Кондратьева Н. Ю.: Печатная продукция Переславской типографии. Афиши.

178

Н. Ю. Кондратьева

(Переславль-Залесский)

Печатная продукция Переславской типографии. Афиши.

Аннотация: В работе описывается история комплектования документального фонда Переславль-Залесского музея-заповедника. Основное внимание уделено печатной продукции Переславской типографии с конца XIX до середины XX века.

Ключевые слова: музей, типография, печатная продукция, афиши, Переславль-Залесский

Kondratyeva N.Y. (Pereslavl-Zalessky)

Printed products of Pereslavl printing house. Posters.

Annotation: The paper describes history of the documentary fund acquisition of Pereslavl-Zalessky reserve museum. The main attention is paid to the printed materials of the Pereslavl printing house from the end of the XIX to the middle of the XX century.

Печатная продукция Переславской типографии. Афиши. Pereslavl-Zalessky, documentary fund, museum, documentary fund acquisition.


Переславль-Залесский – один из старейших и красивейших русских городов, основанный в 1152 году младшим сыном Владимира Мономаха (1053-1125) Юрием Долгоруким (1090-е-1157) и входивший в состав Владимиро-Суздальского княжества. Раскинулся он в долине, у места впадения реки Трубеж в Плещеево озеро. История Переславля интересна и разнообразна. С Переславлем связаны судьбы многих известных людей: Василия III, Ивана Грозного и др. Уроженцем Переславля-Залесского был выдающийся полководец и политический деятель своего времени Александр Невский. Во времена опричнины в 1564 году по указанию Ивана Грозного перестраиваются и укрепляются стены Никитского монастыря, который предназначался в качестве второго центра опричнины. Если бы произошла измена в Александровской слободе, то царь смог бы быстро добраться до Переславля и укрыться за стенами верного ему монастыря. В 1612 году через город прошло ополчение Минина и Пожарского. Многие переславцы тогда примкнули к войску и приняли участие в освобождении Москвы. Именно здесь, в конце XVII века (1689-1693 гг), на берегу Плещеева озера юный Пётр строил «потешную флотилию», которая стала началом российского военного флота[1].

Музей был открыт для посетителей 28 мая 1919 года. Расположился он в Успенском (Горицком) монастыре. Его основателем и директором стал местный историк и краевед Михаил Иванович Смирнов (1868-1949), автор многих исторических работ и исследований. В начале 1920-х годов активно велась работа по выявлению памятников, имеющих историческое и художественное значение: исследовались архивы и библиотеки церквей, монастырей, обследовали усадьбы Переславского уезда и т.д. Сейчас музей располагает большим и интересным собранием: археологическими памятниками, рукописными книгами, произведениями живописи, скульптуры и т.д. Сотрудники Переславского музея организовали работу по изучению родного края, проводили археологические и этнографические экспедиции. Принимали активное участие в работе научно-просветительского общества (ПЕЗАНПРОБ): выступали с докладами и лекциями. Велась большая краеведческая работа. Большое внимание уделяли работе с подрастающим поколением.

 

Среди различных документальных источников Переславского музея-заповедника не последнее место занимает печатная продукция Переславской типографии. Коллекция начала формироваться одновременно с организацией Переславского музея. В стране образовалась политическая ситуация, при которой произошёл переход частной собственности в государственную: типография А. М. Шаланина стала государственной типографией. Все имевшиеся в наличии образцы печатной продукции были переданы в музей. В первую очередь, это различные листовки, воззвания, указы, постановления. Часть предметов поступила из Музея истории и реконструкции города Москвы. Остальные передавались в музей по мере их выпуска.

Обратимся к истории типографии. Согласно рукописи М. И. Смирнова «Переславская типография», первый типографский станок появился в Переславском уезде вскоре после начала книгопечатанья в Москве (1563 г.). Сохранился псалтырь, на входном листе которого значится 1577 год. Печатался он в Александровой слободе, входившей до 1778 года в Переславский уезд. В самом же Переславле-Залесском типография появилась лишь в конце 1879 года. До этого времени различная печатная продукция заказывалась в Москве и Владимире.

Идея ‑ открыть типографию в Переславле – возникла у Александра Михайловича Шаланина. Родился он 15 августа 1859 года. Получил образование в реальном училище. Продолжить обучение в высшем учебном заведении не получилось: держал экзамен в технологический институт, но по конкурсу не прошёл. Тогда решил реализовать себя в типографском деле, открыв типографию в родном городе. Чтобы набраться опыта в типографском деле, уехал в Москву и поступил на службу в типографию «Барнет и Пигот». В течение нескольких месяцев в качестве простого рабочего работал на типографских и литографских станках, вникал в типографское дело. Возвратившись, хотел открыть своё дело, но ему было только 20 лет. Поэтому до достижения 21 года типография временно была открыта на имя его брата Михаила Михайловича Шаланина. Деньги на открытие типографии дала мать. Официально типография перешла к Александру Михайловичу лишь в 1881 году.

