Калашникова И. Н., Решетников Н. И.: Долгопрудненский музей и его деятельность по сохранению историко-культурного наследия

1198

И. Н. Калашникова, Н. И. Решетников

(Московская область, г. Долгопрудный)

Долгопрудненский музей и его деятельность по сохранению историко-культурного наследия

Аннотация. В статье раскрывается история становления и развития музея от местного краеведческого, созданного ветеранами-общественниками, до историко-художественного муниципального, работающего на профессиональных началах,

Ключевые слова. Долгопрудненский историко-художественный музей, совет музея, дирижаблестроение, воздухоплавание, научная конференция.

I.N. Kalachnikova, N.I. Rechetnikov

Мuseum of Dolgoprudny and working of preservation of historical and cultural heritage

Abstract. The article reveals the history of formation and development the Museum from the local history, created by veterans-public men to the historical, art municipal museum, working on a professional basis.

Key words. Dolgoprudny history and art Museum, Museum Council, Airship, Aeronautics, scientific conference.


1958 год. Начало музея.

Страна наша, тогда ещё великий Советский союз, только что, год назад, отметила 40-летие Великой Октябрьской социалистической революции. Праздник проходил по всей стране. Ликовал весь народ. На площадях развивались флаги. Гремела музыка. Звучали торжественные речи. Повсюду шли праздничные концерты. Это был 1957 год.

Но уже зрели значительные перемены. Скончался вождь народов И. В. Сталин (1953 год). Прошёл ХХ съезд КПСС (1956 год). Разоблачён культ личности И. В. Сталина. Выпускники школ в том году не сдавали экзамены по истории. На свободу выходили политические заключённые (да и бывшие уголовные преступники тоже). На собраниях звучали обвинительные речи в адрес бывшего кумира и обожателя. Горячие головы вывешивали на столбах портреты И. В. Сталина и разбивали их, а то и расстреливали. Бурное было время, подготовившее новое поколение передовых людей, названных шестидесятниками.

Но страна жила. Ничто не могло поколебать её развитие. Работали фабрики, заводы. Залечивались раны, нанесённые Великой отечественной войной.

Вот и у нас, в Догопрудном, жизнь продолжалась размеренной поступью. В 1957 году назрели условия для изменения статуса населённого пункта. Рабочий посёлок Долгопрудный стал городом. Ну а какой город без музея! Музею быть – решили ветераны. Их поддержали городские власти. Прошёл всего лишь год в организационных хлопотах. Наступил 1958 год. И музей был открыт[1].

Для чего?

Вопрос серьёзный и многоёмкий. Для чего человеку нужен музей? Почему человек не может обходиться без музея? Почему музеи создаются повсеместно на всём земном шаре? Почему люди ходят в музеи? Почему музеи первоначально ютятся в неприспособленных помещениях, а потом для них строятся великолепные здания-дворцы?

Ответ – не однозначный. Каждый человек находит свой ответ. Исходя из своих интересов, идёт в музей. В музее находит ответы на волнующие его ответы. Если говорить обобщённо, то музей, являясь социальным институтом, есть хранилище социальной памяти и местом передачи опыта поколений. В музее человек осознаёт своё место в обществе. Осознаёт, что он ЧЕЛОВЕК. Осознаёт непреложное правило: если хочешь, чтобы тебя понимали, научись понимать других. В музее мы понимаем друг друга, понимаем своё прошлое и, отсюда, строим своё будущее.

Эти ответы интуитивно понимали наши ветераны и на общественных началах, без какой-либо оплаты их труда, создавали наш музей, который существует вот уже 60 лет.

Кто же стоял у истоков нашего музея? Назовём их поимённо.

Александр Фёдорович Ловыгин, возглавивший инициативную группу по созданию музея. Вместе с ним создавали музей члены Совета музея:

Борис Антонович Гонсовский (секретарь Совета), Николай Павлович Волков,  Павел Ефимович Воронов, Гигорий Георгиевич Ильчинков, Агриппина Михайловна Колосова, Георгий Степанович Стоянов, Фрол Иванович Третьяков.

Состав членов Совета музея был утверждён решением исполкома Долгопрудненского городского совета. Основатели музея были не одиноки. Вокруг них сформировался актив, в составе которого были участники революции и гражданской войны Пётр Семёнович Клипов, Александр Григорьевич Сущиков; ветераны Великой Отечественной войны и труда Николай Фёдорович Бубенец, Михаил Георгиевич Фильшин, Михаил Николаевич Буйнов, возглавивший позднее совет ветеранов, Пётр Васильевич Жигарев, сменивший на посту директора музея А. Ф. Ловыгина.

