Сообщение научного сотрудника МБУ “ДИХМ” на встрече «Промысел Божий: История в лицах. Храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Трахонеево и его окрестности»

768

29 мая при Храме Успения Пресвятой Богородицы в селе Трахонеево (бывшее Успенское) состоялась встреча на тему «Промысел Божий: История в лицах. Храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Трахонеево и его окрестности».

Научный сотрудник ДИХМ И.В. Кувырков сделал сообщение об архитекторе Василии Фёдоровиче Баранове, участвовавшем в создании нынешнего здания Храма в Трахонеево, и впервые продемонстрировал копии авторских чертежей Храма, найденные им в Центральном государственном архиве Москвы и отреставрированные в цифровом формате.

Село Трахонеево (ранее Козодавлево) являлось центром большой подмосковной вотчины бояр Траханиотовых. В число этих земель входили и земли современного Долгопрудного: деревня Павлики (сейчас Павельцево), часть земель деревни Яковлево, а также исчезнувшая к XIX веку деревня Строево, находившаяся на полпути между Павельцево и Мысово.

Все селения, принадлежавшие Траханиотовым, были приписаны к храму Успения Пресвятой Богородицы в селе Козодавлево (позже Трахонеево). Первое письменное упоминание о селе (что означает присутствие в населённом пункте церкви) Козодавлеве относится к концу XIV века. Из чего можно сделать вывод, что храм является одним из самых древних на территориях современных Химок, Долгопрудного и Лобни.

К 1695 году братья Иван и Степан Траханиотовы разделили вотчину. У Ивана осталось Козодавлево, а Степану достались вышеперечисленные долгопрудненские земли. В деревне Павельцево была построена церковь Спаса Нерукотворного Образа и Павельцево стало называться селом Спасским. Соответственно прихожанами нового храма стали являться жители деревень, принадлежащих Степану Траханиотову – Яковлева и Строева. Потому история храма в Трахонеево впрямую и неразрывно связана с историей долгопрудненских земель.

Необходимо отметить, что связь села Трахонеево с долгопрудненскими землями по церковной линии осуществлялась до середины XIX века, поскольку храм Успения находился в Спас-Котовском благочинии.

В результате планомерных поисков с целью изучения истории вотчины Траханиотовых, в различных архивах была найдена уникальная информация о строительстве сохранившегося до настоящего времени здания церкви в Трахонееве.

Автором проекта каменной пристройки к старой деревянной церкви был архитектор, личный почётный гражданин Василий Фёдорович Баранов (1850-1895). Василий Фёдорович прожил всего 45 лет, но за это время он со своим архитектурным бюро успел построить и перестроить около 100 жилых зданий, в 1899 году перестроил церковь Зосимы и Савватия в Гольяново (Москва) и в 1892 году по его проекту была создана каменная тёплая пристройка к храму Успения Пресвятой Богородицы в Трахонеево.

На самом деле «пристройка» представляла вполне самостоятельный храмовый комплекс, возведённый на месте старых деревянных трапезной и колокольни. Небольшая по сравнению с новой старая деревянная церковь стала играть роль холодной, летней. Согласно проекта старая и новая части не имели внутреннего перехода, хотя по факту дверной проём всё же был прорезан, что заметно на фотографии начала 1970-х годов, когда деревянную часть церкви разобрали из-за аварийного состояния.

Оригиналы чертежей хранятся в Центральном государственном архиве Москвы (ЦГА Москвы) в фонде 54, описи 181, деле 1239, листах 18, 19, 19об и 20-22. В деле собраны разрешения на постройки церковных объектов в Москве и Московском уезде, выданные генерал-губернатором Москвы в период с 1890 по 1892 годы.

