Лоевская М.М.: Практики студентов-культурологов на Русском Севере и на Кипре

867
Китоврас (Кипр, Никосия, археологический музей)

М. М. Лоевская (Москва)

Практики студентов-культурологов на Русском Севере и на Кипре

Аннотация: Студенты-культурологи Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова факультета иностранных языков и регионоведения каждое лето уезжают на производственную практику, которая считается обязательной. Несколько лет подряд это были поездки на Русский Север – Каргополь; затем Елец, Рязань. В период зимних каникул для желающих организуется поездка на Кипр. Цель данных поездок заключается в изучении и сопоставлении культуры разных регионов. Посещение каргопольских и кипрских музеев позволило студентам сделать интересные открытия, позволяющие увидеть удивительное сходство кипрских и каргопольских глиняных фигурок.

Ключевые слова: практика, студенты, Кипр, Каргополь.

M.M. Loevskaya (Moskou)

The Traineeships in the Russian North and Cyprus for Culture Studies Students

Abstract: Every summer, students of Culture Studies at the Faculty of Foreign Languages and Area Studies (Lomonosov Moscow State University) leave for their compulsory traineeships. Several years in a row, they took trips to the Russian North – Kargopol, Yelets, Ryazan’. During their winter holidays, an optional trip to Cyprus is organized. The trips are aimed at the comparative study of local cultures. In Kargopol and Cyprus museums, the students discovered amazing similarities between the Cypriot and Kargopol clay figures.

Keywords: traineeship, students, Cyprus, Kargopol.


Студенты-культурологи Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова факультета иностранных языков и регионоведения каждое лето уезжают на производственную практику, которая считается обязательной. Несколько лет подряд это были поездки на Русский Север – Каргополь; затем Елец, Рязань. В период зимних каникул для желающих организуется поездка на Кипр. Цель данных поездок заключается в изучении и сопоставлении культуры разных регионов. Посещение каргопольских и кипрских музеев позволило студентам сделать интересные открытия: удивительное сходство таких персонажей, как Китоврас и Полкан

Эти образы встречаются в ветхозаветных апокрифах и произведениях русского народно-поэтического творчества. Возможно, объясняется это общими корнями, несмотря на то, что принадлежат они разным эпохам, разным цивилизациям и имеют разные судьбы.

Образ Китовраса встречается в ветхозаветных апокрифах о премудром Соломоне (этот текст студенты изучали на втором курсе на лекциях по древнерусской литературе). Имя этого фантастического существа (с греческого – κένταυρος) неразрывно связано с персонажами греческой мифологии – Кентавром.

Китоврас (Кипр, Никосия, археологический музей)

Апокриф (от греч. άπόκρυφоς – «тайна сокровенная») означает книгу «спрятанную», «потаенную», не признанную Церковью и запрещённую ею как литературу «душепагубную», «душеотводную», «отречённую». Столь суровое отношение объяснялось тем, что авторы ветхозаветных апокрифов пытались дополнить библейское сказание, раскрыть то, что «спрятано» в Библии. Запретный плод сладок – этим можно объяснить и необычайную популярностью апокрифов, кроме того, в доходчивой форме в них объяснялись сложные явления, которые в текстах Священного Писания были изложены недостаточно ясно и доступно для простого человека. Главное внимание при этом уделялось тому, чего не было в Св. Писании.

В XIV веке в список отречённых книг было включено «Сказание о том, как взят Китоврас Соломоном». Сам же персонаж был известен на Руси довольно рано, его можно было встретить на стенах Дмитриевского собора во Владимире (XII в.); на резных каменных рельефах Георгиевского собора в граде Юрьев-Польской (XIII в.); на монетах Серпуховско-Боровского княжества (XIV в.). На Корсунских вратах Софии Новгородской (XIV в.) Китоврас представляет собой лучника с густыми и красиво уложенными прядями. Есть мнение, что это символ самого дьявола, поражающего греховными помыслами (стрелами) человеческие души. «Лукавый» (лукав буквально – вооружен луком) напоминает, что за порогом церкви надо всегда иметь щит веры, чтобы угасить раскалённые стрелы (Еф. 6,16).

Иногда Китоврас изображается с крыльями и короной на голове, что может восходить к легенде, что он, как и Соломон, является сыном царя Давида, т.е. родным братом премудрого Соломона, которого превосходит мудростью и хитростью. Из мести он похищает жену царя Соломона и (видимо, для пущей сохранности) носит ее в ухе. Последний отправляется за ней, спрятав войско в лесу. Жена узнает Соломона и предаёт его Китоврасу. Предательски отвергнутый муж просит казнить его по-царски, перед повешением ему разрешено сыграть на рожке. Появляется войско Соломона и освобождает царя, а на приготовленной виселице вешают Китовраса и неверную жену.

Согласно русской версии апокрифа, царь Соломон нуждался в помощи Китовраса для того, чтобы построить Иерусалимский храм. Однако по Божиему повелению при создании Святая Святых «не дозволяется тесать камни железом», т.е. строительство должно происходить абсолютно бесшумно.  Справиться с такой сложной задачей Соломон не мог, поэтому по его приказу Китовраса обманным путём ловят и приводят в цепи с заклятием именем Божьим к царю. Но «дивий зверь» может ходить только прямым путём, поэтому он сносит всё на своем пути. Здесь сама собой напрашивается аналогия с античными кентаврами, которые также все сносили на своем пути. Но, в отличие от них, Китоврас способен на благородные поступки. Так, когда «убогая вдова» умоляет его свернуть и не разрушать её домик, милосердный Китоврас, пожалев её, «изогнулся около угла, не соступясь с пути, и сломал себе ребро»[1]. Премудрому Соломону всё-таки придётся расплатиться за своё коварство. После того как храм будет построен, Китоврас похитит его жену, отомстив тем самым за своё похищение, а самого царя он забросит «на край земли обетованной», наказав таким образом за гордыню.

