Экспозиция 1932-1937 Канал Москва-Волга

2100

Экспозиция “1932-1937. Канал Москва-Волга” открылась в Долгопрудненском историко-художественном музее в декабре 2015 года.

Многие жители города Долгопрудного, да и других городов, стоящих на канале Москва-Волга (сейчас канал им.Москвы), если и имеют, то очень поверхностное представление о том, что за искусственная река протекает невдалеке от их домов. Уже нет в живых участников строительства. Уже почти нет свидетелей строительства.

Потому главная задача экспозиции – показать и рассказать, каким тяжёлым и важным было строительство канала Москва-Волга. Дать почувствовать атмосферу тех лет, со всеми отрицательными и положительными сторонами.

Для чего люди вообще строят каналы? Чтобы соединять разделенные от природы водные пути.

Но каналы умеют не только соединять, но и разъединять людей. Вот и наш, пройдя непрерывной голубой линией через леса, поля и болота, разделил живших испокон веков на этой земле людей, перебросил их в иные места обитания, разделил с родственниками и соседями, лишил малой родины и отеческих могил. А кого-то и самой жизни. Оставил горькую память не только у выживших строителей, но и у местных жителей – нечаянных и случайных свидетелей его рождения.

На одной чаше весов:
– по официальным данным более 22 000 погибших во время строительства Канала;
– не выясненное до сих пор число участников строительства, уничтоженных после строительства Канала;
– около полумиллиона заключенных, прошедших через строительство канала, трудившихся в невероятно тяжелых условиях буквально за кусок хлеба и право встретить каждый новый день живым;
– около ста перемещенных со своих мест населенных пунктов, разрушенный и затопленный древний город Корчева, тысячи переселенных с веками обжитых мест людей, разорванные трассой Канала экономические и человеческие связи.

На другой:
– одно из крупнейших гидросооружений мира, не потерявшее своей жизненной актуальности и на сегодняшний день, почти через 80 лет после ввода в эксплуатацию, непрерывно снабжающее Москву чистой волжской водой и обеспечивающее непрерывный водный путь из Москвы к пяти морям;
– мощный импульс, который придало строительство канала экономическому развитию региона северного Подмосковья, да и всей экономике страны, поставив задачу оснастить все его сооружения машинами и механизмами исключительно отечественного производства;
– строительство Канала и Иваньковского водохранилища на Волге положило начало колоссальному процессу преобразования всей водно-транспортной системы страны. На Волге, Днепре, северных реках и их притоках возникла целая цепь водохранилищ, образовавших глубоководную водную транспортную систему европейской части страны, которая существует и по сей день.

В создании экспозиции приняла участие группа по изучению истории канала “Москва-Волга.Ру“.
Помощь в оформлении выставки: студия дизайна “ИраПира”.