей от 7 до 17 лет. Предложили создать эскиз и модель современного костюма, украшенного орнаментами, изображениям или фрагментами декора на предметах и интерьерах коллекции декоративно-прикладного искусства Егорьевского музея. В конкурсе приняло участие 30 человек, это новая форма актуализации коллекции для подрастающего поколения, возрождение русских традиций для создания одежды будущего на основе прошлого и развитие творческого мышления и способностей в области моды. 18 мая, в Международный день музеев, стало понятно, что задача оказалась сложной, но выполнимой. Для проведения таких мероприятий в качестве спонсоров мы привлекаем местные предприятия и организации.

В заключении могу сказать, что появление новых форм культурно-просветительной деятельности положительно сказывается на популяризации музея, в первую очередь среди местного сообщества. Казалось бы, почему дети и взрослые, которые были в одном музее не один, не два, и даже не три раза, приходят снова и снова? Ответ прост, они приходят за новыми эмоциями, которые дарит живое общение с музейным педагогом, который помогает им не терять нить между прошлым, настоящим и будущим. Ребёнок осознаёт себя неким связующим звеном времени. Как говорится «Курица по крупице клюёт, да сыта живёт», так же и знания, которые юные посетители получают в музее, потихоньку накапливаются в их головах и обязательно когда-нибудь пригодятся.

В Егорьевске 15 общеобразовательных школ, из них только 1/3 является активным посетителем наших мероприятий. По моим наблюдениям, детей приходит один и тот же педагогический состав. И как только мы объявляем о новой программе, сразу же начинается увеличиваться посещаемость и внимание этого состава. Вывод такой, конечно в Егорьевском музее уже около 20 интерактивных программ, но спрос идёт на всё новые и новые темы и, конечно же, в интерактивной форме, где дети становятся её активными участниками, а учителя черпают свежий взгляд и новые идеи.

Музей как социальный институт понимается как форма трансляции историко-культурной памяти. Имеющееся исследование и практический опыт музейной работы дают основание выделить и проанализировать некоторые проблемы организации культурно-просветительной формы работы: разный уровень подготовки посетителей музея; отсутствие популяризированной традиции посещения музея; ограниченность музейного пространства и другие.

Современный музей всё шире использует компьютерные технологии в экспозиционной и выставочной деятельности. Теоретики и практики музейного дела говорят теперь не об экспозиции как таковой, а о целостных информационно-экспозиционных комплексах. Мультимедиа обеспечивает: вовлечение посетителя в игру, его активное участие; показ явлений и процессов, которые трудно или невозможно продемонстрировать в музейном пространстве. В целом, практика Егорьевского музея даёт много примеров удачного использования современных технологий.

Культурно-просветительная форма работы музея понимается как важный компонент музейной коммуникации и одно из ведущих направлений музейной работы, в которой реализуется воспитательная функция возрастной категории детей от 5-12 лет. Музей, который существовал как государственное учреждение, выполняя классическое охранно-трансляционные, досуговые, релаксационные функции, теперь становится в полной мере образовательным учреждением, формируя собственные программы, ориентированные на различные типы аудитории.

Культурно-просветительная форма деятельности Егорьевского музея, направлена на воспитание юного поколения граждан, на развитие их творческих способностей, их исторического сознания, на приобщение к русской и мировой художественной культуре в целом. Сложившиеся в предшествующие годы виды деятельности музея дают чёткое понимание о том, что в работе с детьми возрастной категории от 5-12 лет является способ включения человека в художественно-культурный контекст исторического прошлого. Современный художественный музей является не только хранителем социально-культурной памяти, но и культурообразующим феноменом.