Общее руководство музеем осуществлял отдел культуры исполкома Долгопрудненского горсовета, который долгое время возглавляла Ася Никитична Катина.

Где же изначально располагался наш музей? История его схожа с историей музеев, создававшихся во многих городах, в том числе и в Московской области. В Лобне, Клину, Зеленограде музеи открывались на первых этажах жилых зданий. Схожа с ними история Долгопрудненского музея.

Здесь следует заметить, что и в дореволюционной России многие музеи создавались, благодаря частной инициативе передовых людей того времени. Правда, это были люди с достаточным капиталом ‑ князья, графы, предприниматели. На основе своих коллекций они создавали музеи, которые первоначально располагались в их собственных особняках, а потом передавались в качестве дара государству. Но это были состоятельные люди. Они могли позволить себе формировать коллекции и открывать музеи. Таких возможностей в советское время у людей не было. Но если в стародавние времена необходимость сохранения национального наследия понимали люди просвещённые и с капиталом, то в советское время развернулось массовое движение по изучению истории родного края и созданию музеев, но без соответствующих материальных возможностей.

Однако необходимость сохранения национального достояния понимала и советская власть. А потому для благого начинания ветеранов были созданы возможные по тому времени условия. Каковы же были эти условия? Прежде всего – помещение для музея. По инициативе ветеранов и отдела культуры Исполком Долгопрудненского горсовета принял решение выделить для музея помещение в жилом доме № 19 по улице Первомайской. Это были две комнаты. В одной (15 кв. м) расположился Совет музея, в другой (38 кв. м) – экспозиционный зал. Здесь было тесно и неуютно. Коллекции музея пополнялись. Требовались дополнительные площади для экспозиции. В связи с этим, в 1960 году музею было предоставлено другое помещение. Это было барачного типа здание закрытой к тому времени воинской части, располагавшейся на территории нынешнего парка П. И. Долгова. Комната для работы Совета музея была большей по сравнению с предыдущим помещением. И для экспозиции были выделены два зала общей площадью 120 кв. м. Но после длительной эксплуатации воинской частью здание пришло в негодность. Всего два года размещался здесь музей. По причине аварийного состояния здания музей в 1962 году свернул свою экспозиционную деятельность. Начались поиски нового помещения. К этому времени указом президиума Верховного Совета РСФСР от 1 февраля 1963 года город Долгопрудный был отнесён к категории городов областного подчинения. А музей был переведён в помещение Дома пионеров по адресу: улица Циолковского, дом № 10. Старожилы помнят об этом потому, что на лестничной площадке 2 этажа во всём своём величии стоял медведь – чучело, которое удалось ветеранам раздобыть. Но здесь в двух комнатах было тесно. Да и Дом пионеров развивал свою деятельность, ему нужны были дополнительные площади для кружковой работы. Опять начались поиски нового помещения. Нашли. На углу улицы Первомайской и Институтского переулка в жилом доме на первом этаже располагался книжный магазин. Его перевели в другое помещение. Здесь и разместился музей. Условия работы были получше. Две комнаты (9 и 12 кв. м) и экспозиционный зал (120 кв. м). Но медведя здесь уже не было. Куда он «сбежал», мало кому известно. Мы тоже не ведаем. Пётр Васильевич Жигарев, будучи директором музея, сокрушался, что историю города невозможно было отразить в полном объёме. Город был ещё «закрытым». Деятельность многих горожан, учёных, инженеров, была засекречена. Потому о них нельзя было распространять какую-либо информацию и представлять их в экспозиции. Этим сдерживалось развитие музея. Тем не менее, работа продолжалась. Пополнялись коллекции, проводились встречи молодёжи с ветеранами, совместно с Домом пионеров проводились краеведческие конференции и различные юбилейные мероприятия. Когда в 1978 году был построен новый жилой дом по улице Циолковского № 34, в нём и было выделено первоначально небольшое помещение на 1 этаже – комната в 22 кв. м и экспозиционный зал (81 кв. м) и в этом же году была торжественно открыта Долгопрудненская картинная галерея. Галерея занимала два больших зала, а музей один небольшой. Здесь же на 1 этаже дома расположились отдел культуры и библиотека.

