Садыкова Т. В.: Вопросы индивидуализации в проектировании дополнительных общеобразовательных программ туристско-краеведческой направленности

161

Т. В. Садыкова

(Московская область, г. Долгопрудный)

Вопросы индивидуализации в проектировании дополнительных общеобразовательных программ туристско-краеведческой направленности

Аннотация. В статье приводится опыт проектирования дополнительной общеобразовательной программы туристско-краеведческой направленности, которая прошла апробацию и успешно реализуется в средней общеобразовательной школе. Делается акцент на вопросы индивидуализации в практической деятельности с обучающимися.

Ключевые слова: дополнительная общеобразовательная программа, туристско-краеведческая деятельность, принцип индивидуализации, самореализация, событийно-ресурсная карта, индивидуальная образовательная траектория.

Questions of individualization in planning of the additionalgeneral programs of tourist-regional orientation

Abstract. To the article experience of additional general program oftourist-regional orientation that passed approbation andsuccessfully realized at high general school design is driven. An accent is done on questions of individualization in practicalactivity with student.

Keywords: additional general program, tourist-regionalactivity, principle of individualization, self-realization, eventfully-resource map, individual educational trajectory.


Приоритетной задачей, обозначенной в Стратегии воспитания в РФ на период до 2025 года, является формирование нового общественного статуса социального института воспитания, обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных педагогических традиций и современного опыта, создание и укрепление новых механизмов воспитания[1]. В качестве базовых принципов Стратегия развития воспитания определяет:

  • принципы субъектности воспитания,
  • социокульутрного развития,
  • гуманистической направленности воспитания,
  • социальной справедливости и равных возможностей детей при организации воспитательного процесса,
  • позитивной социализации и духовно-нравственного становления подрастающего поколения,
  • воспитания граждан демократического общества, способных реализовывать свой личностный потенциал в интересах поступательного развития России, общественного и личного прогресса, осуществлять самостоятельный выбор в пользу гуманистических общечеловеческих и национальных ценностей.

Образование (и основное, и дополнительное) становится не только средством освоения всеобщих норм, культурных образцов и интеграции в социум, но и создает возможности для реализации фундаментального вектора процесса развития человека — индивидуализации — поиска и обретения человеком «самого себя». Как известно, индивидуализация в образовательном процессе определяется как построение индивидуальных образовательных программ, включающих помимо учебной деятельности, субъективность каждого ученика. Индивидуализация — как признание индивидуальных различий — осуществляется в вариативности дополнительных образовательных программ. Однако, как свидетельствует практика, образование оказывается по-прежнему сосредоточено преимущественно на достижении предметных образовательных результатов, не готово обеспечить познавательную мотивацию, предоставить возможности свободного выбора образовательной траектории и сформировать умение проектировать для себя образовательную программу на протяжении всей жизни.

В автономном общеобразовательном учреждении муниципального образования города Долгопрудного средней общеобразовательной школе № 14 в течение нескольких лет успешно реализуется дополнительная общеразвивающая программа «Туристско-краеведческая экспедиция «Вектор». Программа синтезирует в себе несколько предметных областей: краеведение как формирование исторической памяти, спортивно-оздоровительный туризм – как самообеспечение человека в условиях природной среды, основы безопасности и культурологию.

Краеведение и туризм являются важнейшими средствами формирования у подрастающего поколения реального и правдивого представления об исторических событиях. При этом важно формировать у обучающихся субъектную позицию, предоставлять им возможность самим находить подтверждения историческим фактам и самостоятельно оценивать их значение для нашей страны.

Механизм реализации программы строится на принципах индивидуализации. Основная идея заключается в том, что каждый обучающийся проходит собственный путь к освоению того знания, которое именно для него сейчас является наиболее важным. Цель педагога при реализации данного принципа и заключается в помощи каждому в определении собственного образовательного пути и сопровождение его в построении индивидуальной образовательной программы.

В своих исследованиях Т. М. Ковалёва вводит понятие «индивидуализации» как «процесса, при котором активным в выборе содержания своего образования становится сам ребёнок. При индивидуализации позиция ученика становится активной, т.е. ученик выступает в качестве субъекта обучения. Задача индивидуализации – это, прежде всего, научить обучающегося самостоятельно управлять своей образовательной траекторий. И тогда педагог выступает уже как помощник, наставник, репетитор. При таком подходе педагог помогает ученику выявлять и нарабатывать свои собственные техники, приёмы работы, необходимые в построении своей индивидуальной образовательной программы»[2].