Типо-литография первоначально была открыта в деревянном одноэтажном флигеле Шаланиных на углу Семёновской улицы и Предтеченского переулка. Были куплены подержанные типографские и литографские станки и набран штат рабочих. Документов, относящихся к внутренней работе типографии (о производстве, бухгалтерии) не сохранилось. Дело оказалось доходным. Уже в 1881 году пришлось расширить производство. Для этого пришлось увеличить помещение. Сделали большую пристройку и оба здания поместили под одну крышу. Вход сделали с улицы по центру здания. Чуть позже заменили старые станки на новые: продали старые и купили ручную скоропечатную машину, литографскую скоропечатную машину и печатный станок. Также была оборудована и переплётная мастерская. Все машины приводились в движение ручным способом. Доход типографии колебался от 7500 рублей до 8000 рублей. Рабочих было 14-15 человек. Заработок в месяц составлял от 2 рублей 50 копеек мальчику, до 30-36 рублей мастеру[2].

Выпускалась различная печатная продукция: этикетки, визитки, приглашения на бракосочетание, журналы, постановления, бланки, отчеты, обёртки для чая («сорочки»), афиши и т.д. Заказчиками большей частью были фабриканты, владельцы небольших заводов, кабатчики, купцы, городская и земская управы и т.д.

Самым крупным заказчиком был Мартиниан Борисовский, владелец большого предприятия в городе – бумагопрядильной фабрики с числом работающих около двух тысяч человек (при населении города около одиннадцати тысяч человек). Для этого производства требовалось большое количество различных этикеток, бланков, конторских книг.

Не отставало и купечество. Купец 1-й гильдии, владелец красильной фабрики Сергей Петрович Павлов большей частью заказывал цветные ярлыки и этикетки. В городской черте было много винных складов. Например, городской голова Пётр Фёдорович Александров, имея во владении оптовый винный склад, заказывал в типографии этикетки с надписью: «Дистилированное столовое вино», «Очищенное вино» и т.д. Большие заказы поступали и от Фёдора Осиповича Евреинова, владельца водочного завода и винного склада. Он заказывал цветные этикетки. Печатались визитки и пригласительные на различные торжества. Заказы поступали и от чиновников, и от различных общественных организаций: «Переславского общества призрения бесприютных и нуждающихся в защите детей», «Переславского общественного собрания» и т.д. Печатались уставы, отчёты, журналы, брошюры. Требовалось большое количество бланков и канцелярских книг. Много заказов делала Городская Дума и местная земская управа. Необходимо было доводить до жителей различные указы, распоряжения, постановления и т.д. Заказы поступали со всего уезда. Часть печатной продукции того времени отражает культурную жизнь города и уезда. Например, был напечатан труд учителя духовного училища Н. Виноградова «Наставление географическому черчению». Печатались афиши к спектаклям и лекциям. Заказы поступали и от владельца аптеки Штрауса Адольфа Ивановича (русского немца). Он делал заказы на бланки, сигнатурки (часть рецепта с указанием способа употребления лекарства или копия рецепта, прилагаемая аптекой к изготовленному лекарству) и т.д. Кроме того, большие заказы поступали и в переплётную мастерскую. Например, владелец медно-литейной фабрики церковной утвари Андрей Петрович Захряпин делал заказы на переплетение евангелий, которые позже обкладывались металлическими чеканными украшениями и продавались местным церквам и монастырям.

После 1905 года в России активизировалось революционное движение. Включились в него и Переславские типографские рабочие: ходили на забастовки, распространяли литературу среди рабочих и крестьян.

Быстрыми темпами в мире развивается промышленность. Прокладываются железные дороги, но они проходят в стороне от Переславля. Это не способствовало развитию города. Всё приходится доставлять в Переславль гужевым транспортом, а это не могло не отразиться на цене товара. Поэтому часть предприятий перепрофилируется, оптовые винные склады и вино-водочные заводы частично закрываются. Это сказывается на заказах на печатную продукцию – их становится всё меньше и меньше. Да и качество продукции перестало удовлетворять заказчиков.

Кроме того, одним из активных участников революционного движения был литограф Кузнецов Иван Николаевич (из крестьян Московской губернии). Полностью отдавшись политической работе, он уходит из типо-литографии. С его уходом перестаёт работать литографская машина (качество работы других литографских рабочих не устраивало заказчиков). С этого времени типо-литография становится просто типографией. Печатную продукцию опять стали заказывать в московских и владимирских типо-литографиях.