Ныне музей занимает практически весь первый этаж дома. В 2013 году Долгопрудненскому историко-художественному музею было передано в оперативное управление здание, в котором ранее располагался пансионат Московского камнеобрабатывающего комбината. Это каменное здание – Белый дом – бывшее  имение известного чаеторговца Кузнецова. В настоящее время проводится разработка проектно-сметной документации по сохранению объекта.

Это история передислокации музея. Рассмотрим его деятельность.

Деятельность Совета музея была разносторонняя, как по формированию коллекций, так и по организации, краеведческой, экспозиционно-выставочной и просветительной работы. Активистов, энтузиастов по изучению истории города, становилось всё больше. На основе краеведческих материалов по истории Долгопрудного и художественных коллекций в 1982 году был создан городской музей при Отделе культуры Администрации города.

 В 1982 году в состав Совета музея уже входило 17 человек. Его возглавил в качестве председателя ставший директором музея Пётр Васильевич Жигарев. Заместителем председателя Совета музея по организационной работе стал Николай Фёдорович Бубенец, а секретарём – Александр Григорьевич Косарев.

Активная работа по расширению форм деятельности музея проводилась благодаря инициативам членов Совета музея, в составе которого были: Михаил Семёнович Алёшкин, Павел Антонович Андрюнин, Валентина Людвиговна Виноградова, Георгий Илларионович Коновальчик, Александра Павловна Коробова, Александр Григорьевич Косарев, Антонина Михайловна Лагузина, Александр Михайлович Малахов, Евдокия Фёдоровна Морокина, Андрей Карпович Подгорецкий, Федот Семёнович Понасенков, Николай Иванович Решетников, Владимир Адольфович Устинович, Вера Андреевна Шибкова, Тамара Никитична Шубина.

В работе Совета музея принимали участие Б. Ф. Рубин, А. А. Сикорский и многие другие.

Вокруг Совета музея формировался актив патриотов родного города из числа учителей, представителей общественных организации и предприятий. Они не только помогали Совету музея и принимали активное участие в его делах, но и создавали музеи в школах и на предприятиях.

Движение по организации музеев распространилось по всей стране. Вот и у нас в Долгопрудном стали создаваться музеи при предприятиях и в школах. Энтузиастами изучения истории края и организации школьных музеев стали: Лариса Витальевна Козарь (школа № 3, музей Н. Ф. Гастелло), Юрий Сергеевич Романов (школа № 7, музей камнеобрабатывающего комбината), Фаина Борисовна Баранова, Андрей Андреевич Попович, Татьяна Павловна Грачёва (школа № 6, музей при турклубе ГНОМ – Гори Неугасимо Огнём Молодости), Ирина Сергеевна Мошникова (школа № 1, музей дирижаблистов и истории города), Дия Петровна Мошковская и Николай Иванович Решетников (школа № 2, музей судоремонтного завода и краеведческий клуб РОДНИК – РОДНой Изучаем Край),

Городской музей работал в тесном сотрудничестве со школьными музеями, организатором которых выступал Дом пионеров. В Доме пионеров регулярно проходили городские краеведческие конференции с участием школьников и наших славных ветеранов, активистов городского музея. Кроме краеведческих конференций Дом пионеров инициировал и проводил смотры музеев, туристско-краеведческие слёты (летние и зимние), конкурсы художественной самодеятельности, встречи с ветеранами и т.д.

Непременным участником всех этих мероприятий был городской музей. Его коллекции постоянно пополнялись. Формы работы совершенствовались. Музей раздвигал свои стены в прямом и переносном смысле.  

В 1992 году отдел культуры был преобразован в Управление культуры, структурным подразделением которого стал музей. Сотрудники музея, ранее работавшие большей частью на общественных началах, стали получать зарплату. В 2003 году музей приобрёл статус юридического лица и получил новое название: Муниципальное учреждение культуры «Долгопрудненский историко-художественный музей» (ДИХМ).

Назовём поимённо в хронологическом порядке руководителей музея и его теперь уже научных сотрудников, работавших в сложное переломное время с 1980-х по 2015 год. Время, когда нужно было осваивать премудрости музейного дела, а страна переживала глубокий политический и социально-экономический кризис.

