Бульвар воздухоплавателей

190

Долгопрудный по праву считается городом воздухоплавателей и гаванью советских дирижаблей. Десятки людей посвятили свою жизнь освоению воздушного океана на аппаратах легче воздуха. Многие из них за это отдали свою жизнь.

Осенью 1931 года около платформы Долгопрудная началось строительство дирижаблестроительной верфи. Вначале она называлась «База опытного строительства и эксплуатации дирижаблей» (БОСЭД), впоследствии переименована в «Дирижаблестрой». Крупным звеном в структуре Дирижаблестроя была эскадра дирижаблистов.

Большинство членов эскадры пришли сюда не по приказу, а по зову своего сердца, по велению своей души. Это люди, влюбленные в небо, не представляющие себе жизни без него, постоянно работающие над усовершенствованием управления полетом и техническими характеристиками дирижаблей и аэростатов. Большинство из них участвовали в строительстве и сборке дирижабля «Комсомольская правда» в Кунцевском овраге под руководством старейших воздухоплавателей конструктора Н.Ф. Фомина и выпускника Петербургской воздухоплавательной офицерской школы Е.М. Оппмана. Евгений Максимиллианович Оппман с 1910 по 1916 годы летал на русских дирижаблях «Кондор» и «Зодиак», участвовал в боевых операциях во время первой мировой войны. В эскадре Дирижаблестроя он обучал молодых пилотов, передавая им свой богатый опыт.

Пилотами эскадры Дирижаблестроя 29 сентября 1937 года был установлен мировой рекорд по продолжительности беспосадочного полета на дирижабле «ОСОАВИАХИМ СССР-В6», который составил 130 часов 27 минут. Экипаж корабля состоял из 16 человек, командиром был Иван Паньков. Рекорд продержался на протяжении 20 лет.

Иван Паньков
Иван Паньков

На Дирижаблестрое был создан первый в мире женский воздухоплавательный экипаж, его членами стали Вера Демина, Людмила Иванова и Евгения Ховрина. Все трое выпускники первого выпуска Воздухоплавательной школы.

Женский воздухоплавательный экипаж
Женский воздухоплавательный экипаж

С начала Великой Отечественной войны стали создаваться воздухоплавательные части для войск ПВО, для артиллерийских соединений и военно-морского флота. Костяком всех воздухоплавательных частей Красной армии являлись долгопрудненцы, специалисты-воздухоплаватели бывшего Дирижаблестроя. Вот как звучало историческое обращение к Генеральному штабу Красной армии, принятое на митинге воздухоплавателей в Долгопрудном 24 июня 1941 года :

«В наступивший решительный час Отечественной войны с озверелым фашизмом летный и технический состав воздухоплавательной группы выражает готовность быть на передовых позициях. Пилоты воздухоплаватели, имеющие большой летный стаж и парашютный опыт, просят направить их только в отряды аэростатов наблюдения на самые трудные и ответственные участки борьбы, чтобы совместно с артиллерией в короткий срок разгромить и уничтожить фашистов и вернуться к научно-исследовательским полетам на пользу советской науке и цивилизации».

В первые дни войны добровольно ушли на фронт воздухоплаватели В. Почекин, А. Крикун, М.Волков, В.Иезуитов, А.Жильцов, Н.Голиков, В. Раевский, Г. Коновальчик, Б. Невернов, В.Демина С. Карамышев, В. Шевченко и многие другие. Далеко не всем из них было суждено вернуться домой.

Вернувшись после войны в родной город многие воздухоплаватели работали в Центральной Аэрологической обсерватории. Среди них была Людмила Иванова, которая в 1948 году установила мировой рекорд по продолжительности полета на аэростате 4-ой категории объемом 1460 кубических метров. Продолжительность полета составила 34 часа 21 минуту.

Людмила Иванова
Людмила Иванова

В 1996 году двое воздухоплавателей города Долгопрудного получили награды Международной Федерации Воздухоплавания. Медаль «FAI» была вручена Людмиле Вильгемовне Ивановой и Золотая медаль Сантос Дюмона Владимиру Арнольдовичу Устиновичу, патриарху советского дирижаблестроения. Устинович единственный человек в России, имеющий Золотую медаль Сантос-Дюмона.

Владимир Устинович
Владимир Устинович

Мастерство воздухоплавателей понадобилось при сооружении саркофага над реактором Чернобыльской атомной станции. Подробно обо всех этих событиях и о необычных , счастливых, трудных, порой трагических, судьбах воздухоплавателей Долгопрудного можно узнать в «Долгопрудненском историко-художественном музее».