Понимая реализацию как исполнение замысла, получение результата, осуществление, воплощение чего-либо, приходим к выводу, что эта деятельность имеет смыслообразующий характер. Это процесс, направленный на самореализацию личности. Самореализация – это всегда выбор человеком направления активности, сферы приложения сил, способа воплощения себя. А сам выбор во многом определяется образом мира человека, установками, осознанием себя.

Структура программы «Туристско-краеведческая экспедиция «Вектор» представляет собой совокупность тематических общеразвивающих модулей туристско-краеведческого содержания и включает в себя 3 модуля, которые реализуются в течение года: «Моя экскурсия» — «Мой поход» — «Моя экспедиция». Каждый модуль включает в себя 3 уровня освоения содержания: эвристический, репродуктивный и продуктивный.

Программный материал эвристического уровня предназначен для формирования готовности обучающегося к включению в образовательную деятельность, для знакомства с основами туристско-краеведческой деятельности, определения уровня общих и специальных способностей обучающегося, создания комфортных условий для последующего выявления возможностей и предпочтений выбора вида деятельности обучающегося с учетом его интересов и способностей.

Программный материал репродуктивного уровня ориентирован на формирование у обучающихся знаний, умений и навыков в выбранной предметной области, способствующих профессиональной ориентации и успешной адаптации к жизни в обществе.

Программный материал продуктивного уровня предполагает формирование знаний, умений и навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности на уровне высоких показателей образованности в ней.

В ходе реализации программы задаются субъект-субъектные отношения между обучающимся и педагогом. Выстраивается индивидуальный образовательный маршрут каждого субъекта. Ученик как субъект, задаётся вопросами: какова моя цель, что я хочу, каким образом и где в современной жизни могут быть проявлены ценности и приоритеты, где в этой жизни есть место мышлению и отношениям между людьми.

На каждом модуле может быть реализована индивидуальная программа по выбору, исходя из собственно поставленных целей, задач и запросов обучающихся и родителей. Такой подход позволяет создать условия для выбора индивидуальной траектории обучения по программе. Позволяет участнику не просто вообразить своё будущее, в том числе профессиональное, но и «проиграть» его, исследовать собственные возможности в реальной, «взрослой» деятельности, проверить себя в совместной продуктивной деятельности, где мерой успеха является не школьная оценка, а объективный результат.

Таким образом, обучающийся попадает в ситуацию выбора. Ему предоставляется событийно-ресурсная карта, где он выстраивает свою индивидуальную траекторию (см. таблицу 1) и совместно с педагогом составляют тематическое планирование (см. таблицу 2).

Индивидуальная образовательная траектория

Фамилия, имя, отчество __________________________________

Педагог________________________________________________

Цель: (по прохождению модуля, темы) _____________________

Таблица 1

Модуль
(тема)
Деятельность
обучающегося
Обучающийся
научится
Сроки Форма
контроля
         

Родители (ознакомлены): _____________

 

Тематическое планирование

индивидуальной образовательной траектории

Фамилия, имя, отчество __________________________________

Педагог________________________________________________

Цель (например): участие в региональной краеведческой конференции «Отечество»

Таблица 2

Дата Тема Персональное
задание
Способы
работы
Сроки Форма
контроля
Результат
             

 

Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута обуславливается рядом условий:

  • осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора профилирующего направления дальнейшего обучения;
  • осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута учащимися;
  • активное включение учащихся в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута;
  • организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.

Таким образом, реализация программы «Туристско-краеведческая экспедиция «Вектор» позволяет не только значительно расширить и углубить знания обучающихся об окружающем мире, но и одновременно предоставляется возможность получить и развить разнообразные практические навыки: самоорганизации и самоуправления, общественной социальной активности, преодоления препятствий, обеспечения безопасности, что в конечном итоге, и определяет потенциал туристско-краеведческой деятельности как комплексного средства обучения и воспитания детей.


[1] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996 -р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

[2] Ковалева Т. М. Открытое образование и современные тьюторские практики // Проблемы современного образования. 2010. № 4. С. 19-23.