К исследуемому объекту относятся три чертежа:

  1. «План местности погоста Церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Тархонееве Московской губернии и уезда с показанием трапезной и колокольни», являющийся привязкой проектируемого здания к местности.
  2. «Фасад Церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Тархонееве Московской губернии и уезда с показанием предполагаемой трапезной и колокольни» с детальной прорисовкой архитектурных украшений.
  3. «План и разрез Церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Тархонееве Московской губернии и уезда с показанием каменной пристройки для трапезной и колокольни»

Все листы содержат масштабную линейку и подписаны «Архитектор В.Баранов».

Отдельно следует отметить важную деталь, что на чертежах присутствует деревянное здание церкви постройки, с фасада и в разрезе, прочерченное с высокой детализацией, что позволяет прекрасно представить его внешнюю и внутреннюю конструкцию.

Чертежи сопровождаются двумя дополнительными документами: запросом от Духовной Консистории в строительное отделение Московского Губернского Правления от 22 февраля 1891 года и протоколом с  разрешением от строительного отделения на возведение «каменной колокольни и на постройку прибыльнаго храма, при Успенской, села Трахоньева, церкви, Московскаго уезда» от 7 марта 1891 года.

Внимательное изучение сопутствующих чертежам документов, периодов строительства храма и сопоставление с датами основный событий из жизни архитектора В.Ф. Баранова привело к выводу, что он не мог быть архитектором самой церкви, поскольку первый этап строительства начался в 1878 году, а свидетельство на проведение строительных работ было выдано Баранову только в 1881 году. Потому остаётся неизвестным имя архитектора здания церкви, но стало очевидным, что Баранов занимался вторым этапом строительства, начавшемся в 1891 году, спроектировал трапезную и первый ярус колокольни в стиле проекта первого этапа, а второй и третий ярус колокольни выполнил по своему проекту, стилистически заметно отличающимся от старого проекта.

К сожалению, доступ к оригиналам документов архивного дела с чертежами храма в Трахонеево невозможен, потому знакомиться с ним можно было только посредством микрофильмов, созданных около 15 лет назад. Возможности снять копии непосредственно оригиналов документов также не предоставлялось и копии были сняты с микрофильмов. Из-за того, что дело с чертежами весьма востребовано исследователями, микрофильмы сильно поцарапаны и качество полученных электронных копий весьма низкое.

Примеры нереставрированных исходных материалов:

Нереставрированный фрагмент 1

Нереставрированный фрагмент 2

Хотя кадры микрофильма охватывают все чертёжи, каждый чертёж переснят на несколько пересекающихся кадров. В связи с этим, полученные с микрофильмов электронные копии требовали кардинальной цифровой реставрации, что и было произведено в три этапа.

Первый – стыковка и совмещение нескольких кадров для получения единой картинки каждого листа чертежа. Из-за небольших отличий в фокусном расстоянии при съёмке, некоторые кадры оказались незначительно отличающихся, но влияющих на стыковку краёв кадров, масштабов. Поэтому практически ко всем кадрам пришлось применить изменение масштабирования. Со всеми кадрами пришлось провести операцию приведения к единой горизонтали.

Второй – очистка изображения от различных помех. Кроме упомянутых царапин на микрофильме, помехами были неравномерно освещённые листы исходного документа (поскольку чертежи являются достаточно большими и в деле подшиты сложенными и потому изогнутыми), сгибы бумаги, пятна не бумаге, не относящиеся к содержанию листов, служебные архивные пометки и прочее.

Третий – восстановление изображений. Задача состояла из прорисовки незначительного количества утраченных линий, привязки к прямоугольной сетке координат некоторых элементов, отклонившихся на изображении либо из-за изгиба бумаги, либо из-за неровной авторской склейки частей чертежа.

Отреставрированные чертежи могут использоваться в выставочно-экспозиционной области, реставрационных целях, построения уменьшенных копий. Существующая электронная версия должна в значительной мере облегчить дальнейший перенос чертежей в конструкторские графические пакеты или в программы для 3D моделирования.

С полными версиями всех описанных документов можно ознакомиться непосредственно в Долгопрудненском историко-художественном музее.