К 40-летию организации Дирижаблестроительного учебного комбината (ДУК)

26

Музей МАИ поделился с нашим музеем копией машинописи воспоминаний бывшего заместителя начальника Дириблестроительного учебного комбината (ДУК) по учебной части Владимира Владимировича Осинского, стоявшего у истоков создания учебного заведения. Статья была написана к 40-летию ДУКа в 1973 году, подробно рассказывает о его создании и его истории и, что особенно ценно, подготовлена непосредственным участником тех событий с привлечением воспоминаний ДУКовцев. Надеемся, что эта публикация будет интересна не только исследователям истории дирижаблестроения, но и жителям нашего города, к которому  советское дирижаблестроение имеет непосредственное отношение.

Создание в Москве Дирижаблестроительного Учебного Комбината Гражданского воздушного флота было неразрывно связано с интенсивным ростом в годы первых пятилеток советского авиастроения и развитием гражданской авиации и воздухоплавания. В историческом развитии воздушного флота страны определенное место занимала и проблема дирижаблестроения. Еще в двадцатые годы были построены по инициативе общественных организаций в Ленинграде и в Москве дирижабли «I Октябрь», «Химик-Резинщик», а в 1930 году «Комсомольская Правда». Это были мягкие дирижабли небольшого объема.

В системе Гражданского воздушного флота в 1931 году было создано специальное предприятие — «Дирижаблестрой». В 1933 году «Дирижаблестрой» выпустил с участием инженеров-конструкторов ЦАГИ три первых учебных дирижабля мягкой конструкции «СССР-В-1», «СССР-В-2» и «СССР-В-3». Ранее построенный дирижабль «Комсомольская Правда» получил опознавательный знак «СССР-В-4». Все три учебных дирижабля, «В-1», «В-2» и «В-3» собирались в Ленинграде, с использованием имевшихся там /в самом Ленинграде и под Гатчиной/ старых эллингов, построенных еще в дореволюционной России. В то же время под Москвой на ст. Долгопрудная Савеловской железной дороги производилось сооружение эллингов для строительства более мощных дирижаблей полужесткой конструкции. Самым большим из них, построенных в СССР, был дирижабль «СССР-В-6», объемом 18 500 м3. Первый полет этого дирижабля, получившего название «Осоавиахим», состоялся в 1934 году. Развертывание строительства в эксплуатации дирижаблей требовало организованной подготовки инженерно-технических и летных кадров и создания специального учебного заведения.

Проблема кадров была одной из важнейших проблем периода восстановления народного хозяйства. Ощущался острый недостаток во всех отраслях народного хозяйства. Вопрос подготовки кадров был специально рассмотрен на июльском /1928 г./ и ноябрьском /1929 г./ Пленумах ЦК ВКП/б/. Июльский Пленум принял ряд важнейших решений по организации работы вузов. Ноябрьский Пленум ЦК ВКП/б/ обязал Госплан, ВСНХ, НКЗ и Наркомпросы разработать пятилетний план подготовки специалистов высшей и средней квалификации. Решения этих Пленумов ЦК ВКП/б/ оказали исключительно плодотворное влияние на все дело подготовки кадров в стране и, в частности, для гражданской авиации и авиапромышленности.

В Ленинграде в 1930 году на базе факультета воздушных сообщений Ленинградского Института Инженеров путей сообщения был создан Ленинградский Учебный Комбинат Гражданского воздушного флота /ЛУК ГВФ/ в составе Института Инженеров ГВФ с рабочим факультетом и авиационного техникума.

В Москве в Московском Высшем техническом училище в январе 1930 года был создан Аэромеханический факультет, на базе которого в мае 1930 года было организовано Высшее Аэромеханическое училище, к концу года преобразованное в Московский авиационный институт. Как в Московском авиационном институте, так и в Ленинградском институте инженеров ГВФ с 1930 года уже велась подготовка инженеров-дирижаблистов на Воздухоплавательных отделениях, а затем на Воздухоплавательных факультетах этих высших учебных заведений. Однако создание воздухоплавательных факультетов, также как и создание затем специального учебного заведения по подготовке инженерно-технических и летных кадров дирижаблистов не могло бы быть осуществлено в предельно короткие сроки, если бы это не было подготовлено сложившимися ранее учебными организациями по подготовке кадров для воздухоплавания в недрах старейших учебных заведений страны, а именно МВТУ и ЛИИПС. В этих учебных заведениях благодаря наличию в них квалифицированных ученых и преподавателей — энтузиастов Советского воздухоплавания создались к началу тридцатых годов специальные учебные курсы конструкции, расчета на прочность и аэромеханики дирижаблей. Так, на факультете воздушных сообщений ЛИИПС с начала двадцатых годов велось преподавание курса «Аэростаты», который на Воздухоплавательном факультете ЛИИ ГВФ был развернут и разбит на несколько отдельных курсов. Преподавание этих курсов вел доцент, а впоследствии профессор А.Г.Воробьев, который опубликовал ряд научных работ по вопросам воздухоплавания и создал несколько учебных пособий по механике свободного аэростата, динамике полета дирижабля и др.; ему активно помогали молодые научно-педагогические работники: С.М.Матвеев, Н.Я.Фабрикант, К.С.Кирпичников и др. Также в МВТУ, а потом в МАИ создавали соответствующие специальные курсы Н.В.Лебедев, К.К.Федяевский, М.Н.Канищев, профессор П.Т.Калиновский и др.

