Музей «Огни Москвы»

256

16 декабря 2019 года в московском музее «Огни Москвы» состоялся Круглый стол с обсуждением проблемы взаимодействия музея с детьми – инвалидами, или, как говорят с особенностями ментального развития. Среди присутствующих были сотрудники музеев и учителя коррекционных школ. Обсуждалась проблема проведения занятий по программе «Из чего состоит город». Директор музея «Огни Москвы» Наталья Владимировна Потапова и её сотрудники раскрыли содержание этой программы и методику проведения занятий. Учителя коррекционных школ поделились опытом сотрудничества с музеем, раскрывая при этом характер восприятия детьми получаемой на экскурсии информации. Они подметили разницу в восприятии, когда экскурсия начинается от музея или от школы. Тот и другой метод имеет свои особенности. Дети коррекционных школ с большей активностью воспринимают городскую среду, если экскурсия начинается от школы. Но при этом они слабо усваивают понятия, связанные с конкретным предметом. Например, уличный фонарь для них просто фонарь как источник света. Экскурсия от музея имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, дети в музее узнают, что такое фонарь, его виды и назначение. То есть они воспринимают содержание музейного предмета. При последующей из музея экскурсии у них возникает более объёмное понятие о том же фонаре. При этом возникает эффект ассоциативного мышления. Но в случае проведения экскурсии от музея дети, добираясь до музея, воспринимают различную «уличную» информацию. Память их перегружается этой информацией. Воспринимать новую информацию в музее становится более сложно. Здесь и заключается проблема, которую следует решать сотруднику музея, чтобы переключить внимание с улицы на музейную экспозицию. Но и здесь надлежит учитывать особенности восприятия таких детей и переключать внимание не на саму экспозицию, а на конкретный музейный предмет – экспонат в экспозиции. Акцент на экспонат необходим ещё и для того, чтобы в последующей экскурсии по городу дети вспоминали, как выглядит предмет в музее. Тогда и предназначение того же уличного фонаря будет более понятным.

 

Однако и здесь существуют проблемы восприятия того, из чего состоит город. Разовая экскурсия от школы ил и от музея менее эффективна. Следует добиваться всё-таки того, чтобы дети были подготовлены к восприятию окружающей среды. Следовательно, нужны предварительные занятия как в школе, так и в музее, чтобы дети, имея соответствующую информацию, могли усвоить материал, который будет излагаться на экскурсии. Но при этом надлежит постоянно обращать внимание детей на ту информацию, которую они получили ранее, чтобы закрепить полученные знания.

Беседа за круглым столом проходила в дружеской обстановке. Коллеги внимательно выслушивали выступления и активно их обсуждали. В этой беседе принимал участие и методист нашего музея Н.И. Решетников, замечания которого о формах работы с детьми вызывали последующее активное обсуждение о возможности реализации современных форм работы с детьми, в том числе с учётом новых цифровых технологий и мультимедийных программ. Дети с особенностями ментального развития воспринимают мелькание картинок на экране с бóльшим вниманием. Поэтому усвоение информации разными способами и формами (предмет в экспозиции, его картинка в книге, на плакате, на улице в среде бытования и на экране в мультимедийной программе) может дать более эффективный результат познания. А если подкрепить полученные знания практическими действиями, то результат будет более полным и познание более устойчивым. О степени познания китайский учёный Конфуций говорил, что если человеку что-либо рассказать,  то это он может быстро позабыть, а если рассказать и показать, может запомнить надолго, но если рассказать, показать и научить делать – он запомнит и усвоит это навсегда.

Участники Круглого стола получили текст методических рекомендаций по реализации программы «Из чего состоит город» с тем, чтобы можно было получить предложения для совершенствования программы и её реализации.

Следует заметить, что многие формы реализации программы могут вполне применяться и для обычных детей, только в более усложнённой форме и насыщенной более разносторонней информацией.

Н.И.Решетников, фото автора.