С февраля по октябрь 1917 года у власти находилось Временное правительство. Одновременно с ним функционировали Советы. Типография печатала продукцию и для тех, и для других. Это были бюллетени, воззвания, объявления, призывы, приказы и т.д. Например, «Бюллетень № 1 об избрании Переславского временного исполнительного комитета» (03.03.1917 г), «Бюллетень № 2 о вступлении временного исполнительного комитета в отправление своих обязанностей», «Обязательное постановление Временного исполнительного комитета о ненарушении помещичьих хозяйств до решения Учредительного собрания», «От Совета рабочих депутатов ко всем рабочим г. Переславля об организации Совета и содействии ему» (23.03.1917 г) и т.д.

Тяжёлая обстановка в стране в 1914-1920-х годов нашла отражение в воззваниях и листовках: воззвания центральных органов, белогвардейская опасность, массовое дезертирство с фронтов, мобилизация, поддержка инвалидов войны и т.д.

30 марта 1917 года в Переславле был образован общегородской Совет рабочих депутатов. 4 апреля 1917 года в доме Жириковых состоялось первое заседание Совета рабочих депутатов, а на следующий день в типографии было отпечатано обращение к переславским рабочим: «Товарищи рабочие и работницы! Лучшее будущее может быть осуществлено руками только рабочих. Довольно надеяться на милости…». 4 декабря 1917 года в типографии уже печатали первые номера газеты «Голос Переславль-Залесского Совета рабочих и солдатских депутатов».

Хотя владельца типографии уже не было в живых и владели типографией его наследники, но до 1919 года типография не была национализирована, поэтому на её продукции всё ещё ставили: «Типо-литография А. М. Шаланина».

С изменением политического строя меняется и продукция, издаваемая типографией. Появляется новая городская газета, печатаются листовки, распоряжения, постановления и т.д. В 1919 году типография переходит в ведение местного исполкома, а затем Совнархоза. С 1920 года (в это время во Владимирской губернии создаётся единый полиграфический отдел) именуется как «Государственная типография № 12». В 1926 году передаётся в ведение Промторга, а в 1929 году – в коммунальный трест. В 1930 году типография переезжает на новое место в здание на Народной площади, дом № 11 и именуется уже как «Переславская типография Ярославского управления издательств, полиграфии и книжной торговли».

С 4 декабря 1917 года по 11 марта 1918 года выходит газета «Голос Переславль-Залесского Совета рабочих и солдатских депутатов». Вышло всего 11 номеров. С 17 августа 1918 года до середины 1919 года выходили «Известия исполнительного комитета Переславль-Залесского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов». Газета имела приложения: «Труды научно-просветительского общества» и «Доклады краеведческого музея». В конце 1928 года вышло 11 номеров «Переславского рабочего» — объединённой двухнедельной газеты рабочих и служащих фабрик. С 14 сентября 1930 года стала выпускаться газета «Коммунар»[3].

В фондах Переславского музея-заповедника хранится коллекция афиш. В каталог вошла 171 единица хранения. Хронологические рамки каталога: 1899-1950-е гг.

А что же такое «афиша»? С давних времён человек использовал разные формы выражения: наскальные рисунки, письмена. С их помощью передавалась информация. Например, одним из первых письменных свидетельств, которые относят к категории древних афиш, является египетский папирус, датированный 164 г до н.э. В нём говорится о вознаграждении за поимку 2-х беглых рабов.

В Древнем Риме существовали специальные выбеленные стены — альбомы, где черной краской наносились сообщения от властей, предназначенные для обычных горожан. Каждый мог прийти на площадь и ознакомиться с «новостями» на таких «афишах».

Позже получили распространение театральные афиши, где крупными буквами печаталась информация о предстоящих выступлениях. А в 1450 году И. Гуттенберг изобрёл печатный станок, в результате чего афиши стали распространяться массово и люди могли свободно знакомиться с информацией, которая была в них представлена. Первые иллюстрации в афишах появились в 1491 году. Начиная с XVI века, афиша используется для рекламирования лотерей, ярмарок, выставок[4].

Первые афиши носили информационный характер, где главной задачей ставилось доведение до общественности различных указов, распоряжений и т.д. Позднее афиши стали содержать активные призывы к чему-либо (посещению театра, митингу, ярмарке).

По мере развития афиш стало понятно, что для привлечения внимания человека и предоставления ему важной информации, необходимо совместить рисунок с текстовой информацией. Во второй половине XIX века были изобретена цветная печать, которая украсила афишу и сделала её более привлекательной. Такие афиши носили не только информационный, но и рекламный характер. В такой форме афиши дошли до конца ХХ века, когда им на смену пришли цифровые технологии широкоформатной печати[5].