Вопросы подготовки кадров для дирижаблестроения были предметом специального рассмотрения коллегии Главного управления Гражданского воздушного флота, в своем постановлении от 4 марта 1938 года Коллегия приняла решение о создании единого Воздухоплавательного учебного комбината в г.Тушино, в котором должны были объединиться Дирижаблестроительный институт /созданный к тому времени путем выделения Воздухоплавательного факультета из МАИ/, Воздухоплавательный факультет ЛУК ГВФ и Воздухоплавательная школа, организованная Дирижаблестроем в 1932 году.

1 июня 1933 года в развитие Постановления коллегии Аэрофлота был издан приказ начальника ГУГВФ за № 323, в соответствии с которым был организован Воздухоплавательный учебный комбинат в составе Дирижаблестроительного Института и Воздухоплавательной школы в г. Тушино /ныне Тушинский район г.Москвы/. Студенты и ряд преподавателей Воздухоплавательного факультета ЛУК ГВФ были переведены в г. Тушино; также было перевезено из Ленинграда специальное лабораторное оборудование Воздухоплавательного факультета. Начальником Комбината был назначен Д.М.Дулицкий, заместителем начальника комбината по учебной части — В.В.Осинский.

В скором времени Воздухоплавательный Учебный Комбинат был переименован в Дирижаблестроительный Учебный Комбинат и получил сокращенное наименование «ДУК», под которым он известен в истории советской высшей школы и гражданской авиации.

В 1934 году Дирижаблестроительный институт произвел первый выпуск инженеров дирижаблестроения, и в дальнейшем ежегодно производились новые выпуски. Председателем ГЭК в нескольких выпусках был профессор В.А.Семенов.

В институте проводилась подготовка инженеров дирижаблестроения широкого профиля, а в Воздухоплавательной школе — подготовка техников по эксплуатации дирижаблей, пилотов сферических аэростатов и пилотов штурвальных дирижаблей.

Учебный план Дирижаблестроительного института рассчитанный на 6 лет обучения, включал основательную подготовку по общенаучным дисциплинам, теоретическим авиационным дисциплинам и специальным дисциплинам по конструкции, аэродинамике, расчету на прочность дирижаблей и их эксплуатации. В учебный план института были также включены курсы конструкции и расчета на прочность самолетов и курс воздушных сообщений. Это позволило впоследствии при свертывании строительства дирижаблей в нашей стране без труда переключить выпускаемых ДУКом специалистов на работу в авиационной промышленности, научно-исследовательских организациях и в ведущих конструкторских бюро по самолетостроению.

Должное качество подготовки выпускаемых Дирижаблестроительным институтом специалистов обеспечивалось высококвалифицированным преподавательским составом.

В коллективе института вели научно-педагогическую работу такие крупные специалисты, как профессор Б.М.Земский, профессор К.К.Федяевский, профессор П.Я.Кочина /ныне действительный член Академии наук СССР/, профессор М.М.Масленников, профессор Н.А.Рынин, профессор П.Т.Калиновский, профессор М.М.Гернет, профессор Н.Я.Фабрикант, доценты В.Н.Берхин, С.М.Матвеев, Г.Н.Назаров, Д.В.Ангельский, главный инженер эскадры дирижаблей М.М.Кулик, инженеры-конструкторы Дирижаблестроя Б.А.Гарф, В.В.Катанский, Р.В.Пятышев, К.Г.Седых и ряд других высококвалифицированных специалистов.

Для практического обучения курсантов Воздухоплавательной школы в составе ДУКа был организован учебный отряд сферических аэростатов, на которых регулярно производились учебно-тренировочные полеты.

Одна из учебных групп института была укомплектована студентами, имеющими практический опыт пилотирования дирижаблей, и занималась по специальному учебному плану. Студенты этой группы еще до окончания ими института составили основные командно-летные кадры советского воздухоплавания; все они закончили вскоре институт и получили квалификацию инженера. Это были командиры дирижаблей, помощники командиров, корабельные инженеры: Н.С.Гудованцев, С.Д.Демин, В.Г.Лянгузов, И.В.Паньков, Н.Ф.Померанцев, B.И.Почекин, В.А.Устинович и др.

Дирижаблестроительный Учебный Комбинат был тесно связан с конструкторскими бюро Дирижаблестроя и эскадрой дирижаблей. Преподавательский состав ДУКа, студенческий и курсантский актив проводили интересную научную и экспериментальную работу. Силами института был сконструирован и построен с помощью Дирижаблестроя стратостат-парашют конструкции Т.М.Кулинченко. Сначала в 1935 году было произведено испытание летающей модели этой конструкции; пилотами учебно-летного отряда ДУКа С.С.Модестовым и В.C.Лысовым была достигнута высота 5 200 м; все теоретические расчеты были полностью подтверждены. После этого была осуществлена постройка стратостата-парашюта, предназначенного для полета в стратосферу. Стратостат, управляемый экипажем в составе командира А.А.Фомина, помощника командира А.Ф.Крикуна и научного сотрудника инженера М.И.Волкова, при полете в октябре 1939 года достиг высоты 16.300 м.