Руководители музея: Сотникова Людмила Андреевна, руководитель музея, она же экскурсовод (1979-1984); Найчук Зоя Семёновна, она же главный хранитель (1984-1987); Тарабанова Регина Георгиевна, она же экскурсовод (1988-1997); Ронжина Тамара Александровна, она же смотритель (1997-1999); Чаплыгина Елена Владимировна, она же главный хранитель (1999); Беляева Лидия Николаевна (1999-2002); Курамшин Ринат Мухтарович (2002-2014),

В составе музея были уже не общественные деятели, ветераны и пенсионеры, а научные сотрудники: Надеждина Лариса Георгиевна, хранитель фондов, экскурсовод (1984-1991); Тюфтякова Елена Евгеньевна, научный сотрудник (1998-2003); Фролова Наталья Владимировна, заведующая экскурсионно-массовым отделом (2002-2014); Зайцева Лилия Фаритовна, главный хранитель (2003-2014); Фёдоров Сергей Александрович, заведующий сектором «Художественный фонд» (с 2004); Трусова Наталия Константиновна, заведующая сектором «Краеведение» (с 2006).

В 2015 году музей возглавила Галина Викторовна Якунина. При ней формы работы музея стали приобретать научно-исследовательский и научно-просветительный характер. С нею вместе в активную творческую работу включились научные сотрудники: Н. К. Трусова (главный хранитель), И. Н. Калашникова, С. А. Фёдоров, И. И. Севостьянова, С. В. Лопушко, И. В. Кувырков, А. В. Гаврикова, Н. В. Белолипская, Л. А. Михайлова и с 2018 г. Н. И. Решетников.

С 2018 года музей продолжает свою активную деятельность под руководством директора Калашниковой Ирины Николаевны с тем же коллективом музея и тем же составом общественников – друзей музея.

Обратим внимание на то обстоятельство, что музей в отличие от других городских и районных историко-краеведческих музеев является историко-художественным. Этому есть своё объяснение.

На заре своего существования он был краеведческим, отражая в большей степени историю города и частично его окрестностей. В 1977 году было принято решение о создании в Долгопрудном картинной галереи. А. Н. Катина, возглавлявшая тогда Отдел культуры Горисполкома, подготовила и направила письма в адрес художественных организаций и художников Москвы и Подмосковья с просьбой оказать содействие по собиранию картин для музея.

Большая часть экспонатов состоит из предметов, переданных городу Союзом Художников РСФСР: коллекции живописи, графики, скульптуры и предметов декоративно-прикладного искусства. Кроме того в организацию Художественной галереи в Долгопрудном большой вклад внесли Государственная Третьяковская галерея; заслуженный деятель искусств РСФСР М. Ф. Иванов-Чуронов; народный художник РСФСР В. М. Иванов; заслуженный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств РСФСР, лауреат Государственной премии СССР В. М. Сидоров, трудовые коллективы и общественные организации города.

Со временем музей расширил свои экспозиционные площади, заняв помещения, в которых ранее размещались отдел культуры и библиотека. Ныне музею принадлежит почти весь первый этаж жилого дома. Естественно, что этому предшествовали ремонтные работы и осуществлялось архитектурно-художественное решение экспозиционных залов. Было создано шесть постоянных экспозиций:

  1. Воздухоплавание и дирижаблестроение. Такая тема была обусловлена тем, что история города Долгопрудного непосредственно связана с дирижаблестроением. Ещё в 1930 году по решению Центрального Совета ОСОАВИАХИМ началась организация базы опытного строительства и эксплуатации дирижаблей (БОСЭД), которую решением Совета Труда и Обороны передали Всесоюзному Объединению Гражданского Воздушного Флота (ВО ГВФ). И уже 7 декабря 1931 года приказом № 462 по ВО ГВФ БОСЭД был переименован в комбинат «Дирижаблестрой». 1 мая 1932 года в воздух были подняты три воздушных корабля. Так началось дирижаблестроение и соответственно развитие других смежных предприятий. Было положено и начало новому населённому пункту, превратившемуся из площадки «Дирижаблестрой» в посёлок, а потом и город Долгопрудный. Эта важная для истории города тема и в последующее время является основной, как в решении экспозиционного пространства, так и в научно-просветительной работе.
  2. Долгопрудный в годы Великой Отечественной войны. Тема войны для жителей Долгопрудного чрезвычайно важна. Предприятия, ранее занимавшиеся научными разработками и производством дирижаблей, переквалифицировались на военные нужды. На том месте, где ранее производились дирижабли стали выпускать боевые самолёты. Здесь изготавливались аэростаты для защиты неба Москвы. Отсюда уходили на фронт горожане. Среди жителей города – участников войны есть Герои Советского Союза. Здесь после войны активную работу по сохранению исторической памяти проводили ветераны той суровой эпохи.
  3. Интерьер русской избы. Поскольку в границы территории Долгопрудного вошли его окрестности, бывшие, в основном, крестьянскими поселениями, эта тема отражалась и в соответствующей экспозиции, отражавшей историю русской традиционной культуры.
  4. Декоративноприкладное искусство. В окрестностях Долгопрудного широко развивались народные промыслы: лаковая миниатюра в Федоскино, живописные подносы в Жостово. Поэтому естественно было целесообразным показать предметы декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
  5. Изобразительное искусство. Поскольку музей стал историко-художественным, то в его залах стали экспонироваться произведения живописи, графики, скульптуры, а также работы, отражавшие народный быт и русскую традиционную культуру.
  6. Портретная галерея. В ней были представлены портреты выдающихся деятелей русской культуры, работы известных мастеров изобразительного искусства и произведения современных художников.