Таким образом, афиша – это документальный источник, характеризующий обстановку и отражающий события определённого времени. Каждая афиша содержит огромный достоверный материал. Именно через афиши мы можем перенестись во времени и окунуться в культурную и политическую жизнь города середины и конца 19 века. Сравнить её с культурной и политической жизнью города после революции 1918 года. В чём произошли изменения и в чём угадывается постоянство. Бывает, что очень трудно определить название той или иной существовавшей организации, а с помощью афиши этот пробел можно исправить.

Например, по афишам прослеживается долгое сотрудничество (связь) с труппой московского театра. Постоянные гастроли этого коллектива в Переславле давали жителям города возможность быть в курсе новинок и изменений в культурной сфере и политической жизни страны. Были представлены переславскому зрителю: спектакли «Вольная пташка» и «Молчание» (1899), «На дне» (1908), «Квадратура круга» (1920-1930-е), «Мандат» (1926), «Любовь Яровая» (1927), весёлая оперетта «Мадемуазель Нитуш» (1920-1930-е) и т.д.

Ставились спектакли и силами местных драмкружков. Много спектаклей было поставлено трудовым коллективом «Рабис» (рабочее искусство) под управлением Юрия Николаевича Соловьёва. Родился он в 1894 году в городе Мологе Ярославской области в семье священника. Учился в Ярославском Демидовском юридическом лицее, но был исключён за участие в забастовке в 1909 году. Театральная жизнь Юрия Николаевича Соловьёва началась в 1917 году: работал как организатор профессиональных театров, был и режиссёром и актёром. С 1924 года по 1930 год он арендовал летний театр в Переславле-Залесском для постановки спектаклей и концертов. Например, им была поставлена драма Л. Андреева «Не убий (Каинова печать)» (1920-е). С 1930 года Соловьёв уехал из города и работал в различных театрах. Участвовал в Великой Отечественной войне. Возвратился в Переславль и с 1953 года по 1968 год был руководителем драматического коллектива Дома культуры фабрики киноплёнки № 5. Им были поставлены спектакли: «Стряпуха» А. Сафронова, «Бедность не порок» А. Островского и др.

По афишам видно, что в городе массово читались лекции и проводились диспуты на различные темы: «Историческое значение удельных князей Переславского княжества» (1911), «Половое воспитание» (1927), «Культурная революция и религия» (1920-1930-е) и др.

В жизнь людей прочно входило кино. И на афишах мы читаем названия фильмов, которые демонстрировались: американский приключенческий фильм «Который из двух» (1920-е), исторический фильм «Октябрь» кинорежиссёра Сергея Эйзенштейна (1927), кинороман «Фаворитка магараджи (на пороге гарема)» (1920-1930-е), французский модный кинороман «Силуэты старого Парижа»(1920-1930-е), американская комедия «Папашин сынок» (1929) и др.

В советский период в городской черте проходили ярмарки-выставки коневодства (в то время коневодство было хорошо развито в районе) и сельскохозяйственные выставки-продажи.

Большое внимание уделяли и досугу местного населения ‑ часто устраивались массовые гулянья (например, с торжественным выходом, с оркестром из города в местечко Ботик) и спортивные соревнования.

Часто заказывались афиши для Переславского музея. Информировали население об открытии очередной выставки, приглашали посетить музей.

В музее имеется каталог афиш. Он составлен в хронологическом порядке. Описание афиш проведено по следующей схеме:

  1. Название.
  2. Место издания, год.
  3. Материал, техника, размер.
  4. Описание. В описании предмета приводится текст афиши в сокращении.
  5. Год и источник поступления.
  6. Номер документа по Главной инвентарной книге (КП).

Афиши коллекции Переславльского музея, являясь по сути документальными и достоверными источниками, отражали культурную жизнь города периода конца XIX середины XX веков. Обо всех событиях жителей города и района извещала афиша. Ведь только с помощью афиши можно было быстро проинформировать людей о предстоящем событии: выборах, городских мероприятиях, выставках и др. Невозможно представить, что исчезнет, например, театральная афиша. Печатные афиши до сих пор не утратили своей популярности. Они до сих пор востребованы.


[1] . См.: Иванов К.И., Пуришев И.Б. «Переславль-Залесский. Путеводитель по городу и окрестностям» Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1986.

[2]  Смирнов М. И. Рукопись «Переславская типография. Краткий обзор её работы за 50 лет (1879-1929 гг)», 1929 г. // ПЗМ. №.19156

[3] Васильев С. Д. Рукопись «Обзор периодической печати с 1917 по 1929 года», 1929 г. // ПЗМ. № 20849.

[4] История возникновения и развития рекламы – афиши и надписи – [Электронный ресурс]:http://gorodmedia.com/history-afishi/ (Дата обращения:15.03.19)

[5] Соболев П.В. Рукопись «ПЕЗАНПРОБ и М.И.Смирнов», 1993 г. // ПЗМ. №20840