Кроме этого была проведена серия экспериментальных полетов на сферических аэростатах, в том числе подъем на аэростате планера на высоту 3800 м. с последующим стартом планера с этой высоты. Студентами — членами Авианито ДУКа в 1936 году был разработан проект спортивного дирижабля.

Преподавателями Дирижаблестроительного института в короткие сроки был написан ряд специальных учебников и учебных пособий по аэродинамике, расчету на прочность, баллонным и металлическим конструкциям, производству и эксплуатации дирижаблей и их спецоборудованию.

Эти учебники и учебные пособия издавались, как государственными издательствами, так и силами института. Научные работы преподавателей и аспирантов института систематически публиковались в сборниках трудов ДУКа.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20.IX.1935 года об увековечении памяти К.Э.Циолковского Дирижаблестроительному учебному комбинату было присвоено имя К.Э.Цинолковского и были учреждены 2 стипендии имени К.Э.Циолковского.

С 1936 года ДУК возглавлял А.А.Лаврентьев, умелое руководство которого способствовало развитию и совершенствованию этого уникального учебного заведения.

В конце 30-х годов работа по строительству и эксплуатации дирижаблей резко сократилась и также резко сократилась потребность в подготовке кадров дирижаблистов, хотя последние дирижабли работали еще в 1943-49 гг. В 1943 году был восстановлен дирижабль «СССР-В-12» /по типу дирижабля «СССР В-1″/, который выполнял работу по перевозке газа для аэростатов заграждения; в 1944 году был построен для тех же целей по проекту инженера Б.А.Гарфа дирижабль «Победа» и в 1947 году по его же проекту дирижабль «Патриот», разобранный в 1949 году.

В связи со свертыванием дирижаблестроения в СССР Дирижаблестроительный учебный комбинат в 1939 году был расформирован: Воздухоплавательная школа была закрыта, а Дирижаблестроительный институт реорганизован в Московский институт инженеров Гражданского воздушного флота им. К.Э.Циолковского с факультетами производства и ремонта самолетов, производства и ремонта авиадвигателей и дирижаблестроения. Через год этот институт был постановлением ЦК ВКП/б/ и СНК СССР от 17 июня 1940 года передан в введение Наркомата авиационной промышленности и на базе его был создан Московский авиационный технологический институт.

Несмотря на свертывание дирижаблестроения, выпускники Дирижаблестроительного учебного комбината, и в основном института, благодаря хорошей подготовке, успешно работали, а многие работают и в настоящее время в конструкторских бюро, научно-исследовательских организациях и на заводах. Так, выпускниками ДУКа являются: начальник ЦАГИ член-корреспондент Академии наук СССР Г.П.Свищев, начальник Летно-испытательного института доктор технических наук В.В.Уткин, главный инженер Машиностроительного завода В.П.Парубиновский, директор Центральной Аэрологической обсерватории Г.И.Голышев. Часть выпускников ДУКа по окончании учебного заведения были направлены в Советскую Армию, где они с честью выполнили свой долг перед Советской Родиной, некоторые из них были удостоены генеральских званий, а один из выпускников института И.А.Лавренов, возглавлявший в свое время партийную организацию ДУКа, занимал впоследствии ряд руководящих должностей в Советской Армии.

Так же и ряд выпускников Воздухоплавательных факультетов МАИ и ЛУК ГВФ, окончившие эти учебные заведения еще до организации ДУКа, с успехом работали и работают по настоящее время в различных научно-исследовательских и конструкторских организациях. Среди них: заместитель начальника ЦАГИ В.Н.Архангельский, начальник отдели ЦАГИ М.М.Кулик, занимавший в недавнем прошлом должности заместителя начальника ГосНИИ ГВФ и заместителя министра гражданской авиации и другие.

Таким образом и Воздухоплавательные факультеты вузов Москвы и Ленинграда и в особенности Дирижаблестроительный учебный комбинат, несмотря на сравнительно короткий срок его существования, сыграли положительную роль в истории советской высшей школы и дали стране немалое количество высококвалифицированных специалистов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гражданская авиация СССР. Москва,1967 г.Изд-во «Транспорт», стр. 76,79-81, 101-102.
  2. Технический бюллетень Дирижаблестроя. Москва,1938 г. №3, стр. 69-70.
  3. Технический бюллетень Дирижаблестроя. Москва,1933 г. №3, стр. 4-7.
  4. Технический бюллетень Дирижаблестроя. Москва,1935 г. №3, стр.5, 104.
  5. Личные воспоминания бывших преподавателей и работников ДУКа.
  6. Личный архив автора.
  7. Газета «Правда», 1935 г.,21 сентября.

В.Осинский.