Если подводить итоги развития музея от его возникновения до настоящего времени, то можно выделить три этапа:

  1. Музей на общественных началах, сформированный ветеранами и общественными деятелями (1858-1992).
  2. Муниципальный музей как структурное подразделение отдела культуры исполкома Горсовета и затем юридическое лицо (1992-2014).
  3. Муниципальный музей как юридическое лицо (с 2014 г.), деятельность которого осуществляется на профессиональном музееведческом уровне.

На первом этапе коллекции музея формировались без учёта научных принципов комплектования. Это была так называемая собирательская работа по различным направлениям, отражающим историю Долгопрудного. С одной стороны, в музей по инициативе его организаторов поступали предметы, которые добровольно приносили местные жители. С другой стороны – это были случайные поступления. Часть предметов и документов приносили в музей ещё жившие тогда дирижаблисты и строители рабочего посёлка. Научной обработки создающегося фонда не проводилось. Основатели музея были без соответствующей музееведческой подготовки, да и учиться было не у кого. Коллекции формировались не столько для хранения и научного описания, сколько для экспонирования. Системы учётно-хранительской работы не было, что усугублялось неоднократной сменой помещений для музея. Да и не было ещё специалистов, которые занимались бы конкретным направлением в различных формах музееведческой деятельности.

Второй этап характерен вхождением музея в единую государственную музейную сеть. Были определены профессиональные должности специалистов – хранителей, экскурсоводов, экспозиционеров. Однако специалисты, работавшие в музее, не имели специального музееведческого образования. Все премудрости музейной работы постигали в результате практической деятельности.

Третий этап отличается от предыдущих тем, что в музее формируется система учёта и хранения. Экспозиция и выставки осуществляются, исходя из научно обоснованных рекомендаций, да и специалисты различных направлений музейной деятельности осваивают основы музееведения не только на практике, но и обучаясь на курсах повышения квалификации кафедры музееведения и охраны культурного наследия Московского государственного института культуры (МГИК). Экспозиционно-выставочная деятельность музея отличается системным подходом, более профессиональным уровнем архитектурно-художественного решения экспозиционных залов. На новый уровень выходит научно-просветительная работа, основанная опять-таки на системном подходе. Кроме традиционных экскурсий музей осваивает такие формы работы как мастер-классы, интерактивные занятия, музейные встречи, лектории. Особенность этого этапа развития музея является и факт передачи музею нового помещения – усадьбы Кузнецовых в Мысове. В связи с этим разрабатываются новые проекты, в том числе в сотрудничестве с кафедрой музееведения МГИК.

В настоящее время музей осуществил полную реэкспозицию. В его залах отражается:

  1. История Долгопрудного. Раскрывается его поэтапное развитие от возникновения площадки Дирижаблестрой и начального строительства жилых домов, производственных помещений и объектов социального и культурного назначения до современных предприятий и жилых кварталов. К 1990 году, то есть ко времени новых социально-экономических преобразований, в городе построены и получили своё развитие многие предприятия научно-производственного комплекса. Это Долгопрудненский машиностроительный завод (ДМЗ) ‑ нынешнее Долгопрудненское научно-производственное предприятие (ДНПП); Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики (ДКБА); Научный институт производства пластмасс и красителей (НИОПИК); Центральная аэрологическая обсерватория (ЦАО); Московский камнеобрабатывающий комбинат (МКК) с его посёлком «Гранитный»; Хлебниковский механический судоремонтный завод (ХМСЗ) с его посёлком «Водники»; Долгопрудненская агрохимическая опытная станция (ДАОС) по выращиванию новых образцов растений (исчезнувшая в 1990-е годы); Павельцевская нефтебаза и другие предприятия. Гордостью и центром по подготовке научных кадров является Московский физико-технический институт (МФТИ). Обо всём этом повествуется в специальном экспозиционном зале.
  2. Дирижаблестроение и воздухоплавание. Основной состав коллекций по этой тематике был сформирован ещё на первом этапе развития музея. Комплектование продолжатся и в настоящее время. Правда, самих дирижаблистов и основателей Дирижаблестроя уже нет в живых. Но их семьи ещё могут оказать существенную помощь в отражении славных страниц в истории города. В настоящее время в этом в отдельном зале экспонируются предметы, фотографии и документы о дирижаблестроении и воздухоплавании. Среди них макеты дирижаблей, корзина аэростата.
  3. Строительство канала им. Москвы. Долгопрудный находится на берегах канала им. Москвы. Строили его как канал Москва-Волга. Семьи многих строителей так и остались жить на территориях, прилегающих к каналу (Водники, Гранитный, Хлебниково). Здесь располагаются судоремонтный завод и яхтклубы под общим названием «Международный Московский речной порт». Всё это, как и само строительство канала, отражается в экспозиции, дающей наглядное представление о создании в годы первых пятилеток высокотехничного по тем временам гидросооружения
  4. Великая Отечественная война. В настоящее время это своеобразный мемориальный зал, в котором запечатлена память об участниках Великой Отечественной войны, в том числе о долгопрудненцах – Героях Советского Союза. Это торжественный зал, позволяющий проникнуть в обстановку того сурового времени. Наряду с предметным рядом в витринах, в экспозицию включена «Стена памяти» со списком долгопрудненцев – защитников Родины.
  5. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Возможность отображения в экспозиции этой темы имеется благодаря сформированной в своё время картинной галереи. Здесь портретная, жанровая, пейзажная живопись, графика, скульптура, изделия мастеров декоративно-прикладного искусства.
  6. Мемориальный кабинет. В экспозиционном комплексе представлен учёный-языковед Олег Николаевич Трубачёв (1930-2002). Он известен во всём славянском мире (и не только) как лингвист-славист, исследователь славянских языков и славянской ономастики, специалист в области сравнительно-исторического языкознания, лексикограф; доктор филологических наук, член-корреспондент АН СССР и академик РАН РФ. Жил он и работал в Москве, а загородная его дача располагалась в посёлке Хлебниково.
  7. Выставочный зал. Здесь регулярно меняются тематические выставки. С одной стороны, они отражают отдельные страницы в истории и культуре Долгопрудного и его окрестностей, с другой – представляют творчество горожан, их спортивные достижения (в том числе олимпийских чемпионов), мастерство народных умельцев; с третьей – проводятся коллекционные тематические, а также персональные выставки.
  8. Зал для интерактивных занятий. Здесь проводятся занятия с детьми, занимательные игры, встречи с ветеранами, заочные путешествия в прошлое, семинары и презентации книг.

Кроме научно-фондовой, экспозиционно-выставочной и научно-просветительной работы, в музее развивается и научно-исследовательская деятельность. К исследованиям привлекаются краеведы, в том числе публикующие свои работы в различных изданиях. Музей начал выходить на региональный всероссийский уровень. Только в 2018-2019 гг. в музее проведены две всероссийские конференции. Одна была посвящена воздухоплаванию («И снова в небе») с участием дирижаблистов и аэронавтов, другая – изучению и сохранению историко-культурного наследия («Музей и его научные исследования. Опыт и проблемы изучения историко-культурного наследия»). Музей установил и международные связи. Тесное сотрудничество осуществляется с Музеем Умберто Нобиле на его родине в Италии и посольством Италии в России. Музей в Долгопрудном регулярно посещают итальянские студенты, изучающие русский язык в рамках программы культурного обмена «Италия-Россия».

Подводя итоги, можно сказать, что Долгопрудненский историко-художественный музей состоялся как МУЗЕй – хранилище социальной памяти и передачи опыта поколений. Музей ищет и совершенствует формы изучения и сохранения историко-культурного наследия.


[1] К 50-летию музея в 2008 году авторским коллективом был издан альбом-путеводитель журнального типа «Долгопрудненский историко-художественный музей». В нём раскрывается кратко история музея и более подробно историческая и художественная экспозиции.