Апокрифический Китоврас своими положительными качествами подобен мудрым кентаврам Фолу и Хирону. В сказании также используется мотив похищения. Так, в античной мифологии кентавр Несс похищает Деяниру, кентавр Эврит  – Гипподамию[2].

На русском Севере до сей поры необычайно популярен образ Полкана – «полуконя», вернее получеловека-полуконя. Он является неотъемлемым образом традиционных русских керамических игрушек в Каргополе. Лепили его на счастье. Фигурку Полкана с добродушным лицом, окладистой бородой можно найти в любой сувенирной лавке от Архангельска до Соловков.

Полкан (Каргополь, частный музей семьи Шевелёвых)

О каргопольском Полкане говорится следующее: «Полкан, огромный и добрый богатырь, защитник людей от сил зла. Он наполовину бравый генерал: грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой, а туловище – как у коня, и на ногах копыта. На груди Полкана – лучистое солнышко». Очень редко лепили Полкана удалым и молодцеватым, обычно он статный «стар матёр человек». Известная игрушечница Ульяна Бабкина говорила: «В старину жил такой. Хлеб помогал людям растить, землю от врагов оберегать. Руки у Полкана сильные, грудь могучая. А на груди – солнышко. Ноги – что у коня – быстрые. А на них – золотые копыта». Этот богатырь являет собой образ тихой несокрушимой силы народной [3].

Это фантастическое существо пришло из народных легенд и преданий. «В нём сохранилась древняя основа мифологического образа, на которую наслоились сказочно-бытовые черты. Упоминания о Полкане встречаются в русских былинах и сказках: он является кормчим корабля, которым командует Илья Муромец; в споре с Аникой-богатырём Смерть упоминает Полкана как самого сильного и непобедимого богатыря; в свите князя Владимира он стоит в одном ряду с самыми сильными богатырями, такими как Самсон Колыванович и Святогор. Имя Полкан стало нарицательным для людей необыкновенной силы. Сам же герой русского эпоса обладает сверхъестественной силой и скоростью бега (одним прыжком может преодолеть расстояние в семь вёрст. Царствует он в граде Лукоморье: днём – над людьми, ночью – над зверями и птицами[4].

Как и античные кентавры, Полканы были как добрыми по отношению к людям, так и злыми. «Чудище Полканище» – своего рода «близнец» Идолища Поганого – кровожадного и беспощадного. Он «в Киеви людей поедает, по туриному жвачку жует»[5]. Илья Муромец, обменявшись одеждой с каликой, является в Киев, застает Полкана за едой и, посмеявшись над его обжорливостью, раскалывает надвое.

В сказках о Добрыне Полканы – свирепые чудовища из «за-астраханских степей». Вид их устрашающ и поистине ужасен: глаза сверкают, как огонь, из пасти вылетает пламя; они в крови с головы до ног… Непобедимые воины, они мечут по врагам камни величиною с горы и тучи трехсаженных стрел[6].

Совершенно иным предстает Полкан в сказке о Бове королевиче. Сначала он выступал как враг Бовы и преследует его, когда тот спасается бегством из плена. Они вступают в бой: Полкан бьёт беглеца огромным вырванным дубом (на рисунке – мечом), но побеждает бесстрашный королевич. После сражения бывшие враги становятся друзьями и соратниками. Полкан верой и правдой служит Бове, защищает и помогает ему сражаться с недругами. Полкан считается практически неуязвимым, но помнит и отлично знает, что должен погибнуть от львиного когтя, что впоследствии и происходит (защищая детей и жену Королевича от когтей и клыков хищных и кровожадных львов, он погибает) как благородный герой.

Люди с туловищем коня – полулюди-полукони, – можно сказать, кочуют из одного мифа в другой, из одной цивилизации в другую. Античная культура, создавшая основные образы, роды, виды и жанры литературы, способствовала тем самым развитию византийской литературы, которая, в свою очередь, в значительной степени обогатила древнерусскую литературу и культуру, повлияла на ход её формирования. Вероятно, не без влияния апокрифической литературы и народного эпоса на Руси появляется свой Китоврас – Полкан.

В керамической мастерской студенты под руководством опытного мастера пытались слепить фигурки Полкана и Полканихи (образ последней мы также видели в кипрском археологическом музее).

Полканиха

После обжига фигурки мы забрали с собой в Москву. На занятиях, посвященных культуре Русского Севера, эти фигурки студенты раскрашивали, используя традиционный северные орнаменты.

Студенты после практики

Выездные практики важны для научно-исследовательской самостоятельной работы студентов, так и для творческого процесса. Во время поездок устанавливаются неформальные отношения между студентами и преподавателями, которые в дальнейшим благотворно сказываются на продолжающемся учебном процессе и усвоении учебного материала.


[1] Сказание о том, как был взят Китоврас Соломоном // Библиотека литературы Древней Руси.  СПб., 1999. Т. 3. С. 175.

[2] См.: Зелинский Ф. Ф. Сказочная древность Эллады. М., 1993;Кун Н. А. Легенды и мифы древней Греции. М., 1975; Энциклопедия классической греко-римской мифологии. Ногинск, 2014.

[3] См.: Словарь библейских образов / Под ред. Л. Райкена. СПб., 2005; Срезневский И. И. Материалы для словаря древне-русского языка по письменным памятникам.  СПб., 1893. Т. 1.

[4] Около 7 км.

[5] Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона [эл.верс.]

[6] Около 6 м.